Как сделать историю с места событий. Как написать репортаж за семь шагов. Как написать репортаж образец студента

РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

В «Крокус Экспо» открылся долгожданный «Фотофорум» - самая крупная в России выставка, рассказывающая о последних достижениях в мире фото и видео. Каждый день на протяжении «Фотофорума» мы будем публиковать репортажи прямо из гущи событий, сделанные участниками клуба , - следите за обновлениями!

Словно по щелчку фотоаппарата на «Фотофоруме» снова собрались фотолюбители и профессионалы. Организаторы постарались, чтобы удивить гостей выставки, включив в программу отраслевые конференции, мастер-классы, автограф-сессии, выставки и фотоконкурсы. «Фотофорум» снова аккумулирует все новинки и тренды: в этом году, например, все желающие приглашены в «Школу блогеров», которая расскажет о дигатильной успешности, создании контента и завоевании онлайн-сердец.



Одной из важных тем форума остается печать фотографий, трепетное отношение к альбомам и тактильной культуре. Как и всегда, гости выставки могут познакомиться с оборудованием и услугами для производства фотокниг, принтерами и другими гаджетами. Первый день прошёл насыщенно, и пока вы собираете фоторюкзак на завтра, рассказываем о главных событиях первого дня.



Олег Зотов и Катерина Бобкова показали мастер-класс, как работать с моделью. Фото: Дмитрий Сотников

Фото: Евгений Жиляев. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

Фото: Мария Понамарева. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

«Фотофорум» стартовал сразу с нескольких профессиональных дискуссий. Первый круглый стол «Российский рынок потребительской электроники. Как эффективно использовать возможности роста» был посвящен тенденциям и рискам в сфере государственного регулирования рынка и основным трендам в потребительской электронике и фото. Спикеры отметили, что рынок потребительской электроники во всем мире продолжает медленное снижение, но тем не менее с марта 2017 года наметилась положительная тенденция в настроении потребителей.

На фотовидеорынке показывает рост только один сегмент - это системные фотокамеры, которые в России составляют уже 22% от общего оборота рынка. Еще один важный тренд - технология 4К, которая значительно поднимает продажи товара, будь то видеокамеры или экшен-камеры, дроны или телевизоры. Участники круглого стола прогнозируют продолжение роста рынка системных камер - как среднеформатных, так и особенно полноформатных.

Обсуждение продолжилось на круглом столе «Системные камеры как главный тренд фоторынка». В нем приняли участие Евгений Уваров, модерировавший дискуссию, Сафие Аль Хаффаф, GfK Rus, представившая статистику по рынку, Андрей Курганов, старший менеджер по маркетингу фото и видео продукции компании Sony Electronics, а также Павел Гуров - директор департамента фото- и аудиотехники компании Olympus.

Почему рынок полноформатных и среднеформатных системных камер набирает такие обороты? По мнению собравшихся, на рынке среднеформатных камер революция уже свершилась: 2/3 всех продаваемых камер - системные! А среди профессионалов уже 40% выбрали системные полноформатные камеры. Мобильность, «подключенность» или возможность быстро передать изображение или видео, удобство и простота - вот ключевые причины их популярности.

Собравшиеся обсудили с залом возможности и задачи, которые открывают перед пользователями системные камеры, и обсудили необходимость осваивать новые программные продукты. После круглого стола представители брендов пригласили гостей убедиться в своих словах и протестировать новейшие системные камеры на стендах компаний.

Открытие «Фотофорума» не обошлось без громких премьер: так, компания Sony представила новую полнокадровую беззеркальную камеру α9. Упор в новой модели делается на скорость съемки и бесшумность. По заявлениям производителя, эта беззеркальная камера обходит конкурентов по ряду характеристик и призвана стать незаменимым инструментом в условиях, когда требуется предельно быстрая фокусировка (например, для съемки спортивных мероприятий).

Также Sony показали новый объектив, который позволит гармонично дополнить новую Alpha 9. Весь комплект весит 2068 г, что совсем немного для профессиональной аппаратуры.

