Магия кельтов. Кельтская магия. Зеркало точно отображает изображение — для языческого мира это уже волшебство

" и расширим её. Потому что кельтов в принципе можно отнести к первобытным людям. Только очень высокоразвитым 🙂 В общем, хотя это и не очень точно исторически, но с точки зрения эволюции магии это очень верная закономерность.

Зеркальная магия кельтов — это один из подразделов их магических, потусторонних знаний. В виду того, что в своё время кельты были очень распространены по территории всей Европы, включая современные Белорусь и Украину, то естественно, нельзя говорить, что зеркальная магия кельтов была одна на всех. Конечно, мы постараемся учесть основные общие черты этого явления, однако нужно помнить, что каждая группа кельтов обладала своим собственным представлением об этой отрасли маги.

Предмет нашей статьи — это кельтское зеркало. Ну а, в свою очередь, кельтское зеркало — это хорошо известный предмет кельтской культуры. Обильно декорированные зеркала были обнаружены повсеместно на Британских островах, обычно в захоронениях, и датируются примерно 300 годом до нашей эры - 70 годом нашей эры. Зеркала в виде круглой полированной металлической пластины и ручки представляют сложные объекты, изготовленные из бронзы, железа, комбинации железных компонентов и бронзы.

Издревле считалось, что с помощью зеркала можно предсказывать будущее, привлечь , защищаться от таких явлений, как , ; что его следует занавешивать при покойниках, что разбить — значит иметь большие неприятности. Очень даже может быть, что эти суеверия — отголоски древней зеркальной магии. Как минимум, кельты учитывали, что стекло легко бьётся, и делали металлические зеркала 🙂 Шутка, конечно. В те времена о стеклянных зеркалах ещё не знали. А делали зеркала иначе.

Так, волшебное отражение кельтов создавалось при тщательной полировке серебра или бронзы. Серебро кельтским ремесленникам приходилось импортировать (или покупать у греческих торговцев), поскольку серебряные месторождения на юго-западе Англии не настолько богаты. Что касается бронзы, металлического сплава меди и олова, то в Англии достаточно оловянных рудников, поэтому импортировали только медь.

Как только бронзовый лист был готов, кельты приступали к продумыванию темы украшений и способов нанесения. Бронзовый лист мог быть размещен на твердой поверхности уже содержащей основной рисунок, для отпечатывания. Или же узор выбивался специальными приспособлениями. Наконец острыми инструментами мастер наносил сложные замысловатые рисунки иногда с использованием циркуля. Основные темы рисунков на кельтских зеркалах - натуралистические формы (триллиум), абстрактные геометрические композиции, асимметрические эскизы. Но вернёмся к зеркальной магии.

Если говорить более конкретно, зеркала в целом являются предметами, допускающими двоякое толкование.

Зеркало точно отображает изображение — для языческого мира это уже волшебство.

Магия, волшебство, играющие существенную роль в жизни общества, не исключение и для кельтской культуры.

Кстати, здесь можно начать проводить параллель с современным обществом и современным толкованием пара-возможностей зеркала. Так, ещё в 1962 г. Б. Б.Кажинский опубликовал книгу "Биологическая радиосвязь " о передаче мысли на расстояние. К исследованиям его подтолкнуло знакомство со знаменитым дрессировщиком В. Л. Дуровым, который не раз демонстрировал молодому ученому, как под пристальным взглядом людей животные выполняли их мысленные внушения или впадали в состояние столбняка. И что интересно: если отвести взгляд, даже чуть-чуть, от зрачков животного, оно сразу "приходит в себя". Б. Кажинский предположил, что существуют некие "лучи зрения " — узкие пучки биоизлучений мозга. Их испускают связанные с ним палочки сетчатки глаза. То есть они играют роль своеобразных волноводов-микроантенн.

Как видите, сейчас всё намного сложнее. Но вернёмся к кельтам. Можно предположить, что кельты скорее не были обеспокоены тем физическим миром, который может существовать за пределами зеркального отражения. Они были поглощены волшебством зеркала, его способностью отражать красоту живого существа, а не способностью видеть неожиданные и неведомые проявления. Изображение, которое смотрело из зеркала, в понимании кельтов это доппельгенгер, и этот «призрачный двойник» мог предсказать судьбу человеку. Кельты очень беспокоились не только за себя, но и за своего двойника и как результат старались максимально украшать свою внешность, носили драгоценности тонкой работы.

