Какие страдания выпадают каждому знаку зодиака. Какие бывают нравственные страдания

  • архиеп.
  • Энциклопедия изречений
  • свт.
  • еп. Иоанн
  • Е. Поселянин
  • еп. Пантелеимон
  • проф.
  • Страда́ние - мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).

    Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
    свт.

    Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
    диакон Андрей

    Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.

    Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. ()

    Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.

    Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

    Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)

    Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
    С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
    Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
    И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
    иерей

    Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
    протодиакон Иоанн Шевцов

    О духовном смысле страдания

    Архимандрит Елеазар,
    духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

    Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.

    Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.

    Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.

    Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.

    Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».

    Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.

    Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

    Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.

    Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.

    Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.

    Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.

    В жизни бывают ситуации, которые негативно отражаются на поведении человека. Виной всему являются умышленные действия отдельной персоны или целой организации. В результате пострадавший испытывает не только материальный ущерб, но и ощущает душевное волнение, которое, так или иначе, может воздействовать на дальнейшую жизнь потерпевшего.

    Всё это в итоге порождает нравственные страдания, которые носят характер морального вреда. Он заключается в потере работы, разглашении врачебной тайны, распространению порочащих личность сведений, которые являются ложными, боль от увечий или от заболевания, которое стало результатом морального ущерба и прочее.

    Нравственные страдания это чувства волнения тревоги, после определённых событий, произошедших в прошлом. Это может спровоцировать стресс, страх, чувство стыда. Пережитые эмоции могут влиять как на настроение, так и на психическое и даже физическое здоровье.

    Нравственные страдания в понятии морального вреда

    Мораль - это такой вид общественного сознания и общественных отношений. С помощью определённого типа норм она регулирует поведение человека. Такие понятия, как добро и зло, справедливость, гуманность легли в основу нравственности. Требования норм морали регулируются только силами духовного воздействия.

    В свою очередь, моральный вред - это нравственные страдания, которые были нанесены с умыслом или без него. Они выражаются чувствами унижения, потери, волнения, которые могут оставить след на психике человека в дальнейшем. Ущерб в таком случае может носить как нематериальный характер, так и физические мучения.

    Моральные страдания это такие эмоции, которые сопровождают человека при переживании страха, стыда, унижения, депрессии, апатии и прочих негативных чувств.

    Нравственные страдания, могут быть результатом следующих ситуаций:

    • Покушение на жизнь и здоровье потерпевшего или его родственников;
    • Ограничение или лишение свободы незаконно;
    • Вред, нанесённый здоровью;
    • Раскрытие врачебной или личной тайны;
    • Клевета;
    • Нарушение авторского права;
    • Финансовые потери на возмещение морального вреда.

    Что говорит гражданский кодекс

    Физические или нравственные страдания в гражданском праве называются моральным вредом, который нарушает нематериальные права и блага человека. К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, репутация, частная жизнь, семейная или личная тайна. Нематериальные права - это авторское право, право пользоваться именем. А также моральный вред может нарушить имущественные права человека. За причинённый моральный вред может последовать ответственность, рамки которой формируются судебным решением.

    Получение личностью морального вреда, возможно, после определённых событий, а именно:

    • Смерти близких;
    • Невозможность вести нормальный образ жизни;
    • Потеря работы;
    • Огласка врачебной тайны;
    • Клевета, порочащая репутацию гражданина;
    • Физическая боль от увечий;
    • Болезни вследствие пережитых негативных событий.

    Нравственные страдания, влияя на психическое и физическое здоровье личности, определяют характер физических и нравственных страданий. Исходя из этого, их можно подразделить на степени:

    1. Лёгкие страдания. Кратковременные негативные эмоции, которые не оставляют серьёзных последствий в будущем;
    2. Страдания средней тяжести. Длительные, могут оказывать влияние на психоэмоциональное равновесие личности, при воспоминаниях. Не несут последствий на будущее потерпевшего;
    3. Тяжкие. Вызывают психические расстройства и должны сопровождаться соответствующим лечением;
    4. Особо тяжкие страдания. Наносит серьёзный ущерб личности человека. В итоге может развиться серьёзное душевное расстройство;
    5. Пережитая ситуация способна полностью сломать психику человека, сопровождается распадом личности.