«Для компании самое главное - поддерживать профессионалов», - так Sony прокомментировали создание сети поддержки фотографов в России. Чтобы пользоваться всеми привилегиями такого сервиса, необходимо являться профессиональным фотографом (то есть фотография должна быть основным родом деятельности), обладать двумя топовыми камерами и тремя премиальными объективами Sony.

Не менее важным событием для фотографического и полиграфического мира стала конференция по фотокнигам, на которой выступили Алексей Кузьминых, генеральный директор компании «Фотолаб», и Антон Горбачев, арт-директор «Фотолаба», Дмитрий Федотов и Сергей Поливец, фотографы, представляющие компанию «Фото Фиера», а также Константин Данилов, менеджер по продукту департамента кино- и фотопродукции Fujifilm.

Возрастающий интерес и, что немаловажно, спрос на фотокниги является одним из основных трендов индустрии, и есть все основания полагать, что эта тенденция сохранистя надолго. Спикеры конференции были едины в том, что именно фотокнига как носитель, как медиум, позволяет во всей полноте и не только представить фотографии, но и создать по-настоящему ценный документ, важность которого будет со временем только возрастать. Общее мнение выразил Константин Данилов, представитель компании Fujifilm. По его словам, фотокнига - как раз тот формат, который выполняет основную функцию фотографии, то есть сохраняет для потомков информацию о сегодняшней действительности. Более того, Константин Данилов обратил внимание на то, что создание фотокниги предполагает использование широкого диапазона полиграфических возможностей, а это также повышает ценность изображения и расширяет пространство для творчества.

«Любая фотокнига - это по сути инновация», - заявил Данилов. В доказательство своих слов он представил новые поверхности Fujifilm для печати фотографий, текстурированные под лен и кожу.

Также в рамках конференции состоялось награждение победителей конкурса «Фотокнига-2017». Отметив всех участников, жюри отдельно выделило высочайшее качество печати книг, созданных компанией «Фотолаб».







Второй день «Фотофорума» стал не менее насыщенным, чем первый. Гостей выставки ждали новые встречи, тесты и предложения от компаний, а также интересная лекционная программа и мастер-классы от ведущих фотографов.



С мастер-классом «Умение видеть» выступил профессиональный фотограф Даниил Конторович, работы которого появляются на обложках книг в Италии, Норвегии, США, Испании. Вы можете также знать его под псевдонимом tertius alio, что означает «третье лицо», «наблюдатель». Даниил рассказал о художественной фотографии, требующей от автора интуиции, эстетического чувства и умения примечать всё , что происходит вокруг. Даниил - успешный портретист, при этом он не так увлечён постобработкой, как многие думают. Фотограф уверен, что залог успеха - выбор интересной модели. Глубокий взгляд - глубокая фотография. Даниил с удовольствием использует Instagram, чтобы тренировать видение.

С мастер-классом выступила участница клуба «Российское фото» Елена Петрова, которая поделилась с аудиторией секретами съемки пейзажей. Пейзаж, уверена Елена, не такой статичный, каким кажется, он меняется очень быстро.

«Я смотрю, когда и с какой стороны будет всходить солнце, пытаюсь представить, как будет падать свет и куда надо бежать в первую очередь, чтобы не пропустить самую красоту», - поделилась она своим опытом.

Композиция - это сердце фотографии, поэтому все элементы должны быть продуманы. Ритм, линии, золотое сечение, свет - на всё это Елена посоветовала обращать особое внимание.

Дмитрий Зверев - известный фотограф, который публикуется в National Geographic, «Русском репортёре» и других изданиях, а также выставляется в галереях и музеях, - провел вдохновляющую встречу.
Дмитрий посоветовал анализировать как свои, так и чужие работы, изучать живопись, не бояться коммерческой фотографии, так как она помогает набраться опыта.

Еще одним спикером второго дня «Фотофорума» стал ведущий редактор National Geographic Traveler Иван Васин. Иван рассказал о том, что недостаточно делать хорошие фотографии. Человек, с которым захочет сотрудничать журнал, должен уметь сложить историю. «Снимать больше, писать больше, но не присылать больше» - такой совет дал Иван желающим попасть на страницы журнала. Фотографии должны пройти жесткий отбор, у редактора нет времени отсматривать каждого: умение собирать съемку очень важно.