Вот такое вот эстетическое понимание зеркальной магии. Сегодня же зеркальная магия трактуется несколько иначе. Так, немного выше мы писали про "лучи зрения ", которые могут излучать люди. Соответственно, может возникнуть вопрос: "А что будет, если эти лучи зрения встретятся с зеркалом?" Есть вероятность, что по закону физики (угол падения равен углу отражения) эти лучи отражаются на тех, кто смотрит в зеркало. Может, прав был немецкий ученый Карл фон Райхенбах, который еще в прошлом веке утверждал: лучи, исходящие из глаз, отразившись от зеркала, могут нанести серьезный удар по здоровью тех, кто их послал? И может, не такими уж "темными" были наши предки, которые от порчи и сглаза вешали на грудь вместо кулона маленькие зеркала?

Для кельтов же зеркало давало пищу для размышлений о своей внешности, как впрочем, оно делает и в наши дни. Для кельта зеркало было средством достижения физической красоты. В кельтском доме могло не доставать определенных необходимых предметов домашнего обихода, но зеркало, позволявшее восхищаться собой, присутствовало всегда. Поэтому, возможно, зеркало не являлось предметом, которым могли обладать только состоятельные люди.

Для справки: упомянутый выше Карл фон Райхенбах, также Рейхенбах (нем. Karl von Reichenbach; 12 февраля 1788, Штутгарт — 19 января 1869, Лейпциг, Германия) — химик, геолог, промышленник, естествоиспытатель, философ, барон. В последние годы жизни фон Райхенбах исследовал витальную энергию, названную им одической силой. Одическая сила или Од — гипотетическая витальная энергия, или жизненная сила, названная Карлом фон Райхенбахом в честь норвежского бога Одина.

Многие из обнаруженных зеркал, на которых тщательно распланировано местоположение триллиумов и кругов демонстрируют такую метаморфозу, как появление «человеческого лица», когда зеркало переворачивают, для того чтобы вывесить на стене (ручкой вверх). Зеркало как будто «наблюдает» за человеком. Такое «превращение» кельтского зеркала имело и положительное и отрицательное значение. Вроде как допельгангер действует как "помощник" человека, но с другой стороны человек чувствует, что в его жизнь вторгается уже другое существо. Метаморфоза зеркала, как и триллиумы - кельтская особенность.

И ещё раз обратимся к справке, для достижения более полного понимания. Допельгангер (нем. Doppelgänger — «двойник») — это демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. Говорят, что он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале (опять зеркало — обращаете внимание?). Его появление зачастую предвещает смерть. Двойник воплощает желания или инстинкты, которые были вытеснены субъектом как несовместимые с моральными и социальными ценностями, с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе.

Идея тройственности, тройного деления, прочно связана с кельтской религией и кельтским мышлением. Вводя идею тройственности в художественное оформление зеркала, кельты соответственно наделяли зеркало религиозными и магическими полномочиями. На кельтских зеркалах много рисунков в виде повторяющихся и непрерывных узоров, например, кругов. Простая геометрическая форма имеет декоративную функцию и религиозное значение - жизненный непрерывный цикл:

  • рождение,
  • смерть,
  • возрождение.

Помимо этого, также играло в культурной жизни кельтов важную роль (как и в наше время). Птицы, по мнению кельтов связанные с колдовством — это распространенный мотив, включавшийся в оформление зеркала не только в качестве декоративного элемента, но и в качестве символов будущего.

Кстати, зеркала — это обязательный атрибут — своеобразного современника кельтов. Так что есть большая вероятность, что в зеркалах всё же что-то есть, ведь не зря и тысячи лет назад в разных концах мира, и сегодня зеркала воспринимаются как действительно магический предмет.

Таким образом, зеркальная магия кельтов — это своеобразное явление, большинство элементов которого затерялось во тьме веков.

Однако, некоторые элементы современной зеркальной магии всё-же могут быть отголосками древней кельтской магии зеркал.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post158589674/

В этой книге речь пойдёт кельтской магии. Но кто же такие кельты, спросите вы?

К сожалению, точно неизвестно: откуда пришли кельтские племена. Но известно, что в конце 2 тыс. до н. э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго-восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. То есть, они занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

Кельтские племена были неоднородны. Поэтому, их культурная общность, объединяет в себе большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур.