    Для более полной оценки этих понятий, есть ряд признаков:

    • Сила страдания;
    • Длительность;
    • Уровень;
    • Содержание (развитие определённых комплексов, требующих разный подход к их исправлению).

    А также при оценке морального вреда учитывают длительность негативных переживаний и влияние их на дальнейшую жизнь пострадавшего.

    Доказательства в суде

    Одного иска, написанного потерпевшим, бывает недостаточно. Нужно предъявить все возможные подтверждения пережитых нравственных страданий личности. Допускаются показания свидетелей. Важно задокументировать факт обращения гражданина к врачу, например, при возникновении депрессии, навязчивых страхов либо других проблем со здоровьем. Можно предъявить чеки за лечение или, например, за ремонтные работы, если вред нанесён имуществу гражданина.

    Моральный вред определяется нематериальными благами, которым был принесён ущерб.

    Нравственные страдания примеры для суда (образец):

    Гражданин может подать иск в суд, если кто-то распространяет порочащую честь и достоинство информацию, при этом он вправе требовать компенсации за причинённый моральный ущерб, а также опровержения. Исковое заявление будет удовлетворено в том случае, если ответчик не докажет истинность своих слов.

    Стресс, пережитый в результате потери работы, при несправедливом увольнении, может послужить основанием для подачи иска в суд на организацию, в которой работал гражданин.

    Предметом доказывания по гражданскому делу является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. В деле по иску о компенсации морального вреда это виновное, а в определённых законом случаях и безвиновное совершение ответчиком противоправного деяния, в результате которого истцу причинены нравственные (или физические) страдания. Процессуальное законодательство требует также доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются. Таким образом, истец самостоятельно должен доказать факт причинения ему вреда.Анализ судебной практики даёт основание утверждать, что в подавляющем большинстве исков с требованиями о компенсации морального вреда сумма, заявляемая в качестве таковой, как правило, ничем не подтверждается.Для того, чтобы избежать противоречия с требованием ст.

    Что такое нравственные страдания?

    Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику, здоровье событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие и другие ценности. Эмоциональный профиль страданий считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде, наблюдается крайне редко.


    Обычно страданию сопутствуют страх, психическая напряженность, посттравматические стрессовые состояния, гнев, импульсивность, аффект, чувства вины, стыда, другие негативные психические, эмоциональные состояния. Наиболее распространена связь страданий и страха, страданий и стресса (фрустрации).
    Так, угроза, реальная или мнимая (запугивание), совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх.

    Консультация юриста: что такое моральный вред и нравственные страдания?

    РЕЗЮМЕ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ Понятие о психических (УК РФ) и нравственных (ГК РФ) страданиях. Давно замечено, что человек — не только существо разумное, но и в не меньшей мере — существо страдающее.

    Инфо

    Как подметил наш великий русский поэт, «страдать — есть смертного удел». По тому, как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют индивидуальный стиль реагирования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе криминального характера, мы судим о переживаемых ими страданиях, оцениваем их состояние психики.


    Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел такие понятия, как «психические страдания» (ст. 117 УК), «нравственные страдания» (ст. 151, 1101 ГК).

    Доказывание нравственных страданий в исках о компенсации морального вреда

    Ненадлежащим ответчиком является лицо, в отношении которого исключается его принадлежность к спорным обстоятельствам. Так как моральный вред возмещается причинителем при наличии вины ответчика, его замена в таком случае является обязательным условием для установления истины в рамках процесса.

    При замене ненадлежащего ответчика не требуется его согласие. Оно необходимо только со стороны истца. При несогласии истца на замену ненадлежащего ответчика суд может привлечь это лицо, как второго ответчика.

    Второго ответчика нельзя рассматривать как соответчика, ведь его интерес в процессе противоположен интересу основного фигуранта дела. если должник не платит В ближайшем будущем планируется разработка законопроекта, который даст возможность лишать водительских прав лиц, с задолженностью больше 10.000 рублей.

