Особенности налогообложения организаций, имеющих обособленные подразделения. Налоги и отчетность обособленных подразделений Особенности налогообложения при наличии обособленных подразделений

Совершенно все российские юридические лица обладают возможностью открывать обособленные подразделения. Порядок организации их деятельности, права и обязанности, а также цели, для которых они создаются, определяются нормами гражданского законодательства. Помимо гражданских прав и обязанностей у организации, открывающей структурные подразделения, возникают соответствующие налоговые обязательства, в том числе и обязанность осуществлять учет и отчетность по обособленным подразделениям.

Нормы об обособленных подразделениях

Отечественные законодательные акты всех субъектов отечественных предпринимательских отношений, являющихся организациями, наделяют некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые структурные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Помимо указанного отличия от организаций для структурных подразделений предписаниями ГК РФ установлены некоторые ограничения. Так, структурные подразделения не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, созданные на срок больше месяца (ст. 11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или иные обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Компания, их организующая, должна подать налоговикам заполненные заявления по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ .

Положениями ГК РФ определяется право обособленного структурного подразделения осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход.

Обособленное подразделение вправе принимать на работу работников с указанием в трудовом договоре места работы и обособленного подразделения компании (ст. 57 ТК РФ).

Необходимо особо подчеркнуть, что при покупке товаров обособленными структурными подразделениями продавец товара должен учесть некоторые особенности при выставлении счета-фактуры.

Так, согласно «Правилам заполнения счета-фактуры», счет-фактура обособленному подразделению должен содержать КПП обособленного подразделения. Указанное значение прописывается в поле «ИНН/КПП покупателя». Правильность данного вывода подтверждается в письме Министерства финансов РФ от 05.09.2014 № 03-07-09/44671 .

Налог на доходы физических лиц у обособленных подразделений

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ в качестве плательщика НДФЛ названы только физические лица, получающие доходы от различных источников.

Из буквального толкования п. 1 ст. 226 этого же Кодекса следует, что работодатели исполняют обязанность своих работников по уплате НДФЛ, самостоятельно исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет суммы налогов.

Важное уточнение содержится в п. 7 вышеприведенной статьи. Указанный пункт прямо указывает, куда платить НДФЛ по обособленному подразделению. В качестве такого места называются бюджеты субъектов по адресу основной организации и по адресам каждого обособленного подразделения.

Согласно предписанию ст. 19 Налогового кодекса России налогоплательщиками являются организации или физические лица. Как было указано ранее, структурные подразделения компании организациями не являются, а потому не являются и налогоплательщиками.

Подводя итог сказанному в области налогообложения обособленных структурных подразделений, можно сделать вывод о том, что налоги структурное подразделение уплачивает не самостоятельно, а через основную организацию.

Отчетность обособленных подразделений

Исходя из сведений, указанных выше, следует вывод, что налоговый и бухгалтерский учет в обособленных подразделениях организует основная компания.

Данный вывод следует из факта отсутствия в отечественном законодательстве каких-либо норм или правил, регламентирующих порядок ведения бухгалтерской отчетности обособленным подразделением.

Также надо особо подчеркнуть, что в случае, если структурное подразделение основной организации ведет бухгалтерскую отчетность, такая отчетность не передается налоговикам. Она, по своей сути, является внутренним отчетным документом организации. Этот вывод следует из факта отсутствия в положениях Налогового кодекса обязанности обособленного подразделения не только вести бухгалтерскую отчетность, но и сдавать ее в налоговые органы.

Как было отмечено ранее, на структурное подразделение не возложена обязанность сдавать налоговикам бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило, согласно которому организация самостоятельно рассчитывает суммы налога на прибыль по каждому своему структурному подразделению.

Указанная сумма должна быть указана в налоговой декларации. При этом обязанность составления декларации каждым обособленным подразделением положения статьи 288 Налогового кодекса РФ не предусматривают.

Статьей 230 Налогового кодекса России определена обязанность организаций, имеющих обособленные подразделения, ежегодно предоставлять налоговикам сведения о начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет суммах НДФЛ. Такие сведения передают налоговикам по месту учета основной компании и по месту учета каждого структурного подразделения.