Как и в первый день, профессионалы и любители фотографии собирались у стендов, смотрели выставки, тестировали новинки и, конечно же, общались и обменивались впечатлениями.

Фото: Петр Богомазов. Выставка участников клуба «Российское фото»





Сергей Котькало

В дивные солнечные дни середины осени, в преддверии Покровских праздников в Луганской республиканской универсальной научной библиотеке имени Максима Горького, 10 октября открывался литературный фестиваль «Территория словъ», что собрал почти 150 литераторов – Союза писателей России, Союзов писателей ДНР и ЛНР, а также юных литераторов из клубов и творческих мастерских Луганщины.

Торжественная церемония открытия «Территории словъ» проводилась в культурно-гуманитарном центре «Горьковки» «Территория смыслов». Было всё: и гром фанфар, и торжественные речи…

«Наша любимая «Горьковка» собрала у себя одну большую дружную семью литераторов. Людей, которые посвятили свою жизнь написанию прекрасных строк. Мне очень приятно, что эта площадка «Территория словъ» станет очередным шажком для профессионального роста наших юных и не совсем юных дарований. И очень приятно, что сегодня луганских литераторов приехали поддержать наши коллеги из Донецкой Народной Республики. У нас сегодня в гостях коллеги из Российской Федерации. И это говорит о том, что литературная семья – большая, дружная и творчески богатая. Я искренне надеюсь, что проект, действительно, станет традиционным и приживется на нашей луганской земле», – отмечал первый заместитель министра культуры, спорта и молодежи ЛНР Сергей Назаревич.

Директор ЛРУНБ имени Горького Наталья Расторгуева говорила, что фестиваль стал первым в истории ЛНР литературным проектом, организаторы которого составили программу, призванную заинтересовать всех участников.

«Далеко не в первый раз мы принимаем на территории книги, на территории слова наших гостей из Союза писателей России. Не менее дороги нам наши поэты, литераторы – представители самых разных творческих организаций. Все мы и есть жители этой огромной территории слова. Для нас это первый такой опыт в организации именно литературного фестиваля. Мы постарались таким образом составить программу, чтобы было интересно всем гостям», – сказала она, принимая в дар от делегации Союза писателей России бюст «солнца русской поэзии» – Александра Сергеевича Пушкина.

Так, в программу мероприятия вошли литературные дискуссии, открытые площадки в стиле 60-х годов прошлого века, литературно-художественные перфомансы, а также экскурсии и посещения экспозиций в учреждениях культуры Республики.

После торжественной церемонии открытия вниманию участников представили драматическую постановку из творческого наследия поэтов начала ХХ века «В плену у Бродячей собаки», в исполнении студентов Луганского политехнического колледжа.

Фестиваль продолжился в Сквере памяти, где проводили литературно-художественное биеннале «Есть город золотой». Литераторы встречались со студентами вузов Луганска, читателями библиотек города, участвовали в литературном перфомансе «И жизнь, и слезы, и любовь», посвященном 150-летию Алексея Горького, в публичной дискуссии о современной литературе «Право на вечность посетили творческий центр Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского «Красная площадь, 7».

Гости фестиваля встречались с сотрудниками пресс-службы Народной милиции ЛНР и вручили им по поручению устроителей Фестиваля документального кино «Бородинская осень» первый приз имени Марата Мусина за серию кинокартин о событиях страшного 2014 года; встречались с ребятами в детских домах Красного Луча, Суходольска, школьниками Стаханова, Антрацита, Алчевска, с главой Федерации бокса ЛНР Николаем Максимовичем Мельником и юными боксерами, луганскими юными ушаковцами, читателями библиотек героической Новосветловки и Кировска, Молодогвардейска, дарили книги и журналы «О Русская земля», «Роман-журнал XXI век», «Новая книга России», белгородский альманах «Пересвет»…

Гости Луганска возложили цветы к памятнику князю Игорю и его войску, что возвышается над тихими водами Северского Донца, над мостом меж Луганском и станицей Луганска…

Участники фестиваля вместе с луганскими писателями, преподавателями вузов, кадетами казачьего кадетского корпуса имени маршала авиации Александра Ефремова, студентами университета им. Шевченко и ЛГУ им. В.И. Даля, участвовали в экспедиции на мемориальный комплекс «Партизанская стоянка», организованной Федерацией бокса ЛНР и Союзом социальных предпринимателей ЛНР, где в далеком 1943году погибли солдаты 7 гвардейского кавалерийского корпуса, защищавшие Донбасс.