    Психические и нравственные страдания

    На вопрос облагается ли такой ущерб ндфл дает предельно ясный ответ ст. 217 НК РФ: законодательно установленные компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью, не облагаются налогом на доходы физических лиц. Что касается ответа на вопрос, облагается ли налогом компенсация юридическому лицу, то в этом случае стоит исходить из норм главы 23 НК РФ. Подоходный налог уплачивается, так как нет оснований для его исключения из общей суммы прибыли организации. проблемы возмещения душевного урона в гражданском праве Основная проблема относительно получения возмещения подобного урона – это доказывание и доказательства понесенных потерь. Если физические страдания доказать значительно проще, то с душевными травмами возникают сложности.
    Фактические данные, которые подтверждают страдания, должны быть крайне убедительными для суда, иначе на получение компенсации рассчитывать не придется.

    Моральный вред

    Ущербом считаются любые неблагоприятные изменения существующих имущественных и неимущественных благ. Он выражается в физических и душевных страданиях, которые возникают из-за нарушения нематериального права.
    Таким образом, его видами могут считаться:

    • посягательство на жизнь и здоровье потерпевшего, его родственников;
    • незаконным лишением свободы или права;
    • раскрытие семейной, личной или врачебной тайны;
    • нарушение тайны переписки, обмена сообщениями;
    • распространение несоответствующих действительности сведений, которые порочат честь и достоинство человека;
    • нарушение авторских и прочих личных, неотчуждаемых прав.

    В целом моральный вред условно можно поделить на две большие группы: тот, который связан с физическими страданиями лица или его близких, а также тот, который связан с моральными переживаниями личности.

    Чем нравственные страдания отличаются от моральных?

    Чаще всего возмещение ущерба в криминальном праве связано с существованием вреда первой группы. Моральный урон в гражданском праве имеет больше общего с ситуациями, которые выражаются нравственными страданиями. правопреемство

    Согласно ст. 20-23 Конституции РФ неимущественными правами являются те, которые не могут быть отделены от определенного человека. Но в случае с возмещением морального вреда возможно правопреемство.

    Личные неимущественные права и прочие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться третьими лицами, в том числе и его наследниками (ст. 150 ГК РФ). Таким образом, признак непередаваемости личных прав не влияет на их защиту и осуществление после смерти лица.

    экспертиза При определении размеров компенсации урона суд учитывает такой фактор, как степень физических и нравственных страданий потерпевшего (ст. 151 ГК РФ).

    Какие бывают нравственные страдания

    Что же означают понятия моральный вред и нравственные страдания в смысле юридическом и общечеловеческом? Современная интерпретация определяет моральный вред (или ущерб) как неблагоприятные перемены, которым подвергаются охраняемые законом человеческие блага, имущественные либо неимущественные, приводящие к нравственным или физическим страданиям.человека. Личные неимущественные блага перечислены в статьях 20-23 Конституции и ч.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Это жизнь, здоровье, свобода, личная неприкосновенность, право свободного передвижения, честь и достоинство, доброе имя и деловая репутация, личная и семейная тайна, выбор места проживания, авторское право и другие нематериальные блага, которые человек получает от рождения или по закону и которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам.

    Иная сложность возникает при установлении степени вины нарушителя и степени моральных страданий нарушителя. Во многом это остается субъективным мнением суда, даже при наличии заключения эксперта.

    И логика в этом присутствует. Ведь кто, кроме самого потерпевшего, может реально оценить степень воздействия негативных эмоций на жизнь человека? возможна ли компенсация на будущее Любой вред является реальным, а не абстрактным понятием. Получить компенсацию за возможный урон, который ожидается в будущем, невозможно.

    Внимание

    Ведь как подтвердить урон в таком случае, если нет ни физических, ни душевных страданий, иных неимущественных потерь. Возмещение вреда в будущем возможно только в отношении материального ущерба.


    Именно он предполагает покрытие убытков, связанных с упущенной выгодой в прошлом или будущем времени.
    Таким образом, моральный вред и вред здоровью сводятся к единому понятию, называемому неимущественным вредом. Как же определяется понятие здоровья? Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

    И любые неправомерные действия либо бездействие в отношении гражданина способны лишить его, как минимум, одной из составляющих такого благополучия. Из этого следует, что по своей сути моральный вред и вред, наносимый здоровью, частично совпадают, поскольку страдающий человек непременно утрачивает благополучие психическое.

    Теперь рассмотрим понятие страдания. Что же это за состояние? Страдание — это эмоциональное состояние человека, обусловленное негативными переживаниями, возникающими под действием травмирующих его психику событий и влияющими на его настроение, самочувствие и, само собой разумеется, здоровье.