Как видно из приведенных примеров, нормы отечественного фискального законодательства прямо не отвечают на вопрос, как отчитывается обособленное подразделение перед государственными органами и структурами.

Указанный вывод следует из отсутствия статуса налогоплательщика у структурных подразделений.

Одновременно следует подчеркнуть, что основная компания может выделить свой филиал или представительство на отдельный баланс.

Для выделения обособленного подразделения на отдельный баланс достаточно решения основной организации, так как отечественное законодательство не предусматривает обязательности выделения структурных подразделений компании на отдельный баланс.

Следует подчеркнуть, что в п. 8 ПБУ 4/99 имеется прямое указание на возможность выделения структурных подразделений на отдельный баланс.

Предусматривая возможность выделения обособленной структуры на отдельный баланс, законодательство РФ не дает прямого ответа на вопрос, как выделить обособленное подразделение на отдельный баланс, так же как и не раскрывает, что именно имеется в виду под отдельным балансом.

Как указал Минфин РФ в письме от 29.03.2004 № 04-05-06/27 , под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Из названного понятия следует, что для того, чтобы выделить структурное подразделение на отдельный баланс, основная компания должна разработать показатели, по которым соответствующая структура должна вести отдельный баланс.

Кроме того, выделение обособленного подразделения на отдельный баланс осуществляется путем утверждения соответствующего положения, а также закрепления данного выделения в учетной политике основной компании, где будет предусмотрена совокупность способов ведения бухучета.

В заключение следует отметить, что отечественное законодательство не запрещает открытие обособленных подразделений с отдельными расчетными счетами.

Но Банк России в своей Инструкции от 30.05.2014 № 153-И не предусмотрел возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению. Основная компания имеет право открыть счет на себя, но для совершения по нему операций ее структурным подразделением.

Налог на прибыль

Организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату авансовых платежей и налога на прибыль в федеральный бюджет производят по месту своего нахождения без распределения по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ).

В свою очередь, уплату авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, надо производить и по месту нахождения организации, и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. В данном случае исходят из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, которая определяется как среднее арифметическое величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по организации (п. 2 ст. 288 НК РФ). При этом по основным средствам, являющимся амортизируемым имуществом, но по которым амортизация не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость по данным налогового учета (Письмо УФНС по г. Москве от 13.09.2007 N 20-12/087477).

В расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества включают и капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендуемое имущество. Причем данное правило применяют только на период действия договора аренды (Письмо Минфина России от 10.12.2007 N 03-03-06/2/221). Правда, ранее чиновники утверждали, что поскольку произведенные арендатором неотделимые улучшения в арендованные основные средства не являются его собственностью, то они не могут быть учтены при расчете удельного веса доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-03-06/2/2).

Теперь рассмотрим, как определить долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение, в котором отсутствует амортизируемое имущество. Чиновники считают, что в данном случае по обособленному подразделению в расчете будет участвовать только показатель удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) этого обособленного подразделения (Письма Минфина России от 16.02.2005 N 03-03-01-04/1/67, УФНС по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037682.1).

Если же налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. В этом случае организация вправе самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога. О принятом решении придется уведомить налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (п. 2 ст. 288 НК РФ). Имейте в виду, что если порядок уплаты налога не менялся, а также в случае, когда ответственное обособленное подразделение осталось то же самое, то не требуется повторно уведомлять налоговые органы (Письмо Минфина России от 04.02.2008 N 03-03-05/7). Кстати, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяют исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на данной территории (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Не так давно чиновники уточнили, что Налоговый кодекс не предусматривает обязанности сообщать в налоговый орган о создании в течение налогового периода нового обособленного подразделения, если на территории данного субъекта уже имеется ответственное обособленное подразделение. При этом совсем не обязательно уведомлять инспекторов и по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения о применяемом порядке уплаты налога (Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-03-06/2/74).

Кстати, если часть обособленных подразделений расположена в том же субъекте, в котором состоит на , то уплату налога в субъект РФ за эти подразделения может производить головная организация (Письма Минфина России от 23.12.2005 N 03-03-04/4/108, УФНС по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037682.2).