Несмотря широкое распространение, у кельтских племен не сложилось развитой государственности. Они не стремились создать мощное военное государство. Даже кельтские военные походы с трудом можно назвать завоеваниями. Ведь, занимая новые территории, кельты, как правило, не стремились подчинить себе местное население. Очень часто они отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование.

Современные потомки кельтов населяют территорию на Британских островах в Ирландии, Уэльсе и полуостров Бретань, который находится на северо-западе Франции. Сейчас, ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Что до кельтской магии, то в давние времена она была тесно связана с природой. Именно о кельтской магии и пойдет речь в этой книге.

Кельтское слово «друид» (druis у галлов и drui у древних ирландцев) восходит к общему индоевропейскому прототипу "dru-wid-es", содержащему корень “vidu” (widu) – видеть, знать, понимать. К этому же корню восходят: германский "wissen", латинский глагол "videre", готский "witan". Так что слово «друид» можно было бы перевести как «видящий сквозь», «провидящий», «знающий нечто» и так далее. По своему смыслу это близко к значению арабского слова «маг».

Классические авторы единодушно приписывают друидам множество функций. Религия, правосудие, образование, медицина и т. д. – все это находится в их ведении. Одно из самых древних определений их наименования, основанное на этимологии, дается у Плиния:

«Не должно забывать среди всего этого о том, что глубоко почитают галлы. У друидов, ибо именно так зовутся их маги, нет ничего более священного, чем омела и дерево, на котором она растет, причем считается, что она всегда растет на дубе. Только лишь по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева, так что вполне возможно, что сами друиды взяли свое имя от его греческого названия. Они в самом деле считают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом…»

Эта первая по времени этимология, основанная на греческом «drus», получила обширную поддержку в ученых кругах.

Сами кельты в дохристианское время не оставили никаких свидетельств о своем жречестве. Упоминания о друидах в Ирландии относятся ко временам уже после язычества. Неясно, точно ли в них изображен характер друида.

В некоторых случаях друиды, о которых упоминается постоянно, выглядят как люди достойные и могущественные; порой им даже отдается предпочтение перед самим королем.

Согласно ирландской традиции, друидам свойственно достоинство и могущество. Другие упоминания придают им иные, почти шаманские, черты.

Сословию друидов могла принадлежать какая-то власть и в христианскую эпоху, по крайней мере нет повода полагать, что с приходом христианства языческие культы и все связанные с ним атрибуты и люди мгновенно исчезли. Упоминается, что в Шотландии святой Колумба встретился с друидом по имени Бройхан близ Инвернесса в VII веке н. э. Друиды, возможно, существовали некоторое время и при христианстве, хотя у них уже не было прежней религиозной власти и политического влияния; возможно, они превратились лишь в магов и колдунов.

Однако в древности их могущество, по крайней мере, в некоторых областях Древнего мира, было бесспорным. Цезарь, видимо, был в основном прав, когда писал: «А именно, они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство. Идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают те же друиды… Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения».

На деле у античных авторов есть только одно упоминание о друидах в Британии. Описывая атаку римского наместника Паулина на крепость друидов на Англси в 61 году н. э., Тацит говорит: «На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещаниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники логов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям».

Свидетельства античных авторов заставляют полагать, что друиды-женщины, или друидессы, если их можно так назвать, также играли роль в языческой кельтской религии, и эти свидетельства согласуются с данными островных текстов. Вописк рассказывает интересную историю: «Дед мой рассказал мне то, что он слышал от самого Диоклетиана. Когда Диоклетиан, сказал он, находился в харчевне в Тунграх в Галлии, имел еще небольшой военный чин и подводил вместе с какой-то женщиной-друидессой итог своим ежедневным расходам, она сказал ему: «Ты слишком скуп, Диоклетиан, слишком расчетлив». На это, говорят, Диоклетиан не серьезно, а в шутку ответил: «Буду щедрым тогда, когда стану императором». После этих слов друидесса, говорят, сказала: «Не шути, Диоклетиан, ведь ты будешь императором, когда убьешь кабана».

Говоря о пророческих способностях друидов и опять упоминая женщин, Вописк рассказывает: «Он утверждал, что Аврелиан обратился как-то к галльским друидессам с вопросом, останутся ли у власти его потомки. Те, по его словам, ответили, что в государстве не будет более славного имени, чем имя потомков Клавдия. И уже есть император Констанций, человек той же крови, а его потомки, думается, достигнут той славы, которая была предсказана друидессами».