    Какие бывают нравственные страдания и в чем они выражаются

    За причинённый моральный вред может последовать ответственность, рамки которой формируются судебным решением. Получение личностью морального вреда, возможно, после определённых событий, а именно:

    • Смерти близких;
    • Невозможность вести нормальный образ жизни;
    • Потеря работы;
    • Огласка врачебной тайны;
    • Клевета, порочащая репутацию гражданина;
    • Физическая боль от увечий;
    • Болезни вследствие пережитых негативных событий.

    Нравственные страдания, влияя на психическое и физическое здоровье личности, определяют характер физических и нравственных страданий. Исходя из этого, их можно подразделить на степени:

    1. Лёгкие страдания.

    C Виктором Петровичем Легой беседовала Наталья Смирнова

    Почему этот мир полон страданий? Есть ли объяснение тому, что всеблагой, всемогущий и всезнающий Бог не освобождает наш мир от страданий? Получается, что Бог этого не хочет?

    Бог знает о страдании, может изменить и хочет этого, но не избавляет нас от них. И людям трудно понять, почему так. Ведь даже любой человек посчитает верхом эгоизма не помочь своему другу, если тот страдает и просит о помощи. Поэтому атеисты считают, что решить проблему страданий в мире можно только предположив, что Бога просто нет. Нет другого выхода. Если бы Бог был, то Он как всемогущий и благой сделал бы все, чтобы мы не страдали. Дидро сказал, что эта проблема, как никакая другая, породила большее число атеистов. Часто можно слышать, что человек поверил бы в Бога, если бы в мире не было столько зла.

    Как же эта проблема решается в христианстве?

    В христианстве ответ дается очень простой: зло – не от Бога, а от нашей свободы. Человек сотворен по образу Божию, сотворен свободным. Если бы Бог лишил человека его свободной воли, то тогда бы он лишил человека его сущности, и человек перестал бы быть человеком. Поэтому, если человек остается человеком, то он может выбирать между добром и злом. А если он выбирает между добром и злом, то он может выбрать и зло. Иначе он не человек, иначе он не свободен. Таким образом, Бог не отвечает за зло творимое в мире, а отвечает за это лишь человек.

    Но есть и еще очень важный фактор, без учета которого это объяснение происхождение зла в мире становится еретическим. Ведь примерно так же думал и Пелагий. Необходим еще и догмат о грехопадении.

    Мы все знаем, что первородный грех состоял в том, что Ева съела плод с древа познания добра и зла и дала есть Адаму. А вот в чем сущность этой истории?

    Чтобы понять это, давайте разберемся, почему Бог дал человеку заповедь «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» . Обычно говорят, что это была первая заповедь поста. Да, это так. Но почему именно от этого дерева нельзя есть? Ведь Бог не дает бессмысленных заповедей, а мы в свою очередь не лошади, которые тянут телегу, не зная, куда и зачем. Всадник и лошадь – существа принципиально разные, и лошадь не обязана знать, куда ее направляет всадник. Почему же была дана именно такая заповедь?

    Может быть, Адам и Ева не должны были знать, что такое добро и зло, а вот когда они съели с этого дерева, то тогда появилось добро и зло?

    Отцы Церкви однозначно такую версию отметают. Свт. Иоанн Златоуст, например, напоминает, что сатана совершил свое отпадение от Бога задолго до появления Адама. Зло уже было в мире, и человек об этом знал, и когда он встречался с сатаной, то он знал, с кем разговаривает.