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (п. 1 ст. 289 НК РФ). При этом компании, в состав которых входят обособленные подразделения, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организация представляет декларацию, включающую (п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н):

Титульный лист (лист 01);

Подраздел 1.1 разд. 1;

Подраздел 1.2 разд. 1 (при уплате ежемесячных авансовых платежей);

Приложение N 5 к листу 02 - расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Причем при исчислении налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта, декларацию представляют в налоговый орган по месту нахождения того обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта.

Имейте в виду, что в декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, указывают КПП данного обособленного подразделения. При этом не имеет значения, кто производит уплату налога - сама организация или обособленное подразделение (Письмо УФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 14-14/4/023876). Таким образом, в декларации, которая поступит в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения, в верхней части титульного листа (лист 01) подразделов 1.1 и (или) 1.2 разд. 1, Приложении N 5 к листу 02 указывают ИНН организации и КПП обособленного подразделения (Письмо УФНС по г. Москве от 31.08.2007 N 20-12/083332).

Учтите, что при формировании показателя доли налоговой базы по строке 040 Приложения N 5 к листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения" декларации данные по обособленным подразделениям, расположенным за пределами территории РФ, учитывают вместе с показателями по головной организации (Письма ФНС России от 25.04.2008 N ШС-6-3/316@ и Минфина России от 17.04.2008 N 03-03-05/39).

Теперь рассмотрим ситуацию, когда обособленные подразделения, расположенные в другом субъекте РФ, осуществляют деятельность, подпадающую под обложение ЕНВД. В этом случае в декларацию по налогу на прибыль, представляемую головной организацией, не попадут сведения о доходах и расходах обособленного подразделения, переведенного на ЕНВД (Письмо УФНС по г. Москве от 28.03.2008 N 20-12/030172).

Налог на имущество

В соответствии с п. 1 ст. 376 Налогового кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-05-06-01/120).

Как видите, Налоговым кодексом не предусмотрены формирование налоговой базы и уплата налога по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса. При этом движимое имущество обособленного подразделения формирует базу по налогу в зависимости от места его бухгалтерского учета на балансе. В свою очередь, налог по недвижимому имуществу, находящийся по месту этого обособленного подразделения, рассчитывают и уплачивают по месту нахождения данного актива (Письмо Минфина России от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145).

В другом разъяснении чиновников (Письмо Минфина России от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20) говорится о движимом имуществе обособленного подразделения, которое не выделено на отдельный баланс. В этом случае указанные активы учитывают при определении налоговой базы головной организации. Так что исчисление и уплату налога и авансовых платежей, а также представление налоговой декларации и расчета по авансовым платежам производят тоже по месту нахождения этой организации.

Не забывайте, что все налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Напоминаем, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами происходит по месту нахождения данных юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации (п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, далее - Правила). При этом Правила предусматривают возможность регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц (пп. "и" п. 35 и п. 77 Правил).

Минфин в Письме от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20 отметил, что в том случае, когда транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, а по месту нахождения филиала организации осуществлена только временная регистрация, то налог и авансовые платежи подлежат уплате по месту нахождения организации. Если же транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. Поэтому налог и авансовые платежи подлежат уплате по месту нахождения филиала организации. Причем если снятие с учета и регистрация транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, то местом нахождения транспортного средства признают место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца (Письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16).

Напомним, что плательщиками НДС признаются (п. 1 ст. 143 НК РФ):

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые на основании Таможенного кодекса.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса под организациями понимают юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные на основании законодательства иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Таким образом, в настоящее время обособленные подразделения (филиалы, представительства и др.) плательщиками НДС не являются. Поэтому плательщиками налога на добавленную стоимость признаются создавшие их организации, которые уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговый орган также по месту налогового учета головной организации (Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237).

В случае когда товары (работы, услуги) реализуются через обособленные подразделения, то счета-фактуры выписывают от имени организации. Поэтому при заполнении строк 2 "Продавец" и 2а "Адрес" указывают реквизиты организации-продавца (Письмо Минфина России от 04.05.2006 N 03-04-09/08).