Пророческая сила приписывается провидице Федельм в «Похищении быка из Куальнге»; есть все основания полагать, что в сословии друидов женщины, по крайней мере в некоторых областях и в некоторые периоды, пользовались определенным влиянием.

Создание кельтского алтаря

Кельты – племена индоевропейского происхождения, в древности и на рубеже эпох населявшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.

Итак, в этом разделе книги мы рассмотрим, как создать кельтский алтарь. В дальнейшем его можно будет использовать и в древних ритуалах из других европейских культур, не только кельтов.

Что же такое алтарь? По некоторым источникам слово "алтарь" произошло от латинского слова, обозначающего “высокое место". В ряде источников полагают, что это потому что, в древние времена шаман и жрецы взбирались на холмы и горы, чтобы быть ближе к божествам. Там они и совершали таинства.

В некоторых культурах, наоборот, алтарь устанавливался на земле или даже выкапывался в ней. И человек спускался вниз, чтобы вспомнить о священности наших собственных глубин.

Сейчас сложилась такая ситуация, что какую книжку Западной Ведовской Традиции ни открой, везде упоминание кельтских истоков и кельтов. Практически все западное нео-язычество полагает себя выросшим из кельтских корней. На мой же скромный взгляд нео-язычество имеет столько же сходства с реальной кельтской традицией, сколько общего можно найти между известной “Половецкой пляской” и реальными половцами. Чтобы понять суть кельтской магии нужно для начала запомнить следующее:

1. Все кельты от рождения обладают Даром. Не слабой искрой, которую можно развивать или не развивать, а полноценным работающим Даром. Возможно, это связано с тем, что на заре своей истории кельты тесно соседствовали, взаимодействовали и роднились с колдовским народом Tuatha De Dannann. Теперь Tuatha De Dannann остались в памяти только как народ эльфов, покинувший эту реальность, но когда-то кельты воевали с ними за земли, заключали союзы, брали их дочерей за своих танов и выдавали за них своих девушек.

2. Кельты не занимаются магией. Звучит здорово, но это чистая правда. Можешь ли ты сказать, что в течение всей своей жизни ты занят дыханием? Прозвучит глупо. Для кельта владение Силой и ее использование так же естественно, как дыхание. Поэтому большинство кельтов скажут искренне и не соврут, что магией они вообще не занимаются и не интересуются.

3. Кельты всегда жили семьями – кланами. Тенденция к сохранению клановости и связанности сохраняется и сейчас в полной мере. Чтобы понять, насколько это серьезно, достаточно прошвырнуться по интернету. Всевозможные O’**** и Mc**** настойчиво и упорно разыскивают друг друга и кучкуются.

4. Нельзя быть кельтом наполовину или отчасти. Если тебе встретится человек с ирландской фамилией, утверждающий, что он американец или англичанин, – он не врет. Он не кельт – от предков ему досталась только фамилия. Ежели в человеке течет кельтская кровь, то даже имея итальянскую или русскую фамилию, он свернет горы в поисках своих корней, найдет к какому клану принадлежал его далекий предок и непременно сообщит этому клану о своем существовании. Это если ту же работу по независящим причинам еще не проделали его родители, бабушка или дедушка.

Я перечислила четыре базовых условия существования кельтской традиции. Ну а теперь перейдем к делу. Предположим, ты чувствуешь, что рожден с Даром и первое условие выполнено. Предположим, ты уверен, что магия для тебя столь же естественна, как дыхание, и ты давно обнаружил, что используешь свой Дар везде и всюду, даже не задумываясь о том. Второе условие тоже выполнено. Даже четвертое условие можно будет считать выполненным, если тебя влечет к кельтам, к их истории и культуре, если их мифология тобою ощущается родной, своей, а по ночам тебе ностальгически снятся вересковые пустоши. Остается третье условие. Почему клановость выступает в ряду условий? Потому что кельты – прирожденные колдуны. Потому что их магия – естественная, природная. Не в том смысле, что они пользуются силами природы, мы все ими же пользуемся, а потому что магия есть их собственная природа, естество. Все, что окружает кельта, насыщено магией и иначе не может быть. Ценными и пригодными для использования ощущаются только предметы, наделенные магическими свойствами. А таковыми вполне могут быть лишь предметы, сделанные колдуном. Кузнец-колдун ковал, вкладывая в свой труд частицу Дара, ножи, топоры, вилы… Ткач-колдун ткал материю для одежды из нитей, спряденных пряхой-ведьмой… А другие колдуны, приобретая нужные вещи, расплачивались с мастером не деньгами, а частицей своего Дара, вложенного в плоды их труда – выращенным зерном и овощами, убитым на охоте зверем или выделанными шкурами… Магия была в обороте. Теперь понятно, почему важна клановость? Если ты, в блаженном одиночестве, собираешься приобщиться к реальной традиции кельтской магии, тебе придется стать универсалом. Иначе получится суррогат, нео-язычество.

