Анализ рынка аренды земли. Обзор рынка промышленных земельных участков московского региона. Стоимость, определяемая государством

В.И. Петров

Переход к рыночным отношениям в России повлек за собой трансформацию собственности, которая из одномерной государственной собственности преобразовалась в многоаспектный комплекс, состоящий из федеральной, региональной, муниципальной, частной и других видов собственности. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, являются государственной собственностью .

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101 «О разграничении государственной собственности на землю».

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом совместно с другими федеральными органами подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности.

В состав федеральной собственности входят:

  • земельные участки, необходимые для обеспечения нужд обороны и безопасности государства;
  • земли, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности;
  • государственные природные заповедники, национальные парки (например, Лосиный остров в Москве);
  • лечебно-оздоровительные местности;
  • объекты историко-культурного наследия и др.

В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты поселений, за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.

По действующему законодательству на земельные участки существуют следующие права:

  • право собственности;
  • пожизненное наследуемое владение;
  • постоянное (бессрочное) пользование;
  • аренда;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

В настоящее время граждане Российской Федерации имеют земельные участки на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды.

Юридические лица Российской Федерации могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования и аренды.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться исмсльные участки, не изъятые из оборота.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных; установленных особо, территориях Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ).

Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки включает право владеть, пользоваться и распоряжаться ими с соблюдением ограничений и иных условий, установленных законом п договорами. Данное право закреплено в Конституции РФ (ч. 2 ст. 36), и Г К РФ (п. 3 ст. 129, и. 3 ст. 209).

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных или муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена, иных сделок с землей, а также в результате внесения земельных участков в уставный (паевой) капитал юридического лица.

Для права собственности на земельный участок оценщик может рассчитывать следующие виды стоимости: рыночную, инвестиционную, ликвидационную.

Землевладелец участка на праве пожизненного наследуемого владения обладает правом владения , пользования и ограниченного распоряжения, т.е. может передать свое право по наследству (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Граждане, имевшие земельные участки в пожизненном наследуемом владении до введения в действие ЗК РФ, имеют право приобрести их в собственность.
Право пожизненного наследуемого владения земельными участками в Москве до принятия нового Земельного кодекса предоставлялось гражданам домовладельцам, постоянно зарегистрированным в домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на этих участках. В пределах МКАД земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставлялись площадью до шести соток, а за ее пределами — до 12 соток. Сверх указанных площадей земельные участки вышеуказанным гражданам предоставлялись в аренду. Находящиеся в пожизненном наследуемом владении земельные участки были неделимыми.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предполагает владение и пользование участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установленного срока.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все прочие юридические лица обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2010 г.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Граждане, имевшие земельные участки на праве постоянного пользования до введения в действие ЗК РФ, имеют право приобрести их в собственность.

Договор аренды земельного участка — гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) земельный участок за плату во временное владение и пользование.

Собственник земельного участка может предоставить арендатору по договору право ограниченного распоряжения участком — безвозмездного срочного пользования, субаренды, залога.

Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более года или независимо от срока, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, заключается в письменной форме.

Государственная регистрация договора аренды земельного участка обязательна, если он заключен на срок более года.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных норм, посвященных договорам аренды земельных участков. Арендные отношения регулируются главой 34 ГК РФ, ст. 22 и 46 ЗК РФ; ст. 9 и 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Существенными условиями договора аренды являются предмет и арендная плата. Срок не является существенным условием договора. Отсутствие указания на него означает, что договор заключен на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды, кроме случая, когда собственником зданий, расположенных на земельном участке, является иное лицо, чем арендатор. В данном случае собственник зданий обладает преимущественным правом покупки или аренды данного земельного участка.

Различают следующие виды арендных ставок:

  • контрактные ставки, величина которых установлена договором об аренде;
  • рыночные ставки, т.е. типичные для данного сегмента рынка пданном регионе.

Рыночная арендная ставка представляет собой ставку, преобладающую на рынке сравнимых объектов недвижимости, т.е. является наиболее вероятной величиной арендной платы, за которую типичный арендодатель согласился бы сдать, а типичный арендатор согласился бы взять земельный участок в аренду.

По виду арендных платежей все арендные договоры делятся на следующие большие группы:

  • фиксированной арендной ставкой (используются в условиях экономической стабильности);
  • переменной арендной ставкой.

Пересмотр арендных ставок в течение срока договора используется, как правило, в условиях высокой инфляции. Также такой тип аренды используют для отражения ожиданий будущего увеличения стоимости собственности:

  • индексируемой арендной платой, когда арендный договор предусматривает периодическую корректировку арендной платы в соответствии с заранее выбранным базовым индексом, например индексом потребительских цен;
  • процентной ставкой от выручки арендатора, когда к фиксированной величине арендных платежей добавляется процент от дохода, получаемого арендатором в результате использования арендованного имущества.

В ходе оценки юридических прав, возникающих при заключении договоров аренды, оценщикам необходимо учитывать следующие факторы:

  • соотношение контрактной арендной платы и рыночной арендной платы;
  • длительность аренды;
  • распределение расходов между арендодателем и арендатором.

В Москве в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность отчуждения земельного участка из собственности Москвы, предоставление в аренду является основной (преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственности города.

Договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) ио продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов.

Земельные участки, на которых расположены не являющиеся капитальными строения, сооружения, передаются исключительно в аренду на срок не более 5 лет.

Договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Москвы, занятого капитальным зданием, строением, сооружением, заключается на срок до 49 лет, но не менее 25 лег. Меньший срок договора аренды земельного участка может быть установлен исключительно по соглашению сторон.

Правительство Москвы имеет право по особо значимым для города объектам принимать решение о предоставлении земельных участков в аренду на срок до 99 лет.

Право безвозмездного срочного пользования. В безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются в виде служебного надела работникам организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, природных заповедников.

Служебные наделы предоставляются работникам данных организации на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников но решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Еще одним элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование.

Разрешенное использование земель — эксплуатация земельного участка с учетом его целевого назначения, имеющихся ограничений и сервитутов.

Ограничения — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности или иных вещных прав.