В свою очередь, в строке 2б "ИНН/КПП продавца" указывают КПП соответствующего подразделения (Письма Минфина России от 20.04.2007 N 03-07-11/114 и ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-04/1166/13@). Если же обособленное подразделение является покупателем, то при выставлении счетов-фактур поставщиком в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывают КПП соответствующего подразделения. В строке 4 "Грузополучатель и его адрес" указываются наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес (Письма УФНС по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593 и от 24.04.2007 N 19-11/37426).

Обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей), а также обязанности по представлению расчетов и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если одновременно выполняются следующие условия (п. 8 ст. 243 НК РФ):

Имеется отдельный баланс;

Имеется расчетный счет;

Начисляются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

При этом сумму платежа определяют исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

В случае невыполнения обособленным подразделением хотя бы одного из вышеперечисленных условий уплату налога производит головная организация по месту своего нахождения (Письма Минфина России от 24.03.2008 N 03-11-04/3/147, УФНС по г. Москве от 27.09.2007 N 21-11/092269@, от 12.10.2007 N 21-18/860, от 13.08.2007 N 21-11/076733@).

Чиновники в Письме УФНС по г. Москве от 17.04.2007 N 21-11/35589@ разъяснили, когда обособленное подразделение может считаться выделенным на отдельный баланс. В данном случае необходимо, чтобы в условиях этого баланса было возможным, а также производилось обособленное начисление выплат в пользу работников, исчисление и составление отчетности ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Отметим, что налогоплательщики вправе применять регрессивную шкалу ставки ЕСН в целом по организации, независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности по уплате единого социального налога и по представлению отчетности по месту своего нахождения (Письма Минфина России от 21.04.2008 N 03-04-06-02/38, от 24.01.2007 N 03-04-06-02/5, УФНС по г. Москве от 18.07.2007 N 21-11/068074@). Так что при исчислении налога применяют ставки, соответствующие величине налоговой базы, фактически накопленной нарастающим итогом с начала года по всем подразделениям. При этом регрессивные ставки применяются как головным офисом, так и филиалом независимо от величины налоговой базы, сформировавшейся в этих подразделениях по данному физическому лицу (Письмо УФНС по г. Москве от 13.08.2007 N 21-11/076705@). Поэтому переход работника из головной организации в обособленное подразделение, а равно перемещение из одного подразделения организации в другое на формирование налоговой базы и применение регрессивной шкалы ставок ЕСН не влияет.

Кстати, если работник в течение налогового периода переходит из одного подразделения организации в другое, то последнее обособленное подразделение открывает на него новую индивидуальную карточку. При этом на новое место работы передается копия индивидуальной карточки, которая велась по данному сотруднику в предыдущем обособленном подразделении (Порядок заполнения индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета), утвержденный Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443).

Пенсионные взносы

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представления расчетов по авансовым платежам и деклараций для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, аналогичен порядку уплаты и представления отчетности по ЕСН (совместное Письмо МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221, совместное Письмо МНС России N БГ-6-05/658, Пенсионного фонда РФ N МЗ-16-25/7003, ФСС РФ N 02-08/06-2065П и ФФОМС N 3205/80-1/и от 28.08.2001, Письма УФНС по г. Москве от 21.04.2008 N 21-18/362, от 12.10.2007 N 21-18/860, от 13.08.2007 N 21-11/076733@, от 02.05.2006 N 21-18/205, от 14.03.2006 N 21-18/111). При этом обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, представляют декларации по месту своего нахождения (Порядок заполнения декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденный Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н).

Отметим, что указанный порядок не соответствует правилам, прописанным в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ). В нем говорится, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают пенсионные взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Соцстрах

Филиалы и иные обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, самостоятельно представляют расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) по месту своего нахождения в отделение или филиале отделения Фонда (п. 7.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22).

В данном случае речь идет об обособленных подразделениях, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

НДФЛ

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют исходя из дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения этого структурного подразделения (Письма Минфина России от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 и от 17.01.2006 N 04-1-03/21). При уплате налога головной организацией оформляются отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования (Письма УФНС по г. Москве от 24.01.2008 N 28-11/006047, от 26.12.2007 N 28-11/124267, от 28.04.2007 N 28-11/040726, от 26.02.2007 N 28-11/17720@).