    Причину данного запрета можно понять, если задуматься над смыслом слова «познание». Заповедь «не есть с древа познания добра и зла» означала не познавать добро и зло. Казалось бы, очень странное повеление. Наоборот, человек должен знать что есть добро и что – зло, чтобы делать первое и не делать второе. Но в Ветхом Завете под познанием подразумевалось не знание в обычном смысле слова, а как бы «обладание». Когда мы говорим «знать», то подразумеваем какое-то отстраненное от жизни знание, просто информацию. Например, человек нам может излить свою душу, рассказать как ему плохо, а мы выслушали и спокойно так говорим: «Спасибо, я принял это к сведению». А про себя думаем: «Ну, это твоя проблема и меня она не касается». Для ветхозаветного же человека, как и для античного, а также и для христианина знание – это обладание истиной, единение с ней. Если человек познал истину, то он как бы стал единосущен с ней. Отсюда мы можем понять смысл первой заповеди, данной человеку: он должен помнить, что он не творец мира, а творение. Мир был сотворен для человека и дан ему весь целиком, что символически выражено в фразе «от всякого дерева в саду ты будешь есть». Ему было дано в распоряжение все, кроме нравственного критерия. Адам и Ева должны были понимать, что критерии нравственности, критерии добра и зла не в них, а в Боге. Тем самым указывается, что именно добро и зло являются самыми важными понятиями для человека: он всё может делать по своему усмотрению, кроме того, что относится к области нравственности. Вот что это означает. И когда наши прародители съели этот плод, нарушили данный им запрет, то они как бы сказали: «Извини, но мы не согласны. Мы есть критерий добра и зла. Добром является не то, что говорит нам Бог, а то, что мы сами выбираем».

    Иначе говоря, Адама и Еву поставили перед выбором, сообщив перед этим, каким критерием пользоваться при этом, и они сказали: «А мы вот лучше знаем. Да, Бог говорил «не ешь», а мы подумали и решили, что это неправильно. Мы сами выбираем, что нам надо». Такова позиция всего человечества после грехопадения. Если мы посмотрим, как идут современные споры по каким бы то ни было проблемам: политическим, нравственным, любым иным, почитаешь газеты, посмотришь телевизор или просто поговоришь с людьми далекими от Церкви, то видишь, что человек всегда основывается на своих собственных представлениях. Можно взять любую ситуацию, например, разводиться или не разводиться? Человек начинает думать: «С одной стороны, жена мне надоела, и я уже видеть ее не могу, а с другой стороны, детей жалко, поэтому, может быть, лучше не разводиться. Ну а что дети? Дети уже взрослые, они поймут». Человек начинает разбираться сам, исходя из своих собственных представлений. Он не пользуется каким-то объективным критерием, все его представления субъективны. И все люди после Адама стали во всех вопросах основываться на своих собственных представлениях.

    Часто говорят, что это Адам согрешил, а не я, так почему я должен страдать и отвечать за чужой грех?

    Да это позиция известная: я то не грешил, почему я должен отвечать за дела Адама. Но в действительности каждый из нас всегда, каждый день, по нескольку сотен раз делает тот же самый выбор. Даже мы, христиане, крайне редко, если покопаться в себе, ставим себе задачу поступать только так, как говорит Церковь. Хорошо еще, если дело касается мяса в пост, тут-то мы можем твердо стоять, а когда чуть-чуть посложнее, то начинается: «Да я и так уже очень много сделал, я уже две недели мяса не ем, а от меня тут еще что-то требуют. Ну нет, это-то уже для святых, для подвижников, а мне достаточно отказаться от мяса, от творожка». Поэтому не надо говорить, что мы святые, мы постоянно этот же первородный грех делаем.

    Да, действительно непонятно. Например, говорю я своим детям: «Конфеты не берите», а они не послушались и съели. Что же я? Скажу им: «Вон! Что бы ноги вашей в моем доме не было!»? Так мы должны поступать? Это настоящая православная позиция? Почему же тогда нам велено прощать, причем бессчетно раз? А Бог не простил. Это ж надо, нам говорит – прощайте, а Сам не простил. Чуть что – сразу выгнал.