Земельный участок, предоставленный из государственных и муниципальных земель или приобретенный по другим основаниям, может быть обременен следующими ограничениями:

  • запретом на изменение целевого назначения земельного участка;
  • запрещением способов использования земельного участка, которые ведут к ухудшению окружающей природной среды, деградации земли и снижению плодородия почв;
  • установленными требованиями к плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами;
  • запретом на размещение социально-культурных, коммунально- бытовых, промышленных и иных зданий, строений и сооружений в пределах соответствующей зоны или земельного участка. Например, в настоящее время сложились следующие формы разрешенного использования земельных участков под застройку в составе земель сельскохозяйственного назначения и земель поселений:

— садовые и огородные земельные участки. Категория — земли сельскохозяйственного назначения. Предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур. Разрешается их использование для отдыха и возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также хозяйственных строений и сооружений,
— личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерское хозяйство. Категория — земли сельскохозяйственного назначения. Предназначены для веления личного подсобного хозяйства или крестьянско-фермерского хозяйства, с правом или без права возведения не капитального жилого строения, без права регистрации проживания в нем, и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории,
— дачные земельные участки. Категория — земли сельскохозяйственного назначения. Предназначены для отдыха. Разрешается возведение жилого строения, без права регистрации проживания в нем, а также хозяйственных строений и сооружений. Также разрешается выращивание сельскохо-зяйственных культур,
— земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Категория — земли населенных пунктов. Разрешается возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений. Также разрешается выращивание сельскохозяйственных культур;

  • запретом на продажу; сдачу в аренду или субаренду;
  • запретом на изменение внешнего вида недвижимости;
  • условием начать и завершить застройку в течение установленных сроков;
  • иными ограничениями, установленными актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решениями суда.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

В Москве разрешенное использование земельного участка подтверждается актом разрешенного использования земельного участка, разрабатываемого и оформляемого уполномоченным органом исполнительной власти Москвы.

Акт разрешенного использования земельного участка должен содержать:

1 . Требования и ограничения к использованию земельного участка:

  • разрешенные виды функционального использования земельного участка;
  • ограничения высоты застройки, плотности застройки, иные требования и ограничения к использованию земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости;
  • ограничение прав на использование земельного участка, в том числе публичные сервитуты, установленные в соответствии с законодательством, для земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости.

2 . Перечень нормативных правовых актов, зарегистрированных или учтенных в государственном градостроительном кадастре Москвы, определяющих разрешенное использование земельного участка.

3 . Сведения о предполагаемом или фактическом использовании земельного участка.
4 . Заключение о соответствии или несоответствии предполагаемого или фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям к его использованию.

Сервитут — ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу.

Нормы, регулирующие отношения по поводу сервитута, содержатся в ст. 274-277 Г К РФ и в ст. 23 3 К РФ.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Сервитуты на земельные участки принадлежат лицам, не являющимся собственниками земли, однако имеющим возможность в том или ином объеме использовать чужие участки в своих интересах без посредничества других лиц и собственника, иногда даже помимо его воли. Они сохраняются и при смене собственника земли, т.е. следуют не за собственником, а за самим земельным участком, как бы обременяя его. Об этом необходимо помнить при оценке, так как наличие сервитутов на тот или иной земельный участок является определенным ограничением прав самого собственника этой земли.
Различают публичные и частные сервитуты.

Публичные сервитуты устанавливаются законом или иным правомым актом Российской Федерации, ее субъекта, органа местного самоуправления для следующих целей:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • для забора воды, водопоя и других целей — водные сервитуты;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы и расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • для свободного пребывания граждан в лесном фонде — лесные сервитуты.

Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута или в случае изъятия участка органами государственной власти или местного самоуправления.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и газопроводов, обеспечения водоснабжения, н также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частный сервитут может устанавливаться по соглашению между лицом, требующим сервитута, и собственником земельного участка или решением суда.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено федеральным законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Выплата соразмерной платы за сервитут может производиться единовременно или периодически (ежегодно), что может быть предусмотрено соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Соразмерная плата за сервитут определяется как величина убытков, которые причинены собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута и рассчитывается путем сложения трех величин:

  • реального ущерба;
  • упущенной выгоды,
  • убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Величина реального ущерба, который причинен собственнику в результате установления сервитута, определяется как разница между рыночной стоимостью аналогичного земельного участка, не обремененного сервитутом, и рыночной стоимостью земельного участка с имеющимся сервитутом.

Реальный ущерб возникает после установления сервитута при продаже земельного участка с имеющимся сервитутом.

Величина упущенной выгоды собственника земельного участка, обремененного сервитутом, равна неполученному доходу, который собственник земельного участка мог бы получить при отсутствии сервитута.

Упущенная выгода возникает при продолжении использования земельного участка после установления сервитута. Расчет величины упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных доходов.

Величина убытков, которые причинены собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута, определяется путем сложения:

  • сумм расходов, которые понес или должен понести собственник земельного участка, обремененного сервитутом, в соответствии с установленной законом или договором ответственностью перед третьими лицами, возникающей в связи с досрочным прекращением (>бязательств;
  • сумм неполученных доходов собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, которые собственник земельного участка мог бы получить.

Расчет соразмерной платы за сервитут предполагает следующую последовательность действий:

  • определение правомочий собственника на земельный участок, обремененный сервитутом, и государственной регистрации права собственности на земельный участок, обремененный сервитутом;
  • характеристика сервитута, сведений о его государственной регистрации и об основаниях для выплаты соразмерной платы за сервитут;
  • расчет величины соразмерной платы за сервитут.

Для расчета соразмерной платы за сервитут могут использоваться следующие методы.

Анализ парных продаж. Последовательность расчета:

  • анализ сегмента земельного рынка, к которому относится оцениваемый участок;
  • нахождение парных продаж аналогичных земельных участков без сервитута и с сервитутом;
  • определение разницы в цене продажи земельных участков с сервитутами и без сервитутов;
  • расчет среднего значения по нескольким продажам.

Капитализация разницы в арендной плате. Последовательность расчета:

  • анализ рынка сдачи в аренду аналогичных земельных участков;
  • определение разницы в ставках арендной платы земельных участков без сервитута и с сервитутом;
  • расчет коэффициента капитализации для земельного участка;
  • капитализация средней величины разницы в арендной плате для определения потери стоимости объекта, обремененного сервитутом.

Учет потерь в площади земельного участка. Последовательность расчета:

  • определение площади земельного участка, подверженной влиянию сервитута;
  • расчет коэффициента снижения полезной площади путем деления площади, подверженной влиянию сервитута, на общую площадь земельного участка;
  • определение рыночной стоимости аналогичного земельного участка, не подверженного воздействию сервитута;
  • определение снижения рыночной стоимости иод воздействием сервитута путем умножения рыночной стоимости земельного участка без сервитута на коэффициент снижения полезной площади.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок.

Неделимым признается земельный участок, который но своему целевому и хозяйственному назначению и разрешенному использованию не может быть разделен на самостоятельные земельные участки. Земельный участок может быть признан неделимым на основании закона.