А что же делать, если обществом был удержан и перечислен налог на доходы физических лиц в бюджет по месту своей регистрации, а не по месту нахождения структурного подразделения? Так вот, Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05).

Если же сотрудник в течение месяца работал в нескольких обособленных подразделениях организации, то НДФЛ с доходов такого работника перечисляют в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения с учетом отработанного там времени (Письма Минфина России от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16, УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 28-11/055636@ и от 05.06.2007 N 28-11/052734).

В свою очередь, сведения о доходах физических лиц, как работников головной организации, так и работников обособленных подразделений, представляет головная организация по месту своего учета (Письмо УФНС по г. Москве от 13.11.2006 N 03-05-01-04/311). При этом указывают код административно-территориального образования (ОКАТО), в бюджет которого перечислялся НДФЛ (Письмо УФНС по г. Москве от 16.01.2007 N 28-11/02739). В принципе возможно представление сведений о доходах каждым обособленным подразделением организации, уполномоченным исполнять данные обязанности. Тем не менее данные все равно подаются по месту постановки на налоговый учет головной организации (Письма ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@, от 21.02.2007 N ГИ-6-04/135@).

Однако Минфин считает, что если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то данное подразделение обязано исчислять, уплачивать и перечислять в бюджет по месту своего учета налог на доходы физических лиц с доходов своих сотрудников. Получается, что в таких случаях обособленным подразделением, действующим в качестве налогового агента, должны представляться сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц - работников обособленного подразделения в налоговые органы по месту своего учета (Письма Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2 и N 03-04-06-01/4).

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства.

Рассмотрим возможность применения "упрощенки" организацией, создавшей обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в учредительных документах.

Чиновники уже не раз говорили, что если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве таковых в учредительных документах, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения (Письма Минфина России от 25.01.2008 N 03-11-04/2/6, от 18.01.2008 N 03-11-02/5, от 17.12.2007 N 03-11-04/2/304, от 22.05.2007 N 03-11-04/2/133, от 27.04.2007 N 03-11-04/2/115).

При этом компании представляют налоговые декларации в налоговые органы только по месту своего нахождения (Письмо УФНС по г. Москве от 06.03.2006 N 18-11/3/17215).

ЕНВД

Теперь посмотрим, как быть, если организация осуществляет только деятельность, подпадающую под уплату ЕНВД, по месту нахождения обособленного подразделения в другом субъекте РФ. В данном случае организация в налоговый орган по месту своего нахождения представляет бухгалтерскую отчетность, а также письменно уведомляет налоговую инспекцию о том, что за указанный период не осуществляла иной деятельности, кроме облагаемой ЕНВД. При этом налоговым органом может быть затребовано пояснение в части доходов, заявленных в бухгалтерской отчетности, с выделением доходов, по которым начисляется ЕНВД (Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2007 N 20-12/081757).

ЕСХН

В соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса не имеют права переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы или представительства. Тем не менее данное правило не распространяется на обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами и не указаны в учредительных документах создавшей его организации (Письма Минфина России от 04.09.2007 N 03-11-04/1/20 и от 19.04.2007 N 03-11-04/1/10).

Кто представляет декларации в электронном виде?

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде. При этом предприятия, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, считают среднесписочную численность своих сотрудников в целом по организации (Письма Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364 и от 12.12.2006 N 03-02-07/1-339).

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы (п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Следовательно, отчетность обособленных подразделений, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс, является внутренней отчетностью, которая подлежит включению в бухгалтерскую отчетность организации в целом (Письма УФНС по г. Москве от 17.04.2007 N 21-11/35589@ и от 05.02.2007 N 21-11/010069@).

Вместе с тем финансисты считают, что организация вправе представлять бухгалтерскую отчетность не только в налоговый орган по месту своего нахождения, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений (Письмо Минфина России от 08.03.2008 N 03-02-07/1-132). В свою очередь налоговики в Письмах УФНС по г. Москве от 06.05.2008 N 14-14/043984 и от 04.03.2008 N 20-12/020729 утверждают, что организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, должны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность по каждому месту постановки на учет.