От мемориала в виде звезды и обелисков погибшим конникам по тропе двинулись в скалистую балку, на место последнего боя Ивановского партизанского отряда, в составе которого сражались жители Красного Луча, Петровского и Штеровки.

«Партизанская стоянка» – место особенное на карте Луганщины, как, впрочем, и каждый уголок этого героического края, здесь нет ничего искусственного, ничего придуманного: каждый кусочек земли, каждое дерево в партизанском лесу помнит события Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс партизанской славы находится в балке Пасечная урочища Западное, что расположена между Ивановкой и Малониколаевкой. Создали его члены патриотического клуба «Подвиг» в свободное от работы и учебы время, без единой копейки денег на месте гибели Ивановского партизанского отряда. Они ежегодно сажают цветы, кустарники, деревья. Посещать Мемориальный комплекс партизанской славы можно в любое время года и в любую погоду, но лучше всего весной, летом и осенью, но, как просят подвижники клуба посетителей, «относится, к этому священному месту следует бережно: не курить и не сорить на территории мемориала… Ходить только по дорожкам, потому, что в лесу еще много мин, гранат, снарядов…

Пор завершению похода, участники ели традиционный партизанский кулеш, пели военные песни, соревновались в знании истории, в предложенной организаторами викторине…

Сколько мы всего увидели, услышали в эти славные теплые денёчки желто-красного листопада!

Как же быстро пролетели эти славные четыре дня славянской неразрывности!

Боже, какое-то было торжество единства духа, сердечного родства. Дни пролетели мгновенно, но осталась тихая душевная радость встреч.

Спасибо всем вам, дорогие организаторы и участники праздника Слова!

Мы еще обязательно встретимся и допоем недопетые песни радости.

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности репортажного письма;
  • принципы сбора информации при подготовке репортажа;
  • разновидности репортажных текстов;
  • возможности использования репортажных элементов в текстах других жанров; уметь
  • описывать происходящее в рспортажном стиле;
  • методически грамотно наблюдать за происходящим при подготовке репортажа;
  • выявлять характерные детали, раскрывающие особенности персонажей и атмосферу происходящего;
  • выстраивать репортаж с учетом требований к текстам этого жанра; владеть
  • навыками подготовки репортажей по стандартам ведущих российских изданий;
  • навыками быстрого написания репортажных заголовков и лидов.

Репортажный способ письма

Репортаж как жанр и как метод. Репортаж как жанр - это наглядное описание происходящего, чтобы читатель имел возможность пережить случившееся, почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события. Такая передача ощущений называется «эффект присутствия». Репортаж расширяет эмоциональный опыт аудитории, позволяет читателю ощутить себя на месте других людей в их жизненных ситуациях.

Подготовка репортажа предусматривает наблюдение за происходящим. Если журналист будет писать репортаж с чужих слов, текст получится либо недостаточно эмоциональным (с чужих слов удается передавать факты, но не ощущения), либо недостаточно достоверным (журналист начнет додумывать и, неизбежно, будет ошибаться либо врать).

Репортаж фокусируется на описании процесса, на рассказе о том, КАК что-то происходило. Это в репортаже главное. Для сообщения о том, ЧТО произошло, лучше подходит новость. На уровне фактов любой, даже объемный репортаж (15-20 тыс. знаков), можно пересказать в нескольких предложениях. Но репортажи читают ради описания действия, ради того, что американский медиатренер Р. П. Кларк (R. Р. Clark ) называет «кино в сознании читателя» . Сюжет любого фильма тоже можно пересказать в нескольких предложениях, но люди предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм.

Для репортажа обязательно эмоциональное отношение автора к происходящему. Именно эмоциональное восприятие события определяет то, что журналист отберет из увиденного для показа читателю - как в репортаже, представленном ниже, где журналистка поработала в одной из сетевых кофеен, чтобы рассказать, что происходит «по ту сторону прилавка».