Включает:

1) определение сегмента рынка, к которому относится земельный участок объекта оценки;

2) выводы по важнейшим параметрам, характеризующим типичный незастроенный земельный участок, принадлежащий к данному сегменту рынка

Выводы по важнейшим параметрам, характеризующим типичный незастроенный земельный участок, принадлежащий к данному сегменту рынка, включают следующие показатели:

удельную цену продажи;

арендную ставку за наиболее типичный для данного сегмента рынка базовый период времени (год, месяц и т.д.);

уровень недозагрузки при сдаче в аренду типичного земельного участка на сегменте рынка;

уровень потерь при сборе арендных платежей при сдаче в аренду типичного земельного участка на сегменте рынка;

уровень эксплуатационных расходов;

средний срок экспозиции;

среднегодовое (среднемесячное) изменение стоимости / арендных ставок;

среднюю ставку капитализации (и/или валовой рентный мультипликатор).

Выводы по анализу сегмента рынка земельных участков, к которому относится земельный участок объекта оценки (как незастроенный), Оценщик представляет в виде табл. 4.2.

Таблица 4.2

Основные показатели, характеризующие типичный незастроенный
земельный участок, принадлежащий к рассматриваемому сегменту рынка

Окончание табл. 4.2



Уровень недозагрузки при сдаче в аренду типичного земельного участка на сегменте рынка % 0 – 5% 0 – 5%
Уровень потерь при сборе арендных платежей при сдаче в аренду типичного земельного участка на сегменте рынка % 5% 5%
Уровень эксплуатационных расходов % 20% от действительного валового дохода 30% от действительного валового дохода
Средний срок экспозиции мес. 3 – 6 3 – 6
Среднегодовое (среднемесячное) изменение стоимости / арендных ставок %/ мес. 1,59% 1,59%
Средняя ставка капитализации % 12% 13%
Валовой рентный мультипликатор 8,33 6,67 – 7,50

Эти параметры должны использоваться Оценщиком при проведении расчетов рыночной стоимости земельного участка объекта оценки как ориентир, любое отклонение каждого из перечисленных параметров от диапазона значений по данному сегменту рынка, вызванное индивидуальными особенностями земельного участка объекта оценки, должно быть обоснованно Оценщиком в отчете об оценке.

4.6. Анализ состава и характера факторов,
влияющих на стоимость объекта оценки

Оценщик выявляет и обосновывает состав и характер факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

5. АНАЛИЗ НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

Общие требования

Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки проводится в соответствии с определенным в учебном пособии алгоритмом по критериям:

физической возможности;

соответствия законодательству;

финансовой осуществимости;

максимальной стоимости объекта оценки с соблюдением сформули-рованных требований к каждому из этапов алгоритма анализа наиболее эффективного использования объекта оценки.

5.2. Алгоритм проведения анализа наилучшего и наиболее
эффективного использования объекта оценки

Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки должен проводиться по следующему алгоритму:

1) отбор физически возможных вариантов использования объекта оценки;

2) проверка каждого из физически возможных вариантов использования объекта оценки на соответствие законодательству;

3) проверка каждого из соответствующих законодательству и физически возможных вариантов использования объекта на финансовую осуществимость;

4) выявление из финансово осуществимых вариантов такого варианта использования, который обеспечивает максимальную стоимость объекта оценки;

5) формулирование вывода о варианте наиболее эффективного использования объекта оценки.

Результаты отбора потенциальных физически возможных вариантов дальнейшего использования объекта оценки должны быть представлены в виде табл. 5.1.

Оценка стоимости объекта с учетом требуемых затрат на перепрофилирование для вариантов использования производится сравнительным или доходным подходами к оценке (см. главы 12, 13).

Результаты оценки стоимости объекта с учетом требуемых затрат на перепрофилирование для вариантов использования должны быть представлены в форме табл. 5.2 − табл. 5.3.

Таблица 5.1

Примечания:

  1. В строке "Функциональное назначение" жирным шрифтом выделено текущее использование объекта; прямое указание на текущее использование в указанной строке является обязательным.
  2. Знаком "+" отмечаются потенциальные варианты на пересечении строки и столбца.
  3. Допускается самостоятельное дополнение списка вариантов функционального использования и конструктивных решений Оценщиком.

Таблица 5.2


на перепрофилирование методом сравнительного подхода


Окончание табл. 4.2

137,30
Удельная рыночная стоимость помещений при текущем использовании (офисные), руб./ м 2 32 834 32 834
Удельная рыночная стоимость помещений после реконструкции (перепрофилирования) (торговые), руб./ м 2 34 476
Предварительная стоимость объекта оценки при текущем использовании / после реконструкции (перепрофилирования), руб. [строка 1а × строка 2 + строка 1б × строка 3] (округленно) 13 524 000 13 750 000
− 687 000
Итоговая стоимость объекта, руб. [строка 4 − строка 5] 13 524 000 13 063 000

Примечания к табл. 5.2 :

3) удельная рыночная стоимость оцениваемых офисных помещений определена сравнительным подходом (см. гл. 12 данного пособия) на уровне 32834 руб./м 2 ;

4) удельная рыночная стоимость помещений после реконструкции (перепрофилирования) (строка 3) может быть определена из среднерыночного соотношения стоимостей на соответствующих сегментах рынка. В представленном примере данный показатель определен следующим образом:

по данным анализа рынка средняя стоимость торговых помещений в рассматриваемом районе превышает среднюю стоимость офисных помещений на ~5%;

удельная рыночная стоимость помещений после реконструкции (перепрофилирования) (торговые помещения) определена на уровне: 32 834 руб./м 2 × × (1 + 0,05) = 34 476 руб./м 2 ;

5) затраты на реконструкцию (перепрофилирование) (строка 5) могут быть определены из среднерыночных данных в зависимости от состава планируемых работ. В представленном примере данный показатель определен следующим образом:

площадь перепрофилируемых помещений: 137,30 м 2 ;

среднерыночные затраты на перепрофилирование нежилых помещений под торговое назначение составляют ~5000 руб./м 2 ;

затраты на перепрофилирование помещений составляют (округленно): 5000 руб./м 2 × 137,30 м 2 = 687 000 руб.