Наличие в составе организации обособленных подразделений влияет как на порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, так и на формирование налоговой базы и форм отчетности по большинству налогов (в том числе и по налогу на добавленную стоимость). Для поддержки бухгалтерского и налогового учета юридических лиц со сложной организационной структурой фирма "1С" выпустила специальный программный продукт - "1С:Бухгалтерия 8 КОРП"*. В данной статье методистов фирмы "1С" рассмотрен порядок формирования в программе книг покупок, книг продаж и налоговых деклараций по НДС организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения (как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс).

Примечание:
* Подробнее об "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" читайте на сайте /document-1425 .

Нормы главы 21 НК РФ не предусматривают возможность представления налоговых деклараций и уплаты НДС по месту нахождения обособленных подразделений организаций (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ). В связи с этим организации даже при наличии в их составе обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих отдельный расчетный счет, представляют отчетность по НДС в налоговый орган по месту учета организации централизованно без разбивки по обособленным подразделениям. Однако в большинстве случаев для ускорения и упрощения документооборота формировать документы по налоговому учету НДС (счета-фактуры, книги покупок и продаж) удобнее "на местах", то есть непосредственно в обособленных подразделениях организации. Тем более, что против этого не возражают и налоговые органы.

Так, налоговая служба с момента введения в действие главы 21 НК РФ (01.01.2001) неоднократно разъясняла особенности составления отчетности по НДС организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, последний раз - в письме ФНС России от 06.07.2005 № 03-1-04/1166/13@.

В соответствии с этими разъяснениями обособленные подразделения организаций могут вести Книгу покупок и Книгу продаж (по формам, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) в виде разделов единых Книги покупок и Книги продаж.

За отчетный налоговый период разделы Книги покупок и Книги продаж представляются обособленными подразделениями в головное подразделение организации для оформления единых книг покупок и продаж и составления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость.

Предложенный налоговой службой порядок формирования книг используется и при составлении в программе "1С:Бухгалтерия 8 КОРП" отчетности по НДС.

Если в составе организации есть только обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс , то учет НДС в программе ведется обобщенно по организации, с учетом операций обособленных подразделений. Поэтому при выполнении в программе регламентных операций и заполнении отчетности по НДС сразу учитываются данные по организации в целом (с учетом всех ее обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс).

При наличии в организации обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс , учет НДС в таких подразделениях ведется отдельно от головной организации. При этом для каждого из таких обособленных подразделений:

  • оформляются собственные регламентные документы по учету НДС;
  • могут быть сформированы отдельные разделы Книги покупок и Книги продаж.

Для формирования в программе единой Книги покупок (Книги продаж) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 в целом по организации требуется в отчетах выбрать головную организацию и установить флаг Включая обособленные подразделения (см. рис. 1). В отчет будут отдельно выведены строки соответствующей книги:

  • по головной организации (включая обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, при их наличии);
  • по обособленным подразделениям, выделенным на отдельный баланс.

Рис. 1

В дальнейшем может быть заполнена декларация по НДС с учетом данных обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс. Для этого в форме настройки декларации надо выбрать головную организацию, нажать на кнопку выбора и в открывшейся форме пометить обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, данные по которым нужно включить в декларацию (см. рис. 2).

Рис. 2

Иногда может возникнуть необходимость в составлении налоговой декларации только по обособленному подразделению (например, для целей проверки правильности учетных данных по налогу на добавленную стоимость).

В этом случае пользователю достаточно будет нажать на кнопку выбора из списка и выбрать необходимое обособленное подразделение.

Открытие офисов, филиалов, представительств вне адреса нахождения юридического лица – обычная практика для расширяющихся фирм. Если созданные подразделения являются территориально обособленными, они несут обязанности по уплате налогов и сборов организации в регионах своего расположения. При этом на учете в местных органах ФНС и внебюджетных фондах в качестве плательщика состоят не отделения фирмы, а ее «голова», которая и отвечает за налогообложение всех своих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение с точки зрения налогового кодекса

Термин «обособленное подразделение» по-своему трактуется гражданским и налоговым законодательством России. ГК РФ четко выделяет из этого понятия филиалы и представительства – как субъекты, наделенные более широкими, в сравнении с обычными подразделениями, полномочиями. Их правовой статус подлежит фиксации в учредительных документах фирмы:

  1. Представительством является подразделение, представляющее организацию в другом населенном пункте, регионе.
  2. Филиал не только защищает интересы компании, но и принимает на себя ее функции, полностью или частично, для деятельности на своей территории.

Налоговый кодекс (п.2 ст.11) под обособленным подразумевает любое подразделение, удовлетворяющее следующим признакам:

  • территориальная удаленность от головной организации;
  • наличие стационарных рабочих мест, как минимум одного, оборудованного на срок более месяца.

Территориальные отделения с любым правовым статусом не являются юрлицами и не могут выступать как самостоятельные налогоплательщики. Каковы полномочия этих подразделений, внесены ли они в Устав организации в качестве филиалов/представительств – для целей налогообложения существенного значения не имеет. Исключение – применение такими фирмами упрощенного налогового режима.

Обособленные подразделения и УСН

Ст. 346 НК РФ (п.3 пп.1) ограничивает для фирм, имеющих обособленные подразделения в форме представительств и филиалов, возможность использовать «упрощенку». Если территориальные отделения не зарегистрированы как филиалы, юрлицу не запрещено облагаться по упрощенной системе, при условии, что оно в принципе имеет на это право.

Однако ФНС обращает пристальное внимание на налогообложение обособленных подразделений при УСН. Нередко возникают споры между фирмами и налоговиками, когда последние ищут в документах «обычного» структурного отделения признаки филиала или представительства. Во избежание недоразумений при открытии территориальных офисов «голове» не стоит наделять их имуществом, расширенными полномочиями и прочими атрибутами самостоятельности.

  • в Уставе юрлица не должно содержаться упоминание территориальных отделений;
  • в названиях подразделений необходимо избегать употребления слов «филиал» и «представительство»;
  • не нужно разрабатывать для удаленного подразделения отдельного положения, оно может работать на основании приказа гендиректора фирмы;
  • лучше не назначать в обособленный офис руководителя, а если он необходим – строго ограничить его полномочия.

Уплата налогов обособленными подразделениями

Порядок налогообложения структурных подразделений зависит от их правового статуса, вида взимаемых налогов и сборов, наличия/отсутствия у отделения собственного баланса, банковского счета.

НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица. Поскольку подразделения не признаются самостоятельными субъектами, обязанностей по НДС они не имеют.

Головная организация подает декларацию по НДС в инспекцию ФНС по месту постановки на учет самого юридического лица. Исчисление и уплата налога производится общей суммой без распределения на филиалы.

Акцизы

Акцизы подлежат уплате по месту нахождения подразделений, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров и услуг. Для организаций-налогоплательщиков это означает, что подавать декларации по акцизам им необходимо по каждому филиалу отдельно – в их территориальные органы ФНС.

Налоговая отчетность по акцизам предоставляется по факту реализации, передачи подакцизной продукции. Если у подразделения за отчетный период таких операций не было, сдавать за него декларацию не нужно.

НДФЛ

Юридическое лицо как работодатель является налоговым агентом по подоходному налогообложению своих сотрудников – физических лиц. Сведения о доходах персонала компания обязана подавать в «свою» инспекцию. При этом перечислять сумму налогов, удержанную с работников, она должна по месту их регистрации в качестве налогоплательщиков.

Для этого организация при открытии обособленных подразделений становится на учет в налоговые органы по месту нахождения каждого из них. НДФЛ уплачивается по реквизитам соответствующей инспекции, туда же дублируются данные по доходам персонала конкретного подразделения.

Налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль юрлицами, имеющими удаленные подразделения, регулируется статьей 288 НК РФ. В части налога, идущего в федеральный бюджет, перечисление авансовых платежей и задолженности на конец налогового периода производится «головой» фирмы общей суммой, без разбивки по филиалам.