Репортаж

Идем на кухню. Мне казалось, что в кофейне, где подают «горячие блюда собственного приготовления», кухня должна быть масштабной. Но за барной стойкой - помещение размером с кухню в хрущевке.

Давай сюда вон гот ложк и тот уилк. Зови меня тетей Мариной, - говорит чернобровая повариха лет тридцати пяти с непроизносимым восточным именем.

Вместо посудомоечной машины - тетя Соня с другим непроизносимым именем. Чистые бокалы стоят на грязной клеенке. 11о тараканов на кухне вроде бы нет. Плиты тоже нет. Только холодильники и микроволновка.

  • - Все готовится в цеху, мы только разогреваем.
  • - А крем-суп с грибами? Мой любимый?
  • - Ты думаешь там есть грибы? И сливки? - хохочет Света. - Там порошок с кипятком. Ладно, слушай: руки мыть нужно каждый час. Кран закрываем только локтем. Моем руки тщательно, горячей водой с мылом, трем между пальцами.
  • - А где здесь мыло?
  • - Мило тебе еще? Нету мила, в туалете мило! - огрызается тетя Соня .

Обратите внимание и на «эффект присутствия» - ощущение себя там, на кухне этой кофейни, во время чтения текста, и на эмоцию, которую испытывает автор, на подкрепление которой «работает» текст - смесь удивления и разочарования. Когда журналистка приходила в эту кофейню как посетитель, она совершенно иначе представляла себе устройство этого заведения. И в репортаже собрано именно то из увиденного и услышанного, что передаст читателю эмоцию автора.

Репортажные элементы могут присутствовать и в текстах других жанров. Это позволяет сделать материал наглядным и легким для восприятия. Факты, цифры и логические цепочки воспринимаются гораздо труднее, нежели «кино в сознании читателя». Поэтому репортаж как метод сбора и подачи информации может использоваться для того, чтобы излагать любой материал в репортажном ключе. Например, возможно в авторскую колонку включать репортажные сцены, обосновывающие точку зрения автора, а в расследование - репортажпое описание того, как автор собирал информацию. Поэтому владение навыками репортажного письма - один из критериев профессионализма журналиста.

Как сделать текст наглядным. Ниже представлены приемы репортаж- ного письма. Соблюдение этих приемов позволит запустить то самое «кино в сознании читателя». Главное правило - контролировать себя, особенно на первых порах, потому что «кино» в голове автора не обязательно автоматически запустит «кино» в голове читателя.

Типичная ошибка начинающих журналистов - думать о процессе, но сообщать факт. Для журналиста, наблюдавшего за событием, сообщение о факте автоматически включает «кино», которое журналист наблюдал. Читатель же рядом с журналистом не был и ничего не наблюдал. И для читателя сообщение о факте будет просто информированием о том, что что-то произошло. Как именно оно происходило, читатель не узнает.

Итак, рассмотрим приемы наглядного письма.

Первый прием касается использования существительных. Нужно использовать те слова, которые обозначают предметы, а не процессы или термины. Иногда этот прием называют «тележка» и объясняют так: существительные делятся на те, чье значение можно положить в тележку, и на те, чье значение в тележку не положишь. Например, книгу, ручку и компьютер в тележку положить можно. Можно положить также мост и небоскреб, если тележка очень большая. Когда журналист пишет эти слова, читатель «видит» описываемое. Но прогресс, революцию и парадигму в тележку не положишь. И при упоминании этих слов картинка в голове читателя не возникнет.

Американский вариант данного приема Р. П. Кларк называет «лестница абстракции» (the ladder of abstraction)K Суть приема - расположение всех слов вдоль лестницы, внизу которой - слова наиболее конкретные (например, «лестница»), а вверху - слова наиболее абстрактные (например, «абстракция»). Соответственно для наглядного письма нужно придерживаться низа «лестницы абстракции». Если же абстрактных слов избежать не удается, их нужно тут же перевести в конкретные. Например, как здесь: «Достижения науки проникли во все сферы нашей жизни. Это и мобильный телефон, и автоматическая стиральная машина, и томограф».