Конечно, общие рассуждения хороши, но мало кого могут удовлетворить. Поэтому привожу несколько “рецептов” реальной кельтской магии.

“Умный” нож. От обычного ножа отличается тем, что никогда не теряется, кроме тех случаев, когда ты его “обидел”. Никогда случайно не порежет хозяина (даже если будешь падать на него – отвернется в сторону), сломается в чужой руке при попытке нанести вред хозяину и вообще в хозяйской руке сидит как влитой, как ее естественное продолжение. Может быть подарен, но в этом случае теряет некоторую часть свойств, если новый владелец не кровный родственник. В идеальном варианте для его изготовления требуется кусок метеоритного железа. Хорошо использование “нового” железа из руд, но выплавленного из руды известным человеком, которому можно верить. Можно также использовать старое кованое железо, никогда не бывшее оружием и не бывшее в употреблении на памяти живущих (т.е. следует с железякой обойти всех соседей и родственников, рассказать, где ее нашел и расспросить, что они о ней знают). Когда подходящий кусок металла найден, отправься к кузнецу. Расскажи кузнецу, что именно ты хочешь получить, спроси цену и не торгуйся. Спроси, когда кузнец начнет работу и приходи в тот день помогать. Помогать или присутствовать при изготовлении ты должен обязательно. Мужчина обычно раздувает мехи или оказывает иную потребную и посильную помощь. Женщина тоже. Девушка может просто присутствовать. Сколько бы дней кузнец ни работал над клинком, каждый день нужно приходить в кузню. В закалке клинка обязательно используется немного твоей крови и слюны. Когда работа сделана, расплатись тем, что кузнец назвал в цену. Рукоятку ты должен вырезать и сделать сам. Тут тебе никто не помощник. Если рукоять задумана деревянная, можешь обратиться к Мудрым за советом, какое дерево тебе лучше. Потом найди нужное дерево и срежь ветку (или молодое деревце) со всеми положенными церемониями. Дерево для рукояти обычно заготавливают заранее, чтобы успело высохнуть. Если рукоять будет костяная, то кость должна быть добыта тобой (следует помнить, что у кельтов мужчины и женщины равны и в правах, и в обязанностях, и в делах). Когда нож готов, отправляйся на охоту, чтобы “оживить” его теплой кровью. На худой конец можно забить им овцу в собственном стаде. Часть мяса убитого животного в любом случае отнеси в дар кузнецу – это его доля с первой “работы” его детища.

Защита поля и огорода (от потравы дикими животными, града и урагана). Найди или отруби от скалы довольно большой камень голубоватого или зеленоватого цвета. Камень должен быть сначала одним целым куском. Затем расколи его на четыре приблизительно равные части. Разумеется, когда колешь, ты точно знаешь, что вот был один, а теперь четыре брата, связанные между собой “кровными узами”. Каждый из четырех получившихся камней обтеши в форме наконечника копья или, на худой конец, острого конуса. Размер каждого “громовика” – не меньше мужской ладони в длину. Это может быть довольно грубая обработка – главное, чтобы форма была очевидна и камни были похожи между собой, как братья. Затем закопай все четыре камня по углам своего поля остриями вниз. Когда закапываешь, ты четко осознаешь, что это воткнуты в землю четыре копья, указывающие твои владения. Разумеется, огороды и поля обносят еще и небольшой оградкой или плетнем, но понятно, что низкая каменная кладка, только обозначающая границы для взгляда человека, не защитит от стада диких оленей или от града. Работают защитой именно “громовики”. Такие же “громовики” делаются и закладываются под стены при строительстве дома, только камень берется красный или красноватый, для защиты от землетрясения, каменных обвалов в горах или прямых попаданий молнии.

Чтобы извести врага со всей его семьей состриги шерсти с черной овцы, что первый раз будет ягниться. В три ночи новолуния промой шерсть в текучей воде ручья близко к источнику (нужно быть уверенным в том, что никто от земли до тебя воды не касался), но не непосредственно в заводи у источника, чтобы не обидеть Богинь, высуши шерсть и прочеши. В следующие дни новолуния (во второй день) спряди шерсть или пусть при тебе прядут (непременно ночью), а ты перечисляй в это время без остановки имена врага и всех его домочадцев, про себя или вслух. Когда вся шерсть спрядена (закончить нужно до рассвета), смотай ее в клубок, продолжая повторять имена. Клубок спрячь до использования, чтобы никто его не увидел или не коснулся. Пряхе дай за работу, что попросит, и накажи молчать. В удобную тебе ночь проберись к жилью врага (прошу заметить, что предполагается другой участок земли, как минимум, а не соседняя квартира в многоэтажке). Заплети нитью ограду (или кусты вдоль ограды, или проложи нить по земле) с лица (т.е. со стороны входа в жилище) по обе стороны от въезда так, чтобы нить легла и поперек дороги, по которой вражья семья из дому выходит. Прокладывай нить против солнца (т.е. против часовой стрелки). На дороге процарапай ложбинку, уложи в нее нить и присыпь пылью (или замажь грязью, если непогода), чтобы нить заметна не была. Разумеется, заплетать нить надо так, чтобы в глаза не бросалась. Разрывов в нити быть не должно. Серия нежданных смертей плюс бесплодие всему семейству обеспечены скоро.

Белой нитью, из шерсти белой молодой овцы (все процедуры те же, только в полнолуние и по солнцу) опутывают собственный дом для защиты от порчи и сглаза . Обычно такая защита ставится, только когда в доме женщина вот-вот родит – чтобы защитить не рожденного младенца. Если дом врага защищен таким образом (ну, нет у тебя терпения подождать, пока родит), прежде чем запутать черную нить, белую нужно смотать (против солнца). Смотанную нить зарой в землю или придави камнем так, чтобы никто не нашел.

Колдовская кухня. Тот, кто терпеливо дочитал до этого места, уже понял, какое место занимает “рукотворчество” в кельтской магии. К кухне это тоже имеет прямое отношение. Во-первых, на кухне должен быть огонь. Очаг обычно складывает женщина (кроме тех случаев, когда мужчина одинок). Очаг кладется из камней на глиняный раствор (приблизительно на одну часть чистой, хорошо промешанной глины три части песку). Камни, разумеется, не случайные. Тот, кто хоть раз видел, как кладет печь настоящий деревенский мастер-печник, поймет, о чем я говорю. Наши печники сначала раскладывают (“расстилают”) с виду одинаковые кирпичи, рассматривают их, а потом кладут не все подряд, а выбирая каждый по каким-то одному мастеру известным признакам. Если все подряд класть, говорят они, печь жить не будет. Вот приблизительно также кладется очаг из природных камней. Но сначала под очаг зарывается “огненный” камень – кремень. Как только очаг сложен, в нем, сыром, аккуратно разводится огонь из кусочков священных деревьев – не сильный, но чтобы глина изнутри схватилась. Для очага и по его размерам делаются кузнецом треноги и рогатки с прутами. Новые котелки и сковородки сначала очищаются (в них кипятится вода с очищающими травами, листьями и кусочками дерева), а затем прокаливаются (прокаливание касается чугунной посуды). В посудину кладется бараний жир, растапливается и перекаливается, пока вдвое не убавится в объеме. Над посудиной в это время вьется голубой дым, а стенки изнутри покрываются ровной пленкой жира. Чугунную посуду после использования только моют пучком травы, но никогда не чистят изнутри песком, а то все варево будет черным. Разумеется, кельтская женщина в одном и том же котелке готовит и обед для семьи, и целебный отвар, и колдовское зелье – для нее любое действо у очага одинаково магично.

Важное место в традиции кельтов занимают различные способы украшения одежды. Одежда, как правило, весьма проста в покрое. Это компенсируется изысканностью вышивки, разнообразием цвета и обилием аппликаций, металлических и керамических бляшек и пряжек. Разумеется, в первую очередь это касается праздничной одежды, хотя и повседневная не лишена украшений. Как и у любого другого народа, вся эта красота – не одной красоты ради, а имеет глубокий магический смысл. Частично смысл украшений рассматривается в статье “Символика кельтских орнаментов”. На разные случаи жизни может быть сшита и украшена специальная одежда. Так, если человек собирается в дальний и небезопасный путь, то женщинами его семьи может быть соткан плащ или плед, переплетенный защитными заклинаниями. Воину рубаха или куртка украшалась узором, защищающим не от смерти, но от безнадежных увечий, которые для кельта были страшнее всего. Юноша, покидая надолго невесту, дарил ей сплетенное им самим из проволоки украшение, связывающее ее память – чтобы не забыла и не разлюбила. Она отвечала тем же, например, давая ему в дорогу собственноручно сделанный керамический амулет. Вообще, у священных источников находят в изобилии всевозможные изделия из обожженной глины: фигурки, бляшки, чашки и т.д.

Азы гончарного ремесла до сих пор знают практически все фермеры в горах Шотландии. Точно также практически все они умеют работать по дереву, металлу, бережно хранят и используют старинную утварь, доставшуюся по наследству, больше доверяют тому, что сделано собственными руками или руками местных мастеров, нежели фабричным изделиям. Любой современный кельт более всего гордится своими умениями и плодами своих рук, как бы грубы эти плоды ни были по виду, не задумываясь, что ценны эти изделия скрытой в них магией. В Шотландии, Уэльсе, Ирландии до сих пор собирают Круг Женщин для решения проблем, возникающих в общинах. И женщины, связываясь в магическое кольцо невидимыми нитями, одним разговором у живого огня распутывают клубки сложных ситуаций, ни секунды не думая, что в этот момент они ворожат и колдуют (они ведь все – добрые христианки теперь). И уж никогда не вызовет у этих женщин уважения та, что не умеет приготовить пищу и починить одежду, как бы образованна или успешна в бизнесе она ни была бы. Впрочем, любая российская деревенская ворожея скажет то же: неумеха ведьмой быть не может.

Введение

В этой книге речь пойдёт кельтской магии. Но кто же такие кельты, спросите вы?

К сожалению, точно неизвестно: откуда пришли кельтские племена. Но известно, что в конце 2 тыс. до н. э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго-восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. То есть, они занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

Кельтские племена были неоднородны. Поэтому, их культурная общность, объединяет в себе большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур.

Несмотря широкое распространение, у кельтских племен не сложилось развитой государственности. Они не стремились создать мощное военное государство. Даже кельтские военные походы с трудом можно назвать завоеваниями. Ведь, занимая новые территории, кельты, как правило, не стремились подчинить себе местное население. Очень часто они отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование.

Современные потомки кельтов населяют территорию на Британских островах в Ирландии, Уэльсе и полуостров Бретань, который находится на северо-западе Франции. Сейчас, ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Что до кельтской магии, то в давние времена она была тесно связана с природой. Именно о кельтской магии и пойдет речь в этой книге.

Кельтское слово «друид» (druis у галлов и drui у древних ирландцев) восходит к общему индоевропейскому прототипу "dru-wid-es", содержащему корень “vidu” (widu) – видеть, знать, понимать. К этому же корню восходят: германский "wissen", латинский глагол "videre", готский "witan". Так что слово «друид» можно было бы перевести как «видящий сквозь», «провидящий», «знающий нечто» и так далее. По своему смыслу это близко к значению арабского слова «маг».

Классические авторы единодушно приписывают друидам множество функций. Религия, правосудие, образование, медицина и т. д. – все это находится в их ведении. Одно из самых древних определений их наименования, основанное на этимологии, дается у Плиния:

«Не должно забывать среди всего этого о том, что глубоко почитают галлы. У друидов, ибо именно так зовутся их маги, нет ничего более священного, чем омела и дерево, на котором она растет, причем считается, что она всегда растет на дубе. Только лишь по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева, так что вполне возможно, что сами друиды взяли свое имя от его греческого названия. Они в самом деле считают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом…»

Эта первая по времени этимология, основанная на греческом «drus», получила обширную поддержку в ученых кругах.

Сами кельты в дохристианское время не оставили никаких свидетельств о своем жречестве. Упоминания о друидах в Ирландии относятся ко временам уже после язычества. Неясно, точно ли в них изображен характер друида.

В некоторых случаях друиды, о которых упоминается постоянно, выглядят как люди достойные и могущественные; порой им даже отдается предпочтение перед самим королем.

Согласно ирландской традиции, друидам свойственно достоинство и могущество. Другие упоминания придают им иные, почти шаманские, черты.

Сословию друидов могла принадлежать какая-то власть и в христианскую эпоху, по крайней мере нет повода полагать, что с приходом христианства языческие культы и все связанные с ним атрибуты и люди мгновенно исчезли. Упоминается, что в Шотландии святой Колумба встретился с друидом по имени Бройхан близ Инвернесса в VII веке н. э. Друиды, возможно, существовали некоторое время и при христианстве, хотя у них уже не было прежней религиозной власти и политического влияния; возможно, они превратились лишь в магов и колдунов.

Однако в древности их могущество, по крайней мере, в некоторых областях Древнего мира, было бесспорным. Цезарь, видимо, был в основном прав, когда писал: «А именно, они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство. Идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают те же друиды… Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения».

На деле у античных авторов есть только одно упоминание о друидах в Британии. Описывая атаку римского наместника Паулина на крепость друидов на Англси в 61 году н. э., Тацит говорит: «На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещаниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники логов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям».

Свидетельства античных авторов заставляют полагать, что друиды-женщины, или друидессы, если их можно так назвать, также играли роль в языческой кельтской религии, и эти свидетельства согласуются с данными островных текстов. Вописк рассказывает интересную историю: «Дед мой рассказал мне то, что он слышал от самого Диоклетиана. Когда Диоклетиан, сказал он, находился в харчевне в Тунграх в Галлии, имел еще небольшой военный чин и подводил вместе с какой-то женщиной-друидессой итог своим ежедневным расходам, она сказал ему: «Ты слишком скуп, Диоклетиан, слишком расчетлив». На это, говорят, Диоклетиан не серьезно, а в шутку ответил: «Буду щедрым тогда, когда стану императором». После этих слов друидесса, говорят, сказала: «Не шути, Диоклетиан, ведь ты будешь императором, когда убьешь кабана».

Говоря о пророческих способностях друидов и опять упоминая женщин, Вописк рассказывает: «Он утверждал, что Аврелиан обратился как-то к галльским друидессам с вопросом, останутся ли у власти его потомки. Те, по его словам, ответили, что в государстве не будет более славного имени, чем имя потомков Клавдия. И уже есть император Констанций, человек той же крови, а его потомки, думается, достигнут той славы, которая была предсказана друидессами».

Пророческая сила приписывается провидице Федельм в «Похищении быка из Куальнге»; есть все основания полагать, что в сословии друидов женщины, по крайней мере в некоторых областях и в некоторые периоды, пользовались определенным влиянием.

Создание кельтского алтаря

Кельты – племена индоевропейского происхождения, в древности и на рубеже эпох населявшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.

Итак, в этом разделе книги мы рассмотрим, как создать кельтский алтарь. В дальнейшем его можно будет использовать и в древних ритуалах из других европейских культур, не только кельтов.

Что же такое алтарь? По некоторым источникам слово "алтарь" произошло от латинского слова, обозначающего “высокое место". В ряде источников полагают, что это потому что, в древние времена шаман и жрецы взбирались на холмы и горы, чтобы быть ближе к божествам. Там они и совершали таинства.

В некоторых культурах, наоборот, алтарь устанавливался на земле или даже выкапывался в ней. И человек спускался вниз, чтобы вспомнить о священности наших собственных глубин.

Для того, чтобы понять суть алтаря, которым пользовались люди в древности, дабы поклоняться богам, необходимо понять, что вы не отделены от окружающей вас природы, что она окружает вас.

Таким образом, можно сказать, что концепция алтаря не искусственная, а имеет естественное происхождение. Алтарь – это место, которое помогает приблизиться к природе и древним богам. Это место для размышления и место, чтобы установить контакт между вами и вашими духовными силами, стать ближе к природе.

Итак, давайте теперь поговорим непосредственно об устройстве алтаря. Ваш алтарь может быть причудливым, а может просто занимать часть столика у вашей кровати. Он может быть постоянным сооружением, или же вы можете собирать его, когда захотите.

В любом случае, там, где вы впервые будете создавать алтарь, не забудьте как следует убраться, а именно: стереть пыль, вымыть (то есть сделать то, что подходит для той поверхности, которую вы выбрали).