Расчеты по налогу на прибыль с региональными бюджетами происходят с учетом места расположения всех структурных подразделений и головной организации. Из общей налоговой базы фирмы необходимо выделить долю, приходящуюся на каждый филиал, представительство. Затем исчисляются и переводятся авансовые платежи в соответствующие ИФНС – местные и центральную. Декларации по налогу прибыль предоставляются аналогичным образом – по месту регистрации юрлица и в территориальные органы, ведущие учет региональных представительств.

Имущественный налог

Налог на имущество организации уплачивается раздельно по месту расположения головного офиса и филиалов, если у подразделений имеется свой баланс и принятые на него активы.

Оплата за налогооблагаемое имущество, находящееся на учете в центральной организации, исчисляется и переводится авансовыми платежами в ту ИФНС, где юрлицо зарегистрировано. Аналогично уплачивается налог на имущество, числящееся за подразделениями. По каждому филиалу отдельно рассчитывается налоговая база, которая умножается на ставку налога, установленную в том или ином субъекте федерации. Сумма имущественного налога уходит в региональный бюджет.

Транспортный налог

Порядок уплаты транспортного налога зависит от места государственной регистрации транспортных средств. Если автомобиль закреплен за головным офисом, платежи за него будут происходить в центральную ИФНС. При этом фактически машина может находиться в удаленном подразделении. Транспорт, переданный в филиал по бумагам, ставится на местный учет и облагается там же.

Это правило касается только постоянной регистрации транспортного средства. Если оформлен временный учет, во избежание двойного налогообложения налог по месту временного нахождения автомобиля не взимается.

Земельный налог

Уплата земельного налога обособленными подразделениями нормами Налогового Кодекса не регламентируется. В общих случаях организация, владеющая объектом земельного налогообложения по месту нахождения филиала, подает декларацию и производит оплату за участок в местный бюджет.

Если у подразделения есть собственный счет, перечисление суммы земельного налога, рассчитанной за налоговый период, происходит с него.

Расчеты с внебюджетными фондами

Расчетами по страховым взносам своими силами обособленные подразделения занимаются только в том случае, если обладают тремя признаками самостоятельности (№212-ФЗ от 24.07.2009 г., ст. 15, ч.11):

  • собственным балансом;
  • отдельным расчетным счетом;
  • полномочиями выплачивать заработную плату персоналу.

Территориальные отделения компании взаимодействуют со страховыми фондами, встав на учет в местных органах ПФР, ФСС и ФОМС. Если филиал не отвечает перечисленным требованиям хотя бы по одному из параметров, внебюджетные фонды общаются напрямую с «головой».

Для правильного налогообложения обособленных подразделений в 2015 году организация обязана своевременно сообщать об их создании и ликвидации:

  1. Постановка филиалов и представительств на учет происходит через регистрацию изменений в ЕГРЮЛ – в ИФНС по месту нахождения юрлица.
  2. Прекращение деятельности представительства, филиала фиксируется на основании сообщения по форме С-09-3-2, направленного фирмой в трехдневный срок с даты решения о закрытии.
  3. По подразделениям, не являющимся филиалами, срок извещения налоговой составляет 1 месяц – при открытии, 3 дня – при изменении сведений. Форма уведомления – С-09-3-1 подается в «головную» инспекцию.
  4. Снять территориальное отделение с учета необходимо в течение 3 дней с момента прекращения работы.

В соответствии со статьей 116 НК РФ за несвоевременное предоставление информации о создании или ликвидации подразделений фирмы наказывают «рублем»: штрафом в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов. Является оно филиалом, представительством или обособленным подразделением? Как и куда уплачивать налоги? Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место? На эти и другие вопросы в данной статье отвечает А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Обособленное подразделение в НК РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
  • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

Место нахождения организации и ее подразделения

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия "адрес" содержится в подпункте "д" пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий "филиал" и "представительство". К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения". В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

Создание обособленного подразделения

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации - постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ - в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности - строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.

Стационарные рабочие места

Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних - суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).

Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

"...как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002...".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

Обязанности по уплате налогов

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.