Второй прием заключается в том, чтобы предпочитать единичное общему. Например, доберман Граф со сломанным левым ухом - конкретная собака, которую можно представить достаточно четко. Доберман - это более общее слово, и каждый читатель представит своего добермана, хотя эти доберманы будут более или менее похожими друг на друга. Если вместо «доберман» написать «собака», разброс представлений читателей будет еще большим. Кто-то представит маленькую и лохматую собаку, кто-то - большую и гладкошерстную и т.д. А если написать «животное», тут и вовсе каждый представит что-то свое, далекое от того, что видел автор. Хотя формально это будет одно и то же - доберман Граф - это и просто доберман, и собака, и животное. Этот прием Р. П. Кларк называет «ищи конкретное

Третий прием - передача в тексте конкретных слов, которые произнесли персонажи, и конкретных действий, которые они совершили. Например, описать ссору соседей по лестничной клетке можно следующим образом.

Вариант 1

Иван Иванович открывает дверь своей квартиры № 50, делает два шага и утыкается в груду картонных коробок. Одна из коробок падает и ударяет мужчину по ноге чуть ниже колена. «Ох,... твою мать!», - вскрикивает он. Поворачивается и звонит в квартиру №51, нажимая на треснутую кнопку с торчащим из-под нее проводом. «Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!», - кричит Иван Иванович и трижды бьет кулаком в соседскую дверь. «Завтра уберем. Сегодня некогда», - раздается женский голос из-за двери. «Я все это сегодня вынесу на улицу и сожгу! Чуть ногу не сломал!», - грозит мужчина и пинает коробку ногой. «Смотреть под ноги надо. А выбросишь - я тебе дверь сожгу», - отвечает соседка.

Вариант 2

Соседи по лестничной клетке поругались из-за расставленных на проходе коробок, одна из которых упала и травмировала жильца квартиры № 50. Он пригрозил сжечь коробки, на что в ответ также получил угрозы.

В первом варианте происходящее воспринимается гораздо нагляднее, чем во втором. Это достигается за счет описания конкретных действий (делает два шага, бьет ногой в дверь и т.д.) и цитирования («Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!»). Второй вариант просто сообщает факты: соседи поругались, обменялись угрозами. Но как именно соседи ругались и угрожали друг другу, читатель представить не может, и поэтому кино в сознании читателя не запускается.

Четвертый прием заключается в работе с планами подобно тому, как с планами работают операторы на телевидении и в кино. Вы, наверное, замечали, что происходящее на экране то приближается, то удаляется. Например, улица, люди, мужчина, рука опускается в карман и достает пистолет, другая сторона улицы, прохожие, выстрел, один из прохожих падает, на груди растекается красное пятно. Или актовый зал, сидят люди, один из сидящих пристально смотрит вдаль, на сцене стоят несколько человек, один из них читает по листу речь, лист закручивается, и докладчик пальцем отгибает его обратно.

Такое восприятие окружающего мира характерно для человеческого глаза. Оказавшись в незнакомом месте, мы вначале оглядываем окружающее пространство, затем пристально рассматриваем что-то, что нас заинтересовало, после чего снова оглядываем происходящее в целом и снова к чему-то присматриваемся.

Пишущий журналист также должен это учитывать и при наблюдении за происходящим, и при подготовке текста. Показ происходящего должен соответствовать его естественному осмотру на месте события. Чередование приближений и удалений должно быть осмысленным, подчеркивающим интерес к тому, что автор пристально рассматривает.

По поводу количества планов единства среди журналистов нет. Распространена система из пяти планов, представленная в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Планы в репортаже

Снимающие журналисты обычно добавляют еще планы, например, поколенный (от головы до колен) или молочный (от головы до груди). Но пишущий журналист может ограничиться пятью планами, перечисленными выше.

Вот как работает с планами известный журналист Валерий Панюшкин.

за активистом Front AIDS , снимавшим акцию на любительское видео. Пытался отобрать камеру и кричал: “Отдай, наркоман проклятый!”

(От самого общего плана к среднему.)

Рукой в наручнике Александр Румянцев прижимал к уху мобильный телефон и разговаривал с радио “Эхо Москвы”.