Таблица 5.3

Оценка вариантов стоимости объекта с учетом требуемых затрат
на перепрофилирование (метод прямой капитализации)

№ п/п Показатель Варианты использования
Офисное (текущее использование) Торгово / офисное (первый этаж – торговый, остальные – офисные) ______
N
Арендопригодная площадь помещений, м 2 , в т.ч.: 411,90 411,90
площадь помещений при текущем использовании (офисные), м 2 411,90 274,60
площадь перепрофилируемых помещений (торговые), м 2 137,30
Ставка аренды при текущем использовании (офисные), руб/м 2 в мес. (без НДС)
Ставка аренды для помещений после реконструкции (перепрофилирования) (торговые), руб/м 2 в мес. (без НДС)

Окончание табл. 5.3

N
Потенциальный валовой годовой доход от сдачи помещений в аренду (без НДС), руб./год 2 570 256 2 741 606
Потери от недоиспользования, % 2,5% 2,5%
Потери при сборе арендной платы, % 5,0% 5,0%
Действительный валовой доход, руб./год 2 380 700 2 539 413
Операционные расходы, руб./год −739 657 −822 482
Доля операционных расходов в действительном валовом доходе, % 31% 30%
Чистый операционный доход, руб./год 1 641 043 1 716 931
Ставка капитализации, %, в т.ч.: 14,4% 14,9%
10.1 норма дохода, %, в т.ч.: 13,1% 13,6%
10.1.1 безрисковая ставка, % 6,7% 6,7%
10.1.2 риск инвестиций в оцениваемый объект, % 1,5% 1,5%
10.1.3 поправка на инвестиционный менеджмент, % 1,5% 2,0%
10.1.4 поправка на низкую ликвидность, % 3,4% 3,4%
10.2 норма возврата, % 1,3% 1,3%
Предварительная стоимость объекта оценки при текущем использовании / после реконструкции (перепрофилирования), руб. [строка 9 / строка 10] 11 396 000 11 523 000
Затраты на реконструкцию (перепрофилирование), руб. − 687 000
Итоговая стоимость объекта, руб. [строка 11 − строка 12] 11 396 000 10 836 000

Примечания к табл. 5.3 :

1) в графах 3, 4, …, N указываются варианты использования объекта оценки; стоимость объекта при текущем использовании определяется по графе 3, при этом в шапке таблицы дается четкое указание на то, что данный вид использования является текущим;

2) допускается самостоятельное дополнение списка показателей Оценщиком в соответствии с особенностями объекта оценки и принятой моделью расчета;

3) ставка аренды для офисных помещений определена в порядке, изложенном при оценке объекта оценки доходным подходом (см. главу 13 учебного пособия) на уровне 520 руб./м 2 /мес.

4) ставка аренды для помещений после реконструкции (перепрофилирования) (строка 3) может быть определена из среднерыночного соотношения арендных ставок на соответствующих сегментах рынка. В представленном примере данный показатель определен следующим образом:

по данным анализа рынка средняя арендная ставка для торговых помещений в рассматриваемом районе превышает среднюю арендную ставку офисных помещений на ~20%;

ставка аренды для помещений после реконструкции (перепрофилирования) (торговые помещения) определена на уровне: 520 руб./м 2 /мес. × (1 + 0,20) = 624 руб./м 2 /мес.

5) в учебных целях, операционные расходы для вариантов, отличных от текущего, могут прогнозироваться по среднерыночному уровню и/или фактическому уровню для объекта оценки в процентах от действительного валового дохода;

6) порядок расчета и обоснования прочих используемых показателей изложен в главе 13 данного пособия;

7) затраты на реконструкцию (перепрофилирование) (строка 12) определены в порядке, изложенном выше (см. примечания к табл. 5.2).

Следует обратить внимание на то, что результаты оценки стоимости объекта оценки по варианту наилучшего и наиболее эффективного использования должны совпадать с результатами его оценки соответствующим методом в дальнейшем.

Результаты анализа наиболее эффективного использования объекта оценки могут быть представлены в виде табл. 5.4.

Таблица 5.4

Окончание табл. 5.4

Примечания к табл. 5.4 :

1) в случае соответствия варианта использования критерию наиболее эффективного использования на пересечении строки, в которой находится вариант использования, и столбца, соответствующего данному критерию, проставляется знак "+";

2) в случае несоответствия варианта использования критерию наиболее эффективного использования на пересечении строки, в которой находится вариант использования, и столбца, соответствующего данному критерию, дается аналитическое пояснение, раскрывающее это несоответствие;

3) несоответствие варианта использования хотя бы одному из критериев свидетельствует о том, что данное использование не может считаться наиболее эффективным;

4) заполнение столбца 6 необходимо только для вариантов использования объекта недвижимости, если два и более варианта удовлетворяют критериям, указанным в столбцах 3, 4, 5. Для его заполнения необходимо провести оценку стоимости объекта с учетом требуемых затрат на перепрофилирование для каждого из оставшихся вариантов использования.

По результатам проведенного анализа в Отчете об оценке формулируется вывод о варианте наиболее эффективного использования объекта оценки.


6. ОПИСАНИЕ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ
ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

Общие требования

В данной главе приводятся:

1. Краткое описание подходов и методов оценки недвижимого имущества (в том числе объектов недвижимости, земельных участков).

2. Выбор и обоснование применяемых подходов и методов оценки объекта оценки, в том числе:

3. Обоснование отказа от использования подхода (подходов) к оценке (в случае такого отказа), в том числе:

оцениваемого объекта недвижимости;

земельного участка в составе объекта оценки.

Описание подходов и методов оценки недвижимого имущества должно быть лаконичным, но при этом необходимым и достаточным для понимания используемых принципов, общего смысла и алгоритма оценки рыночной стоимости недвижимого имущества основными общепринятыми подходами и методами оценки, а так же возможности и условий применения каждого из описываемых методов оценки.

Примечания :

1. Основными источниками для определения общепринятых подходов и методов, используемых при проведении оценки недвижимого имущества, являются:

федеральный стандарт оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)"; утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256;

федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)"; утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255;

федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО №3)"; утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. №254;

2. Допускается использование определения общепринятых подходов и методов при проведении оценки недвижимого имущества, приведенных в:

международных стандартах оценки (МСО),

европейских стандартах оценки (ЕСО),

стандартах оценки Российского общества оценщиков,

стандартах оценки других саморегулируемых организаций оценщиков РФ,

специальной литературе

при условии непротиворечия их законодательным и нормативно-правовым актам РФ. В этом случае в Отчете должны быть ссылки на соответствующие источники .

Эксперты компании Skladman USG оценили ситуацию во всех сегментах рынка промышленных земельных участков Московского региона, а также обозначили ключевые тенденции и прогнозы на земельном рынке столицы.

Для данного обзора было проведено детализированное исследование земельных участков, предназначенных для продажи. В целях повышения актуальности анализа каждое предложение было проверено в отдельности на предмет соответствия разрешенному виду использования, а также уточнения площади. В качестве основного инструмента проверки использовался онлайн-ресурс Росреестра (Публичная кадастровая карта).

Стоит отметить, что в процессе отбора было отфильтровано достаточно большое количество предложений о продаже земельных участков, заявленных как промышленные территории, а по факту относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. Подобный подход позволяет сформировать значительно более репрезентативную выборку для дальнейшего анализа без искажений из-за более дешевых по стоимости предложений сельскохозяйственных земель.

Помимо этого, для общего понимания объема промышленных земель в регионе была отдельно сформирована база всех земельных участков промышленного зонирования. Далее все участки были разделены на застроенные (склады «А», «В», «С» класса, производства и т. д.) и незастроенные.

Общее количество застроенных и незастроенных участков (более 1 га) в Московском регионе
(от МКАД до границ МО)

Всего по данным Росреестра Незастроенные участки
в продаже
Застроенные участки Незастроенные участки
Кол-во (шт.) 3 297 2 301 204
Площадь (га) 20 774 20 789 2 736

Основные моменты исследования:

  • география исследования: от МКАД до границ Московской области (включая Новую Москву);
  • рассматриваемые категории: земли промышленного назначения, земли населенных пунктов (под промышленно-складское назначение);
  • площадь участков, которая учитывалась в обзоре:
  • участки площадью 1-5 га в пределах 30-50 км от МКАД (до трассы А-107 «Бетонка»);
  • участки площадью более 5 га в зоне от МКАД до границ Московской области.

История формирования рынка земельных участков промышленного зонирования

На сегодняшний день рынок земли в Московском регионе все еще находится в стадии становления и достаточно слабо развит по сравнению с западными странами. Зачастую лоты, выставленные на продажу или долгосрочную аренду, являются «сырыми» и не представляют собой конечный продукт. Значительным изменением за последние несколько лет в данном сегменте стало то, что земельные участки постепенно перестали быть инвестиционным продуктом. В то же время они продолжают оставаться необходимой составляющей любого девелоперского проекта. Но горизонт планирования получается очень большим: пока объект будет построен, пока будут реализованы его площади - в российских реалиях за это время может успеть пронестись не один кризис.

В целом большинством участников рынка констатируется, что текущая система функционирования рынка земли тормозит развитие рынка недвижимости региона и его отдельных районов. К этому стоит добавить, что земельный рынок Московской области является одной из самых закрытых сфер бизнеса в области недвижимости.

Рынок земли начал свое постепенное развитие вместе с коммерческой недвижимостью в первой половине 2000-х годов: благотворно влиял недостаток участков в пределах «старой» Москвы, плюс начал активно осваиваться сегмент складской недвижимости.

Законодательной основой для этого стал ряд нормативных документов, регулирующих образование земельных участков, а также установление и изменение их характеристик. В результате их применения в руках коммерческих структур оказалось большое количество земель различного назначения.

Прежде всего стоит отметить, что в 2001 году был принят к исполнению Земельный кодекс - №136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Другой важнейшей вехой стал федеральный закон о переводе земель из одной категории в другую - №172-ФЗ от 21.12.2004 г. В дальнейшем в данные документы вносились различные изменения и дополнения, однако в целом данные законы заложили фундамент будущего развития земельного рынка.

Оглядываясь назад, можно выделить несколько этапов развития рынка земельных участков.

Этап 1 начался примерно с середины 2000-х годов - это время зарождения современного рынка коммерческой недвижимости в целом. В этот период был бум «бумажных» проектов и земельные участки рассматривались как возможность выгодных вложений наравне с объектами капитального строительства. В это время создавались многие земельные банки. От инвестора при этом практически ничего не требовалось, земля сама по себе тогда дорожала по 20% и более в год. В дополнение в этот период начали намечаться процессы децентрализации: активно рассматривались различные проекты у МКАД и за его пределами в сфере офисной, торговой и складской недвижимости. Шел бум коттеджного строительства. Также заявлялись один за одним проекты комплексного освоения территорий (КОТ).

Этап 2 пришелся на острую фазу кризиса 2008-2009 годов. В это время рынок земли сильно просел, цены на участки ползли вниз, спекулятивные покупки сошли практически на нет.

Этап 3 - с 2010 года по вторую половину 2014 года. В это время шло плавное восстановление рынка недвижимости, а вместе с этим и рост рынка. Продолжили активно развиваться жилые проекты и промышленные земли (происходила активная экспансия торговых сетей).

Однако рынок земельных участков так и не восстановился до докризисного уровня. С рынком складской недвижимости его роднило снижение спекулятивной части спроса.

Этап 4 - с начала 2015 года и по настоящее время - можно назвать «новой реальностью». Спекулятивный спрос сошел на нет. Нужно вкладывать в землю, так как просто держать ее на балансе достаточно затратное дело. Вдобавок к этому законодательные инициативы обязывают осваивать земельные участки в собственности по назначению. При этом произошло значительное повышение налоговых отчислений.

Таким образом, рынок земли подвержен тем же самым законам и влияниям рынка, что и различные сегменты недвижимости, - кризисам, перепадам спроса, возросшей налоговой нагрузке.

Способы формирования оптового предложения на рынке земли

До 2008 года благоприятная экономическая обстановка в стране, а также стабильный ежегодный рост показателей рынка создавали удобные условия для развития крупномасштабных проектов освоения территорий. Подобные проекты КОТ на тот момент регулярно заявлялись вблизи крупнейших мегаполисов, где есть максимальная концентрация платежеспособного спроса. Основными локациями подобного рода проектов являлись Московский регион и Ленинградская область. К другим территориям можно отнести города-миллионники Екатеринбург, Казань.

Подобные масштабные проекты могли потянуть только крупные компании федерального уровня. К данным проектам начал проявляться интерес со стороны девелоперов начиная с 2006-2007 годов. На тот момент строились многочисленные планы по развитию новых районов, городов-спутников во многих локациях. Компания «Ист Лайн» планировала реализацию проекта «Аэротрополис» на 20 000 га, с парком развлечений и крупнейшим в Московской области торгово-развлекательным центром.

Также компанией планировался к развитию проект «Аэропорт-Сити» вблизи аэропорта «Домодедово» (офисные комплексы, гостиницы, выставочные центры, логистический и индустриальный центры).

Другими крупнейшими проектами КОТ с большим уклоном в жилую недвижимость заявлялись «Гран-При» (вместе со строительством ипподрома) в районе дер. Путилково и проект «Рублево-Архангельское», где предполагалось строительство около 4 млн кв. м (под жилье, офисные центры, торгово-развлекательный комплекс).

Однако активность в отношении данных проектов, в особенности в регионах, практически сошла на нет с наступлением кризиса 2008-2009 годов, и большая часть проектов так и осталась с тех времен на бумаге либо была заморожена на неопределенный срок.

За последние 5-6 лет массовых замораживаний проектов не наблюдалось. Однако это в большей степени связано с тем, что большая часть «бумажных» проектов» была заморожена еще в 2008-2009 годах.

В настоящее время акценты немного сместились - крупные проекты в области жилой недвижимости реализуются, однако они в большинстве своем представляют застройку массовым сегментом (эконом и комфорт) с минимально возможной инфраструктурой.

С жилой функцией все достаточно понятно: в последнее время (2016 год) спрос значительно сместился либо в Москву, либо в ближайшее Подмосковье, и всем более удаленным подмосковным стройкам стало гораздо тяжелее продаваться.

Подобное стало возможным благодаря появлению нового объема предложения на территории «старой» Москвы и более сниженной стоимостью по сравнению со среднерыночными показателями, характерными для города. Жилые комплексы за 15-20 км уже не так интересны - они могут рассчитывать прежде всего на местный локальный спрос.

В 2007-2008 годах существенно возрос спрос на земли для размещения промышленных предприятий, объектов складской и транспортной логистики. На тот момент наблюдался дисбаланс, когда предлагаемых к продаже промышленных земель было на порядок меньше, чем земель, которые предлагались под жилищное строительство.

Данный дефицит предложения был связан также еще и с тем, что ранее все земли промышленности находились под существующими объектами. Поэтому на тот момент все предложения - это фактически те же промышленные объекты.

Основными драйверами рынка земли сейчас являются жилая недвижимость, придорожные объекты и индустриальные проекты.

В то же время инвестору, который хочет войти на этот рынок и создать новое предприятие в Московской области, сделать это довольно трудно, поскольку готовой, уже переведенной в эту категорию земли нет, а стоимость перевода и неопределенность по времени существенно затрудняют положение дел. Кроме того, существуют очень серьезные проблемы с получением инженерных мощностей - электроэнергии, газа и т. д. По идее, данные проблемы должны решать современные индустриальные парки.

Основные типы индустриальных парков:

  • индустриальный парк, развиваемый на незастроенной территории (greenfield);
  • индустриальный парк, развиваемый на застроенной территории (brownfield).

За последние 5-7 лет сегмент индустриальных парков получил широкое развитие в Московском регионе, появились действующие качественные примеры реализаций инвестиционных проектов .

Опираясь на отечественный опыт развития индустриальных парков, возможно формирование целесообразных мер поддержки данного сегмента.

На данный момент в Московской области, по данным Корпорации развития Московской области, насчитывается примерно 31 индустриальный парк (включая ОЭЗ), 5 из них являются государственными.

Список индустриальных парков Московской области

Название Тип собственности Тип Общий размер (га)
«Виктория» Частный Greenfield 1400
«Котово» Частный Greenfield 506,5
«Коледино» Частный Greenfield 365
ОЭЗ «Ступино Квадрат» Частный Greenfield 359,5
«Есипово» Государственный Greenfield 284
«Спас-Заулок» Государственный Greenfield 265
«Дега Кластер Ногинск» Частный Greenfield 256
ОЭЗ «Дубна» Государственный Greenfield 187,7
«Северное Домодедово» Частный Greenfield 176,3
«Южный» Государственный Greenfield 175,9
«Южные Врата» Частный Greenfield 144
«Оболенский» Государственный Greenfield 130
«Металлер» Частный Brownfield 125
«Амарево» Частный Greenfield 125
«М4» Частный Greenfield 108
«Парфентьево» Частный Greenfield 95
«Северо-западная промзона» Частный Brownfield 20
«Карболит» Частный Brownfield 69
«Подосинки» Частный Greenfield 67
ОЭЗ «Исток» Частный Brownfield 60
«Озеры» Частный Greenfield 42
«Алтухово» Частный Greenfield 36
«Шерризон» Государственный Greenfield 30
«Ступино-1» Частный Greenfield 25
«Ногинск» Частный Brownfield 20,4
«Ивантеевка» Частный Brownfield 18
«Проминвест» Частный Brownfield 17
«Шереметьево» Частный Greenfield 12
«Богослово» Частный Greenfield 9,7
«Бронницы» Государственный Brownfield 9,41
«УКС» Частный Brownfield 8

Стоит отметить, что по факту в анализируемом регионе заявлено большее количество индустриальных парков (до конца 2017 года их должно стать 53). Однако большинство из таких предложений представляет собой нарезку на участки меньшей площади и продажу без коммуникаций. Таким образом, наиболее удобным вариантом для среднестатистического инвестора-девелопера является покупка участка незастроенной территории с коммуникациями и исходно-разрешительной документацией. На таких площадках уже проведен так называемый ленд-девелопмент.

Однако, как показал анализ предложений участков, в большинстве случаев на участках, предлагаемых на продажу, не было проведено строительство инженерной инфраструктуры. Чаще всего существуют только обязательства собственника перед покупателем участка относительно строительства сетей в будущем и предоставления подключения к ним.

Предложение на земельном рынке Московского региона

Важной задачей для инвестора является понимание потенциального объема нового строительства индустриальной недвижимости на основе анализа общего объема земельных участков промышленного назначения, а также анализа земельных участков, выставленных на текущий момент на продажу. Анализ проводился в разрезе застроенных и незастроенных участков.

Под застроенными в данном случае понимаются участки, имеющие капитальные строения преимущественно советского периода с большим коэффициентом незастроенной площади (более 70% свободной от застройки земли). Такие участки чаще всего обеспечены инженерными коммуникациями и находятся в развитых промзонах советского периода. От продажи зданий их отличает то, что владельцы таких объектов позиционируют их именно как участки на продажу .

Под незастроенными понимаются участки свободные от объектов недвижимости. Чаще всего это неосвоенные или частично освоенные участки в индустриальных парках типа greenfield (вторичный рынок). С точки зрения географии участки разделялись на зоны: МКАД - А107 («Бетонка») и А107 - границы МО. Для анализа отбирались земельные участки категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли населенных пунктов (зонированные под производственную и складскую деятельность).

В рамках отбора предложений по продаже/долгосрочной аренде земельных участков собиралась информация в Интернет на онлайн-агрегаторах предложений.

При сборе информации, помимо адреса, площади и стоимости, учитывались такие параметры, как:

  • расстояние от МКАД;
  • направление (федеральная трасса);
  • обеспеченность инженерной инфраструктурой;
  • степень подготовленности земельного участка (градостроительная проработка для девелоперского проекта).

При сборе информации по предложениям о продаже земельных участков также учитывались территории смежных участков, в совокупности образующие участки необходимой площади. В дальнейшем подобные «совокупные» предложения учитывались как один лот.

Таким образом, общее количество лотов на продажу составило 255 шт., в которые входит 429 земельных участков.

Доля предложения застроенных участков составляет около 1,2% от общего объема участков подобного типа (в пересчете на общую площадь).

Количество застроенных земельных участков со строениями (имущественных комплексов)

Площадь Зона Общее количество застроенных земель
Участки в продаже
Кол-во (шт.) Площадь (га) Средняя площадь (га) Кол-во (шт.) Площадь (га) Средняя площадь (га)
1-2 га МКАД - А107 1956 3355 1,7 27 41 1,5
3-5 га МКАД - А107 373 1430 3,8 11 43 3,9
5-20 га МКАД - А107 799 7225 9 11 115 10,4
20-50 га МКАД - А107 129 3782 29,3 2 50 25,2
От 50 га МКАД - А107 40 4980 124,5 - - -
Итого 3297 20774 - 51 249 -

Доля незастроенных участков, выставленных на продажу, в общем объеме участков данного типа составляет 13,2% (в пересчете на общую площадь). То есть около 87% участков не выставлено на публичную продажу их текущими собственниками.

Количество незастроенных земельных участков

Площадь Зона Общее количество незастроенных земель
в регионе (по данным Росреестра)
Участки в продаже
Кол-во (шт.) Площадь (га) Средняя площадь (га) Кол-во (шт.) Площадь (га) Средняя площадь (га)
1-2 га МКАД - А107 1127 2032 1,8 76 136 1,8
3-5 га МКАД - А107 233 886 3,8 22 81 3,7
5-20 га МКАД - А107 767 7248 9,4 69 679 9,8
20-50 га МКАД - А107 106 3044 28,7 28 841 30
От 50 га МКАД - А107 68 7579 111,5 9 1000 111,1
Итого 2301 20789 - 204 2736 -

Стоит отметить, что в зоне от А107 («Бетонка») до границ Московской области предложений о покупке застроенных земельных участков почти нет (если рассматривать участки площадью от 5 га).

По количеству предложений больше всего земельных участков было выявлено на Ленинградском, Дмитровском и Новорязанском шоссе. По общей площади на первых двух местах по-прежнему Ленинградское, Дмитровское, а также Симферопольское ш.

Анализ предложения в зависимости от направления

Структура предложений застроенных и незастроенных участков в разрезе по направлениям
(МКАД - границы МО)

Стоимость земельных участков в Москве и Подмосковье

Обзор подготовлен специалистами Skladman USG:
Ярославом Дарусенковым, руководителем отдела консалтинга;
Сергеем Соболевым, экспертом по подбору участков и подготовке к строительству.

Оценка права аренды земли – список действий, направленный на установление подлинной стоимости прав аренды.

Оценка стоимости права аренды относительно сложная процедура. Рассматривая случай оценки материальных активов, как правило, мы оцениваем их состояние и проводим сравнение с похожими оценочными активами.

Процедура оценки стоимости права аренды проходит абсолютно не так. Оцениваются не материальные активы, а выгода от пользования землей длительный срок.

Оценкой таких объектов занимается оценщик . Для того чтобы воспользоваться его услугами, вам потребуется предоставить такие документы:

  1. , заключенный с арендодателем.
  2. Информация о проведенных коммуникациях, а также инженерных системах.
  3. Данные о наличии каких либо долговых обязательств за участок, а также сведения о том, не находится ли он в .
  4. Сведения о том, кто обратился за услугами оценщика, а именно: ФИО, паспортные данные, номер мобильного телефона.

Зачем это нужно?

Процедура по оцениванию прав найма может преследовать собой несколько целей . Ниже приведены основные причины:

На основе чего определяется?

Хотите взять землю в аренду, но не знаете, как подсчитать стоимость? Узнайте подробности расчетов, а также нюансы налогообложения из !

Какие методы используются?

Сравнения продаж

Находятся похожие объекты, изучается их полная информация: стоимость прав найма, условия по которым они предоставляются . После этого происходит сравнение по каждому критерию, находятся различия и после анализа рассчитывается цена права аренды.

Сравниваемые критерии:

  1. Время до истечения арендного срока.
  2. Размер ежемесячной .
  3. арендатором.
  4. Возможность .

Выделения

Требуется информация о цене аналогов оцениваемого объекта, либо же о стоимости предложений на рынке.

Метод выделения используют для вычета стоимости объекта без улучшений . Из стоимости объекта с улучшением вычитаем стоимость тех самых улучшений.

Распределения

С использованием данного метода происходит оценка с застройкой.

Он проще, нежели метод выделения, так как не требуется делать вычет . Здесь используется принцип соотношения стоимости участка и застройки вместе к стоимости самой земли. Используя метод сравнения продаж мы просчитываем стоимость земли вместе с застройкой и умножаем на долю земли.

Чтобы вычислить долю, нужно найти аналогичные объекты и применить найденное соотношение на свой участок.

ВАЖНО ! Метод не дает точных данных. Для более точной информации его нужно совмещать с другими источниками.

Капитализации

Для подсчета цены возможности найма требуется поделить чистый операционный доход на коэффициент капитализации . Коэффициент капитализации можно рассчитать разными методами (Ринг, Хоскольд).

В процессе просчета капитализации не забудьте учесть риски с вложениями денег, их рост.

Суть метода капитализации:

  1. Определение суммы дохода за установленный срок путем эффективного использования арендованной земли.
  2. Расчет коэффициента капитализации.
  3. Просчет стоимости возможности найма на рынке.

Остатка

Его применяют при создании на объекте доходных улучшений.

Суть метода:

  1. Расчет цены эксплуатированных улучшений.
  2. Расчет чистого дохода за установленный отрезок времени.
  3. Вычет цены эксплуатированных улучшений из цены прав аренды.

Предполагаемого использования

Используется с целью получить доход с прав аренды.

Суть метода:

  1. Определение суммы расходов, которые требуются для использования земли.
  2. Расчет доходов, которые вы получите при использовании.
  3. Просчет цены аренды с помощью дисконтирования доходов и расходов.

Составление отчета об оценивании земли

Стоимость разрешения на аренду можно просчитать с помощью формулы:

Z = DA +DIА ,

  • где Z - земельный доход;
  • DA - прибыль, которую получит арендодатель;
  • а DIA - прибыль арендатора.

Выше было показано распределение земельного дохода между владельцем и арендатором. Можно понять, что если доходы DA - прибыль арендодателя равна земельному доходу, то прибыль арендатора 0 .

RS = RAL + RA ,

  • где RS - цена полного права собственности на рынке;
  • RAL - стоимость права аренды арендодателя;
  • а RA - стоимость права найма арендатора.

Пример: следуя формуле RS=RAL+RA предположим что RS (рыночная стоимость полного права собственности) равна 600 тысяч долларов. Стоимость права аренды арендодателя, которую определили местные органы власти составит 250 тысяч долларов. Исходя из этого рассчитываем, что RA = 350 тысяч долларов, т.е стоимость права аренды составит 350000$.

Исходя из вышеизложенной информации, можно понять что оценка права аренды достаточно трудоёмкая и имеет много нюансов , уступки при оценке права аренды надела недопустимы. Но если вы подойдёте к этому вопросу достаточно ответственно, то проблем не возникнет и вы сможете решить вопрос с оценкой в кратчайшие сроки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Динамика предоставления земельных участков в аренду за период 2009-2013 гг. на территории Уссурийского городского округа представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8

На основании данных таблицы 2.8 видно, что земельный рынок в 2009 году характеризуется низкими показателями. Всего было предоставлено 148 земельных участков, 85% из которых предоставлено под индивидуальное жилищное строительство и 12% - для целей, не связанных со строительством. На капитальное строительство приходится всего 3% от общего числа, что характеризует кризисное состояние в 2009 году строительной отрасли в Уссурийском городском округе (см. Рис. 2.3).

Рис. 2.3.

В 2010 году количество земельных участков, предоставленных в аренду, увеличилось в 1,6 раза за счет земельных участков для целей, не связанных со строительством, и составило 242 участка.

В 2011 и 2012 годах за счет земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, возросла динамика предоставления земельных участков соответственно в 1,5 и 2 раза.

Уже в 2013 году земельный рынок Уссурийского городского округа характеризуется высокими показателями за последние 5 лет.

Анализируя данные за период 2009 - 2013 гг. видно, что наибольшим спросом пользуются земельные участки, предоставленные (см. Рис. 2.4):

Для жилищного строительства - 1327 земельных участков;

Для объектов капитального строительства с предварительным согласованием места размещения - 122 земельных участка;

Для объектов капитального строительства без предварительного согласования места размещения - 41 земельный участок;

Для целей, не связанных со строительством - 418 земельных участков.


Рис. 2.4.

Как видно из диаграммы, 70% земельных участков от общего числа, предоставленных в аренду за период 2009-2013 гг. на территории Уссурийского городского округа, предоставлено, в основном, для жилищного строительства (из них 24% - для многодетных семей).

Это объясняется тем, что, во-первых, все больше людей не имея возможности купить готовое жилье, предпочитают брать в аренду земельные участки за более низкую арендную плату, чем выплачивать кредиты или ипотеку. Во-вторых, многих уже не устраивает постоянное проживание в квартире, пусть даже самой элитной. Люди предпочитают быть поближе к земле и природе. Лучшая экология, чистый воздух, особенная энергетика, отличная от городской, притягивает к себе все больше людей. В-третьих, срок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства долгосрочный и составляет 10 лет.

Заинтересованность граждан в земельных участках под индивидуальное жилищное строительство характеризуется объемом поступающих заявлений:

С созданием "Единого окна" по предоставлению государственных и муниципальных услуг, с 2011 года прием заявлений осуществлялся через МБУ УГО "МФЦ". Так, в 2011 году на предоставление муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства" поступило 89 заявлений, в 2012 году - 1678 заявлений, в 2013 году -2938 заявлений.

Как показывает динамика поступления заявлений, заинтересованность граждан в земельных участках в 2013 году увеличилась в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом и в 33 раза - по сравнению с 2011 годом.

Как показывает анализ, 22% земельных участков от общего числа составляют земельные участки, предоставленные для целей, не связанных со строительством. Заинтересованность такими земельными участками связана, прежде всего, с отсутствием строительства и большими затратами на дополнительные расходы при составлении проектной документации и вложения средств в строительство. В настоящее время имеющиеся технологии позволяют не строить объекты, а конструировать их с помощью сэндвич-панелей и других технологий. Чаще всего предоставляются земельные участки для объектов коммунально-складского назначения и объектов хранения автомобильного транспорта (автостоянки, парковки).

Учитывая низкую арендную плату, с каждым годом у населения растет заинтересованность в земельных участках для сельскохозяйственного использования. Это связано с созданием на территории Уссурийского городского округа новых крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, для осуществления деятельности которых необходима земля.

Объем поступивших заявлений от физических и юридических лиц в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, представлен следующими показателями:

В 2011 году поступило 180 заявлений;

В 2012 году - 637 заявлений;

В 2013 году - 1575 заявлений.

Как показывает динамика поступления заявлений, заинтересованность граждан в земельных участках для целей, не связанных со строительством в 2013 году увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом и в 8,8 раза - по сравнению с 2011 годом.

На основании проведенного анализа, 6% земельных участков от общего числа составили земельные участки, предоставленные под объекты капитального строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Это связано с тем, что во-первых, до 2011 года земельные участки под капитальное строительство были востребованы меньше всего, во-вторых сроки предоставления земельных участков занимали в среднем от 6 месяцев и больше, в-третьих, затраты на проектную и разрешительную документацию, что не всегда привлекало заявителей.

По объему поступивших заявлений можно судить о заинтересованности физических и юридических лиц в предоставлении земельных участках. Так, в 2011 году поступило 19 заявлений, в 2012 году - 126 заявлений, в 2013 году - 468 заявлений.

Как показывает динамика поступления заявлений, заинтересованность граждан в земельных участках под объектами капитального строительства с предварительным согласованием места размещения объектов 2013 году увеличилась в 3,7 раза по сравнению с 2012 годом и в 25 раз - по сравнению с 2011 годом.

2% земельных участков от общего числа составляют земельные участки, предоставляемые под объекты капитального строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Это связано, прежде всего, с тем, что такие земельные участки предоставляются посредством проведения аукциона и размер арендной платы определяется из его рыночной стоимости, что в 10, а то и в 20 раз превышает размер арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых под объекты капитального строительства без проведения аукциона. Во-вторых, сроки на организацию и проведения аукциона занимают от 8 месяцев до 1 года. В-третьих - расходы на проектную и разрешительную документацию.

Объем поступивших заявлений от физических и юридических лиц в предоставлении земельных участков под объекты капитального строительства без предварительного согласования места размещения объекта представлен следующими показателями:

В 2011 году поступило 7 заявлений;

В 2012 году - 126 заявлений;

В 2013 году - 328 заявлений.

Как показывает динамика, в 2013 году объем поступивших заявлений увеличился в 2,6 раза по сравнению с 2012 годом и в 46 раз - по сравнению с 2011 годом.

Как показывает проведенный анализ, в настоящее время на территории Уссурийского городского округа сложились благоприятные условия для развития арендных земельных отношений, что характеризуется увеличением количества предоставляемых в аренду земельных участков.

Аренда земельного участка дает множество преимуществ, зная которые можно не только сэкономить на расходах, но и приобрести впоследствии арендованный земельный участок в собственность по цене существенно ниже рыночной.

Кроме того, арендная плата за использование земельного участка существенно ниже, чем выкупная стоимость, позволяет арендатору быстрее адаптироваться к рыночной конъюнктуры, не опасаясь инвестировать в земельный участок дополнительные средства.