    Чтобы понять этот вопрос, надо осознать, каковы были последствия грехопадения для человеческой природы. Человек, ослушавшись Бога, сделал шаг от Него. Бог есть жизнь, следовательно, человек, сделав шаг от жизни, тем самым сделал шаг в сторону смерти. Фактически, ослушание Бога есть акт самоубийства. Именно поэтому человеку было сказано «ты умрешь, если съешь плод с древа». Поэтому же «с грехом смерть вошла в мир». Есть ли место для смерти в раю, в Царствии Божием? Безусловно, нет. Поэтому изгнание не было в буквальном смысле изгнанием, хотя в Библии и прямо написано: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Но, конечно, это надо понимать образно, аллегорически. Человек стал смертным, его сущность стала иной по сравнению с природой Царствия Небесного, поэтому человек просто не мог оставаться в раю. Это было бы нарушением гармонии Царствия Божия. Нарушение заповеди привело к изменению существа человека. Когда мы прощаем ребенка или даже убийцу, то мы можем простить потому, что их грехи не изменили их природы. То, что произошло с Адамом, более похоже на сказку о том, как Иванушка не послушался сестрицу Аленушку, выпил водицы и стал козленочком. И после этого Иванушке уже не было места среди людей. Вот тебе хлев и живи в нем. Природа человека изменилась, и место его обитания должно быть другим. Именно поэтому и мир изменился. Изменился человек, и место обитания его изменилось вместе с ним, потому что мир был создан для человека, под человека. Рай, конечно же, не изменился, но мир тварный изменился. Вот интерпретация догмата о грехопадении. И в этом случае становится понятно, почему Бог не может прекратить в мире зло и страдания. Первородный грех стал возможен потому, что человек был и остается свободным.

    Но что же получается, Бог изгнал человека из рая и ничего не делает для того, чтобы вернуть его обратно? Может быть, уже настало время простить человечество за первородный грех? Но здесь получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, Бог не может вернуть человека в рай, потому что для этого необходимо полное исправление человека, человек должен стать фактически святым, как Адам до грехопадения. Но люди продолжают грешить и исправляться не собираются. А Бог насильно сделать человека безгрешным не может, потому что тогда Он сделал бы человека несвободным существом, и человек перестал бы быть человеком. Но, с другой стороны, Бог не может и мириться со столь бедственным положением человека и хочет его спасения. И тогда Он Сам становится человеком, умирает и воскресает, побеждает смерть. Христос Сам становится безгрешным Адамом и говорит нам, что наше спасение возможно, что Он простил нас, Сам искупил наши грехи, а от нас требуется только одно – поверить во Христа, что Он действительно Сын Божий, пострадавший и воскресший за нас. То есть Бог решил неразрешимую для нас задачу: не нарушив нашу свободу, вновь открыл для нас врата рая. Поэтому говорить, что Бог ничего не делает для того, чтобы избавить нас от зла и страданий, это значит ничего не понимать в христианстве.

    Как быть с тем, что Бог, творя человека, заведомо знал о том, что тот Его ослушается и вынужден будет покинуть рай?

    Весь замысел Бога о мире возможен только в условиях того, что у человека есть свобода и возможность эту свободу реализовать, то есть имеется выбор. Согласно блаженному Августину, Бог сотворил человека, который мог грешить и мог не грешить, и человек должен был достигнуть совершенства – такого своего состояния, когда он уже не мог бы грешить, то есть стал бы фактически вторым Богом. Но человек отказался от этого пути, он мог согрешить – и согрешил.

    То есть иными словами, если бы Бог лишил человека выбора, оградил его от искушения – запретного плода, то человек не смог бы реализовать то свое качество, которое отличает нас от животных, – свободу?

    Да, человек является образом Божиим, свободным существом, и любое насилие над человеком является его убийством, превращением человека в животное, в машину.

    Но остается еще один вопрос. Мы говорили пока только о зле, но не о страдании. Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания. Любой человек понимает, что болезнь и сопровождающие ее боли есть симптом смерти – если не лечиться, то болезнь окончится летальным исходом. Почему сказано было, что мужчина будет зарабатывать хлеб в поте лица своего, а жена будет рожать в муках? Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание. У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Который за малейшее непослушание осуждает на мучения и смерть? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто. Это не наказание, а, скорее, констатация факта, потому что человек сам избрал этот путь, он сам отошел от жизни, поэтому и сам покинул рай. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

    Представим себе ситуацию: два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – манную кашу.

    – Ты что так? – спрашивает первый.

    – Да знаешь, врач не разрешает, – отвечает второй.

    – Мой врач тоже мне не разрешал. Но я вот ему тысячу долларов дал, он и разрешил.

    Этот абсурдный диалог показывает, что врач существует не для того, чтобы разрешить или запретить пить водку больному человеку, а для того, чтобы поставить правильный диагноз и вылечить, а для этого сам больной должен ограничить себя в некоторых продуктах. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

    Страдание в мире и от прачеловека и от каждого из нас, ведь мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

    Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

    Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное – это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание – это необходимый спутник любого труда. Томас Эдисон как-то сказал, что гений – это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо также понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану.

    Вообще же страдание – это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.

    Приведу такое сравнение: есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? Естественно, заставит тренироваться по нескольку раз в день, будет постоянно к нему придираться, требовать лучших результатов. А другому может сказать: часок попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому он дает страдание, и тот мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинает получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

    Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.

    Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и весь богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, – и телесные и душевные. Поэтому Бог – не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как Его тварь страдает.

    Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже. Чем больше в лагерях греха, тем больше в них добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.

    Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними. Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая к ним сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, а у меня все хорошо, я здоров, но я ему сострадаю.

    У великого поэта А.С. Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем, казалось бы, это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания – нет жизни. Потому что жизнь – это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному – это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.

    Недавно прочитал интервью с американским рок певцом, который критикует западную цивилизацию за то, что она создала культ бессмертия. То есть человек живет так, как будто его не ожидает смерть, человек живет для наслаждений. А чтобы наслаждения были абсолютными, надо представить, что они вечные и что никакой расплаты за них не будет. Поэтому не принято ни в литературе, ни в фильмах, особенно в Голливуде, говорить о смерти как о каком-то страдании. Не принято говорить о смерти как о метафизической страшной проблеме, о которой надо всегда думать. Наша цивилизация – это цивилизация, в которой страдания стремятся убрать.

    Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи. Даже апостолы так думали и в парадоксальной форме задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех. В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов, как мы помним, не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», – то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» – «Нет», – отвечает Иов. – «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог. И когда Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я – критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог». Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие настоящего мира, испорченного первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.

    Когда Его арестовали среди ночи, Иисус предстал перед синедрионом и первосвященником Каиафой; именно здесь Он и получил первые физические травмы. Один из служителей ударил Иисуса по лицу за то, что Он отвечал молчанием на вопросы Каиафы. Затем Ему завязали глаза и издевались над Ним, требуя угадать, кто из них плюнул в Него или бил Его по лицу.

    Рано утром Иисуса, истерзанного и избитого, страдающего от жажды и от усталости после бессонной ночи, повели через весь Иерусалим к Понтию Пилату. Вы, конечно, знаете о том, как Пилат пытался переложить всю ответственность на Ирода. Известно, что Ирод не причинил Иисусу никаких телесных повреждений и возвратил Его Пилату. И тогда в ответ на требования толпы Пилат приказал стражникам отпустить Варавву, а Иисуса предал бичеванию и распятию. Многие считают, что первоначально Пилат приговорил Иисуса только к бичеванию (см. Евангелие от Иоанна), а наказание смертью через распятие было ответом на насмешки толпы, которая обвиняла Пилата в том, что он не друг кесарю. Идет подготовка к бичеванию. С узника срывают одежду. Ему связывают руки и привязывают их к шесту над Его головой. Вперед выходит римский легионер с коротким бичом в руке. Этот бич состоит из нескольких тяжелых кожаных ремней, к концам которых прикреплены по два свинцовых шарика. Тяжелый бич снова и снова со всей силой опускается на плечи, спину и ноги Иисуса. Сначала тяжелые свинцовые шарики только рассекают кожу. Со следующими ударами они глубже вонзаются в плоть, от чего из поврежденных капилляров и сосудов начинает сочиться кровь. И, наконец, кровь бьет струей из поврежденных артерий через порванные мышцы. Свинцовые шарики превращают спину в сплошную кровоточащую рану. Кожа на спине свисает лоскутьями.

    Когда руководивший бичеванием сотник установил, что узник близок к смерти, избиение, наконец, прекратилось.

    После этого Иисуса развязали, и Он, полуживой, истекающий кровью, тяжело опустился на брусчатку мостовой.

    Римские воины от души смеялись над этим провинциалом-иудеем, называющим Себя царем. Они набросили Ему на плечи подобие мантии, вложили в руку вместо скипетра трость. Для пародийного сходства не хватало только короны. Они сплели корону из гибких веток, покрытых длинными острыми шипами, и с усилием надели Ему на голову. И снова течет кровь. Его били по лицу, а, вдоволь насмеявшись, воины взяли у Него из рук трость и ею стали бить Его по голове так, чтобы шипы глубже вонзились в кожу. Наконец, устав от своей садистской забавы, они сорвали с Него мантию. А она уже прилипла к сгусткам крови на его ранах, и когда ее снимали, это вызвало нестерпимую, мучительную боль, как будто Его снова подвергли бичеванию. Раны снова начали кровоточить.

    Вопреки иудейским обычаям, римляне вернули Ему одежду и взвалили на плечи тяжелый крест.

    Вся процессия с отрядом римских воинов, во главе с сотником, медленно двинулась в путь. Крест слишком тяжел. Иисус изможден и потерял много крови. Он спотыкается и падает. Неотесанная перекладина ранит разорванную кожу и мышцы на Его плечах. Он пытается подняться, но Его силы истощены до предела. Сотник, которому не терпится приступить к распятию, заставляет Симона-киринеянина, проходившего мимо, нести крест. Иисус следует за ним, все еще истекая кровью и постоянно покрываясь каплями холодного липкого пота.

    Путь от крепости до Голгофы подходит к концу. С узника вновь срывают одежду - всю, кроме набедренной повязки, позволительной для иудеев. Воины приступают к казни. Симону приказывают положить крест на землю. Иисуса сбивают с ног, Он падает навзничь. Его плечи оказываются вровень с перекладиной. Легионер берет Его за запястье, стараясь нащупать угасающий пульс. Вгоняет Ему в запястье, а затем и глубоко в дерево толстый граненый гвоздь из кованого железа. Затем он то же производит с другим запястьем, внимательно следя за тем, чтобы руки были не слишком растянуты, дабы узник мог шевельнуться. Потом левую ногу прижимают правой, обе ноги вытягивают, и их ступни пронзает гвоздь, колени при этом не закреплены. Затем прибивают к кресту надпись: «Иисус Назорей, Царь иудейский!»

    Жертва распята, и крест поднят. Когда под собственной тяжестью Иисус медленно сползает вниз, разрываются ткани и нервы в запястьях, вызывая мучительную боль, пронизывающую пальцы, руки и голову. Пытаясь избавиться от всеохватывающей боли, Он приподнимается, и при этом вся тяжесть тела переносится на гвоздь в ногах, который разрывает нервы между костями в ногах, вызывая жестокую агонию.

    В этот момент происходит следующее. Когда руки устают, страшные судороги волной пробегают по мышцам, вызывая острую, пульсирующую боль. Эти судороги не позволяют Ему приподняться. Из-за того, что Он висит на руках, у Него парализованы грудные мышцы. И межреберные мышцы тоже неподвижны. Воздух почти не попадает в легкие и едва выходит из них. Иисус изо всех сил пытается подняться, чтобы сделать хотя бы один короткий вдох. В результате в легких накапливается углекислый газ, кровотечение и судороги постепенно стихают. Он судорожно подтягивается, делает вдох и глотает поддерживающий жизнь воздух. Именно в эти краткие моменты Он, испытывая невыносимые муки, произнес семь коротких фраз: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; обращаясь к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; к Иоанну (возлюбленному ученику): «Се, матерь твоя»; к Своей матери Марии: «Жено! Се, сын твой». А затем воскликнул словами из псалма 21: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» Бесконечно тянулись часы боли, спазм и судорог, перемежающиеся с частичным удушьем; нестерпима боль в истерзанной спине, когда Он то приподнимается, то снова сползает по кресту; жуткая боль в груди. Потеря жидкости в тканях достигла критического состояния; сердце едва бьется; легкие из последних сил пытаются вместить хоть небольшую порцию воздуха... И Иисус возгласил: «Жажду». Губка, смоченная уксусом, разведенным водой, который составлял основной напиток римских легионеров, поднята к Его губам. Без сомнения, Он не делает ни глотка. Теперь тело Иисуса напряжено до предела, и Он чувствует, как холодок смерти пробегает по нему. Сознание этого отражается в Его возгласе: «Совершилось». Его искупительная миссия завершилась. Наконец-то Он может позволить Своему телу умереть. Последним усилием воли Он, еще раз опираясь на гвоздь, пронзивший Его ступни, распрямил ноги, сделал глубокий вдох и громким голосом возгласил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».

    Доктор медицины С. Трумэн Дэвис