(От самого крупного плана к крупному.)

Ведущая новостей, видимо, спросила его, не потому ли медлят милиционеры, что боятся заразиться.

Не надо называть ВИЧ заразой,- сказал прикованный Румянцев,- лучше говорить “инфекция”.

Милиция не ехала примерно полчаса, прикованные кричали: “Фашизм не пройдет!” и “Тюремный срок - не смертный приговор!” - и приплясывали оттого, что замерзли» .

(Самый общий и общий планы.)

Обратите внимание на то, что переходы между планами могут происходить внутри одного предложения, и на то, что последовательность переходов может быть любой. Следовательно, не обязательно двигаться от самого общего к самому крупному плану через общий, средний и крупный. Можно сразу прыгнуть в средний или крупный, а затем приблизиться до самого крупного. То же самое - при смене планов в обратном направлении. От самого крупного или крупного можно сразу же перейти к общему или самому общему.

Типичные ошибки начинающих журналистов - нехватка самых общих планов либо крупных и самых крупных. В первом случае нет понимания, как все происходит в целом. Во втором - картинка получается нечеткой, читатель не может увидеть происходящее в деталях, как будто автор страдает близорукостью и забыл очки.

Пятый прием - это подключение по возможности всех органов чувств. Напомню, что у человека их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. мы можем видеть, слышать, нюхать, трогать руками и облизывать. Это не означает, что нужно все подряд щупать и тащить себе в рот. Главное - не ограничиваться только визуальным описанием происходящего. Если имеется какой-то звуковой фон (разговор за стеной, музыка, работающий агрегат и др.), надо об этом упомянуть. Если журналист чувствует запах, и этот запах похож па какой-то из известных, об этом также надо сообщить читателю, и тогда восприятие станет гораздо ярче. Тем более что запахи запоминаются очень хорошо.

Шестой прием заключается в использовании характерных деталей. Характерные детали - это предметы обстановки, а также слова и действия людей, раскрывающие какие-либо значимые характеристики происходящего. Вот как описывает работу журналиста с характерными деталями Р. П. Кларк.

«Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим “я вижу”, мы чаще всего имеем в виду “Я осознаю”. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи. Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения» .

Умение фиксировать и передавать характерные детали - показатель профессионального уровня журналиста. В идеале репортаж должен изобиловать характерными деталями, так как они позволяют и быстро погрузить читателя в происходящее, и отпечатываются в памяти.

Итак, репортажный способ письма - это показ происходящего от сцены к сцене с передачей диалогов между участниками, со сменой планов, с характерными деталями, с подключением всех органов чувств и с использованием тех существительных, которые обозначают знакомые читателю предметы. За счет этого создается «эффект присутствия», и читатель может ощутить себя на месте события, увидеть и пережить то, что увидел журналист.

Этот параграф был посвящен тому, как писать репортаж или репортаж- ную вставку в текст другого жанра. В следующем параграфе мы разберем, что следует описывать в репортажном ключе, и какие темы наиболее подходят для того, чтобы подавать их именно в жанре «репортаж».

  • Clark R. Р. Writing Tool #28: Writing Cinematically // Povnteronline . URL:http://web.archive.org/weh/20060705003111/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=72080 (дата обращения: 12.01.2016).
  • Донская А., Делер А. Операция «Тайный гость» // ЭкспертопНпе . URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/14/operatsiya-tajnyij-gost/ (дата обращения: 12.01.2016).
  • Clark R. Р. Writing Tool #13: Show and Tell // Poynteronline . URL: http://web. archive. org/web/20060705002509/http://www. poynter.org/content/content_view.asp?id=65978 (дата обращения: 16.12.2016).
  • 2 Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific. Always get the name of thedog// Poynteronline . URL: http://web.archive.Org/web/20060705003335/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=64349 (дата обращения: 16.12.2016).
  • Behnam К. Rampaging rooster attacks girl // St. Petersburg time online . URL: http://www.sptimes.com/2002/10/04/NorthPinellas/Rampaging_rooster_att.shtml (дата обращения:16.12.2016).
  • Панюшкин В. Цепная акция // Коммерсант. 2005. 16 февр.
  • Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific.