Бертран расселистория западной философии. «История западной философии» Бертран Рассел Бертран рассел история философии

Рассел Б.
Р24 История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.

ISBN 5-94087-006-6
ISBN 5-7615-0501-0

«История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор - крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о Карле Марксе.
Рекомендуется философам, историкам, всем интересующимся историей философии.

Bertrand Russell
HISTORY OF WESTERN PHILOSOHY
and its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day

LONDON
GEORGE ALLEN & UNWIN LTD
RUSKIN HOUSE
MUSEUM STREET
1946

Бертран Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней
Издание 3-е, исправленное
Научный редактор издания профессор В. В. Целищев

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НОВОСИБИРСК 2001

УДК 10(09)
ББК 87.3
Р24

Подготовка текста и научная редакция профессора В. В. Целищева

© Сибирское университетское издательство, 2001
© Издательство Новосибирского университета, 2001
© Перевод главы «Карл Маркс» В. В. Целищева, 1997

Номер страницы предшествует тексту на странице.
Знак "###" в тексте обозначает нераспознанные древнегреческие символы - (прим. сканировщика)

Книга первая
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Часть первая
ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации.........................33
Глава II. Милетская школа.............................................................56
Глава III. Пифагор..........................................................................62
Глава IV. Гераклит..........................................................................73
Глава V. Парменид.........................................................................84
Глава VI. Эмпедокл........................................................................90
Глава VII. Афины в отношении к культуре...................................96
Глава VIII. Анаксагор....................................................................100
Глава IX. Атомисты......................................................................103
Глава X. Протагор.........................................................................114

Часть третья
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XXV. Эллинистический мир..............................................279
Глава XXVI. Киники и скептики....................................................291
Глава XXVII. Эпикурейцы............................................................303
Глава XXVIII. Стоицизм................................................................315
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре......336
Глава XXX. Плотин.......................................................................351

Книга вторая
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение.......................................................................................369

Часть первая
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев.......................................377
Глава II. Христианство в первые четыре столетия...................394
Глава III. Три доктора церкви......................................................406
Глава IV. Философия и теология св. Августина.........................427
Глава V. V и VI столетия..............................................................443
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий..............................453

Книга третья
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Часть первая
ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
Глава I. Общая характеристика..................................................587
Глава II. Итальянское Возрождение...........................................592
Глава III. Макиавелли...................................................................602
Глава IV. Эразм и Мор.................................................................612
Глава V. Реформация и контрреформация...............................624
Глава VI. Развитие науки.............................................................628
Глава VII. Фрэнсис Бэкон.............................................................645
Глава VIII. «Левиафан» Гоббса...................................................650

Часть вторая
ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ
Глава XVIII. Движение романтизма............................................795
Глава XIX. Руссо...........................................................................805
Глава XX. Кант..............................................................................823

Именной указатель.....................................................................962

Одним из писателей, внесших вклад в популяризацию философии, был лауреат Нобелевской премии, математик, историк и общественный деятель Рассел Бертран. «История западной философии» - фундаментальное произведение. Оно охватывает весь исторический период развития философии: от античности до Нового времени. В книге автор рассматривает идеи философов и их личности, подавая текст в форме очерков и давая свои оценки разным направлениям философии. Его труд быстро завоевал популярность у широкого круга читателей.

Что привело к написанию книги?

В 1938 г Рассел, будучи знаменитым и уважаемым в научных кругах мыслителем, прибыл в Америку по приглашению Чикагского университета. В следующем году он получил аналогичное приглашение от Калифорнийского университета, а еще через год ему предложили роль преподавателя в городском университете Нью-Йорка. Но едва Рассел успел согласился занять новую должность, в обществе начались волнения. Представители католической церкви были категорически против преподавателя, проповедующего агностицизм и половое воспитание детей с раннего возраста.

Совет по высшему образованию не изменил своего мнения, и тогда сторонники церковной морали подали на Совет и профессора в суд. В вину ему вменялось:

  • аморальное поведение;
  • написание развратных рассказов;
  • поддержка гомосексуальности;
  • поощрение распутного поведения студентов.

В качестве истца выступала некая миссис Кей. Она обвиняла Совет в намерении принять на работу человека с репутацией развратника, который может соблазнить молодых студенток, в частности, дочь миссис Кей. При этом, судом намеренно игнорировался тот факт, что в то время доступ женщин к образованию все еще был ограничен, и попасть на лекцию к профессору Расселу дочь миссис Кей никак не могла.

Рассел ничего не мог ответить на обвинения, поскольку судебный процесс проходил без его участия. Судья Макгеен, разделявший католический взгляды, признал профессора виновным. В это же время, противники атеистического подхода развернули в прессе активную анти-кампанию, которая еще больше дискредитировала Рассела.

Совет по высшему образованию не смог подать апелляцию. К тому же, мер урезал городской бюджет, и университет не мог позволить себе выплачивать Расселу обещанное жалование. Из-за этого, профессор практически полностью лишился средств к существованию. В его защиту выступали многие видные деятели науки, но переубедить городские власти они не смогли. Газеты и журналы отказывались печать его статьи, лекционные турне были отменены.

Сам университет не отозвал приглашение, и Рассел смог преподавать в течение семестра. Но он был настольно стеснен в средствах, что вынужден был ходить пешком, не имя денег на автобусный билет. Затруднительное финансовое положение профессора улучшилось благодаря миллиардеру, который коллекционировал произведения искусства и был сторонником популяризации науки. Он предложил профессору подписать контракт, дающий право читать лекции в Фонде лекций.

Но, вскоре миллиардер подал в суд, требуя аннулирования контракта в одностороннем порядке, мотивируя это тем, что материал для лекций профессора был недоработанным, и читать его слушателям было нельзя. Суд встал на сторону Рассела и присудил миллионера к выплате компенсации. Позднее, материалы лекции были собраны в книгу «История западной философии» - самую успешную работу Рассела.

Взгляды критиков на вышедшую книгу кардинально отличались. Философию Рассела Бертрана либо горячо разделяли, либо называли поверхностной. Некоторые литераторы называли «Историю западной философии» сборником сочинений, который больше похож на личный дневник, чем на учебник. Например, труды Платона и Гераклита рассмотрены вскользь. Чтобы ознакомиться с их творчеством, следует прочитать дополнительную литературу, а еще лучше - ознакомиться с первоисточником. Но, даже при учете этих недостатков, обобщенный сборник Рассела остается очень востребованной книгой. Он позволяет вкратце ознакомиться с мировоззрением известных философов, представленным в доступной и увлекательной форме.

Книга Рассела состоит из 3 частей:

  1. Описывает историю развития философии. Писатель упоминает основные даты, приводит выдержки из биографии правителей, дает краткое описание их политических взглядов, доминирующей культуры и переломных моментов. Эта часть занимает почти половину от общего объема книги.
  2. Рассказывает непосредственно о философских концепциях. Здесь, Рассел рассматривает отдельные теории, которые были популярны в определенный исторический период.
  3. Представляет свой взгляды на каждую теорию. С одними о соглашается, других критикует. Особенно остро он реагирует на философов, придерживающихся устаревших взглядов. Автор оспаривает мировоззрение всех христианских философов, в первую очередь, Фомы Аквинского. Атеистические взгляды Рассела не позволяли ему объективно оценивать логическую основу учений религиозных философов.

Профессор не подбирает выражения, критикуя теории, пытающиеся объяснить происхождение Бога и его влияние на мир. Именно из-за своей нетерпимости к религиозным доктринам Рассел постоянно оказывался в центре скандалов и часто получал угрозы.

Мнение читателей

Читатели, разделявшие мнение Рассела о религии и Боге, встретили книгу с восторгом. Еще при жизни писателя, «История западной мысли» переиздавалась несколько раз, поскольку тираж мгновенно раскупали. Также, популярность Рассела объясняется его писательским талантом. Благодаря легкому увлекательному слогу он мог подать под нужным углом любую идею. Он считал философию источником знаний, способным научить человека правильно воспринимать жизнь, быть уверенным в своих силах, но не витать в облаках.

Одним из довольных читателей книги был - Альберт Эйнштейн. Он назвал ее работой, имеющей высшую педагогическую ценность. С ним был согласен Энтони Грейлинг, назвавший книгу Рассела отличным способом популяризации Западной мысли. Читатели, воспринявшие книгу негативно, также не преминули высказать свое мнение. Лео Робертс назвал «Историю западной философии» худшей книгой философа. Джордж Барс посчитал ее необъективной. Он считал, что Рассел оценивает взгляды философов со своей позиции и не учитывает исторический контекст.

Сам писатель считал, что написание такой аналитической книги было необходимым. В присущей ему манере Рассел отвечал критикам, что его излишняя субъективность - свидетельство того, что у него есть собственное мнение.

Бертран Рассел

История западной философии. Том 1

Bertrand Russell

A History Of Western Philosophy

© Bertrand Russell, 1945

© Перевод (глава «Карл Маркс»). В. В. Целищев, 2016

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

* * *

Книга первая. Древняя философия

Предисловие

Чтобы эта книга могла избежать более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает, необходимо сказать несколько слов в качестве извинения и объяснения.

Извинения необходимо принести специалистам по тем или иным философским школам или отдельным философам. За исключением, возможно, одного лишь Лейбница, любой из тех философов, которых я рассматриваю в данной книге, некоторым другим специалистам известен гораздо лучше, чем мне. Если, однако, книги, охватывающие весьма широкие области знания, должны все-таки писаться, то неизбежно, поскольку мы не бессмертны, что те, кто сочиняет подобные книги, должны затрачивать меньше времени на любую их часть, чем, может быть, затрачивается авторами, которые сосредоточивают основное свое внимание на отдельной личности или каком-либо коротком периоде времени. Некоторые, чья ученая строгость непреклонна, сделают заключение, что книги, охватывающие весьма широкие области, вообще не должны писаться или, если они все же пишутся, то их следует составлять из монографий большого числа авторов. Однако сотрудничество многих авторов связано с известными изъянами в изложении истории философии. Если имеется какое-либо единство в развитии истории, если существует внутренняя связь между тем, что было раньше, и тем, что имело место позже, то для изложения этого совершенно необходимо, чтобы ранний и поздний периоды были синтезированы одним ученым. Человеку, изучающему Руссо, будет, по-видимому, трудно отдать должное той связи, которая существует у Руссо со Спартой Платона и Плутарха, историк же Спарты не мог пророчески предвидеть Гоббса, Фихте или Ленина. Выявление таких связей и представляет собой одну из целей, стоящих перед автором настоящей книги. Поставленная цель может быть достигнута только в обширном обозрении.

Написано много историй философии, но ни одна из них, насколько мне известно, не преследовала такой цели, какую я выдвигаю перед собой. Философы являются одновременно и следствиями, и причинами – следствиями социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами (в случае, если те или иные философы удачливы) убеждений, определяющих политику и институты последующих веков. В большинстве историй философии каждый мыслитель действует как бы в пустоте; его взгляды излагаются изолированно, исключая, самое большее, связь их с воззрениями более ранних философов. Я же со своей стороны каждого философа пытаюсь рассматривать (насколько это возможно сделать, не отходя от истины) в качестве продукта окружающей его среды, то есть как человека, в котором выкристаллизовались и сконцентрировались мысли и чувства, свойственные обществу, частью которого он является.

Это привело к тому, что в книгу включены некоторые главы, относящиеся к чисто социальной истории. Никто не сможет понять стоиков и эпикурейцев без определенного знания эпохи эллинизма или схоластов без хотя бы беглого анализа истории развития церкви с V по XIII столетие. Поэтому я коротко излагаю те моменты основных направлений исторического развития, которые, по моему мнению, оказали наибольшее влияние на философскую мысль, и с возможной полнотой освещаю, может быть, незнакомые некоторым читателям периоды истории; это касается, например, раннего Средневековья. Но из этих исторических глав я строжайшим образом выбрасываю все, что имело небольшое отношение или вовсе не имело никакого отношения к философии данного или последующего периода.

Проблема отбора материала для такой книги, как эта, порождает весьма большие трудности. Лишенная подробностей, книга становится сухой и неинтересной, обилие же деталей заключает в себе опасность сделать ее невыносимо длинной. Я стремился к компромиссу, исследуя воззрения только тех мыслителей, которые, на мой взгляд, имеют выдающееся значение, и упоминания в связи с ними о таких деталях (даже если они не являются определяющими), которые представляют ценность ввиду их иллюстративного и оживляющего характера.

Философия, начиная с древнейших времен, была не просто делом школ или споров между небольшими группами ученых людей. Она являлась неотъемлемой частью жизни общества, и как таковую я и старался ее рассматривать. Если предлагаемая книга обладает какими-либо достоинствами, то источником их является указанная точка зрения.

История западной философии Бертран Рассел

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: История западной философии

О книге «История западной философии» Бертран Рассел

В 1945 году британский общественный деятель, математик и философ Бертран Рассел создал работу под названием “История западной философии”, чем вызвал очень смешанную реакцию среди академических исследователей.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке 18 мая 1872 года в семье аристократов, но уже к четырем годам, мальчик стал сиротой. Опеку над ребенком, а также его старшими братьями взяла его бабушка. Графиня Рассел придерживалась строгих взглядов и воспитывала детей как приверженка пуританства.

В начале своей деятельности Бертран Рассел прославился яркими работами в поддержку левых политических течений, атеизма и пацифизма. Андрее Эстерлинг называл его ярым борцом за свободу слова. Философ Эдман сравнивал Бертрана с Вольтером, философом-просветителем XVIII века.

“История западной философии” является не просто изложением западной философии от досократиков до начала двадцатого века. Автор дополнил ее историческим контекстом, дополнительно проанализировав описываемые эпохи. Написана основательно и довольно подробно. Хотя книга и вызвала резонанс, именно она перевесила чашу весов при присуждении Расселу Нобелевской премии.

В книге рассматривают древнюю философию, затем католическую философию и, наконец, философию нового времени. В каждом отдельном разделе рассматривается один философ и философский период. “История западной философии” удивляет своим легким подходом к философии и ее анализу, за что Бертран Рассел получил достаточное количество хороших рецензий от Альберта Энштейна, Джорджа Стайнера, Энтони Грейлинга и других.

Работа создавалась в дни, когда шла Вторая мировая война. В создании книги автору очень помогли исследования его жены в области истории. Получив задаток в три тысячи долларов, Рассел приступает к созданию книги, работа над которой шла между 1943 и 1944 годами. Напечатана она была в 1945 году в Соединенных Штатах Америки. Спустя год издается в Великобритании.

“История западной философии” — это хороший и легкий экскурс в историю философии, позволяющий понять ее роль в современной жизни человека.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «История западной философии» Бертран Рассел в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «История западной философии» Бертран Рассел

В эпоху средневековья мусульмане были более цивилизованными и гуманными, чем христиане. Христиане преследовали евреев, особенно во времена религиозного возбуждения: крестовые походы были связаны с ужасными погромами. Наоборот, в мусульманских странах евреи почти никогда не встречали дурного обращения. Здесь они внесли существенный вклад в развитие науки, особенно в мавританской Испании; в учении Маймонида (1135-1204), который родился в Кордове, некоторые усматривают источник многих положений философии Спинозы. Когда христиане отвоевали Испанию, они познакомились с наукой мавров – в значительной степени через посредство евреев. Образованные евреи, владевшие древнееврейским, греческим и арабским языками и знакомые с философией Аристотеля, передали свои познания менее образованным схоластам.

Вообще значительные цивилизации начинаются с жестоких и суеверных систем, постепенно ослабевающих и приводящих на определённой стадии к эпохе блестящих гениев, в ходе которой благо старой традиции сохраняется, а зло, связанное с разрушением этой традиции, ещё не получило своего развития. Но когда зло обнаруживается, оно приводит к анархии, следствием которой неизбежно будет новая тирания, порождающая новый синтез, охраняемый новой системой догм.

Bertrand Russell

A History Of Western Philosophy

© Bertrand Russell, 1945

© Перевод (глава «Карл Маркс»). В. В. Целищев, 2016

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

* * *

Книга первая. Древняя философия

Предисловие

Чтобы эта книга могла избежать более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает, необходимо сказать несколько слов в качестве извинения и объяснения.

Извинения необходимо принести специалистам по тем или иным философским школам или отдельным философам. За исключением, возможно, одного лишь Лейбница, любой из тех философов, которых я рассматриваю в данной книге, некоторым другим специалистам известен гораздо лучше, чем мне. Если, однако, книги, охватывающие весьма широкие области знания, должны все-таки писаться, то неизбежно, поскольку мы не бессмертны, что те, кто сочиняет подобные книги, должны затрачивать меньше времени на любую их часть, чем, может быть, затрачивается авторами, которые сосредоточивают основное свое внимание на отдельной личности или каком-либо коротком периоде времени. Некоторые, чья ученая строгость непреклонна, сделают заключение, что книги, охватывающие весьма широкие области, вообще не должны писаться или, если они все же пишутся, то их следует составлять из монографий большого числа авторов. Однако сотрудничество многих авторов связано с известными изъянами в изложении истории философии. Если имеется какое-либо единство в развитии истории, если существует внутренняя связь между тем, что было раньше, и тем, что имело место позже, то для изложения этого совершенно необходимо, чтобы ранний и поздний периоды были синтезированы одним ученым. Человеку, изучающему Руссо, будет, по-видимому, трудно отдать должное той связи, которая существует у Руссо со Спартой Платона и Плутарха, историк же Спарты не мог пророчески предвидеть Гоббса, Фихте или Ленина. Выявление таких связей и представляет собой одну из целей, стоящих перед автором настоящей книги. Поставленная цель может быть достигнута только в обширном обозрении.

Написано много историй философии, но ни одна из них, насколько мне известно, не преследовала такой цели, какую я выдвигаю перед собой. Философы являются одновременно и следствиями, и причинами – следствиями социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами (в случае, если те или иные философы удачливы) убеждений, определяющих политику и институты последующих веков. В большинстве историй философии каждый мыслитель действует как бы в пустоте; его взгляды излагаются изолированно, исключая, самое большее, связь их с воззрениями более ранних философов. Я же со своей стороны каждого философа пытаюсь рассматривать (насколько это возможно сделать, не отходя от истины) в качестве продукта окружающей его среды, то есть как человека, в котором выкристаллизовались и сконцентрировались мысли и чувства, свойственные обществу, частью которого он является.

Это привело к тому, что в книгу включены некоторые главы, относящиеся к чисто социальной истории. Никто не сможет понять стоиков и эпикурейцев без определенного знания эпохи эллинизма или схоластов без хотя бы беглого анализа истории развития церкви с V по XIII столетие. Поэтому я коротко излагаю те моменты основных направлений исторического развития, которые, по моему мнению, оказали наибольшее влияние на философскую мысль, и с возможной полнотой освещаю, может быть, незнакомые некоторым читателям периоды истории; это касается, например, раннего Средневековья. Но из этих исторических глав я строжайшим образом выбрасываю все, что имело небольшое отношение или вовсе не имело никакого отношения к философии данного или последующего периода.

Проблема отбора материала для такой книги, как эта, порождает весьма большие трудности. Лишенная подробностей, книга становится сухой и неинтересной, обилие же деталей заключает в себе опасность сделать ее невыносимо длинной. Я стремился к компромиссу, исследуя воззрения только тех мыслителей, которые, на мой взгляд, имеют выдающееся значение, и упоминания в связи с ними о таких деталях (даже если они не являются определяющими), которые представляют ценность ввиду их иллюстративного и оживляющего характера.

Философия, начиная с древнейших времен, была не просто делом школ или споров между небольшими группами ученых людей. Она являлась неотъемлемой частью жизни общества, и как таковую я и старался ее рассматривать. Если предлагаемая книга обладает какими-либо достоинствами, то источником их является указанная точка зрения.

Своим существованием эта книга обязана д-ру Альберту С. Бэрнесу, будучи первоначально задумана и частично прочитана в виде лекций на основе фонда Бэрнеса в Пенсильвании.

Как и при написании большинства моих сочинений, начиная с 1932 года мне все время оказывалась большая помощь в исследовательской работе, а также во многих других отношениях моей женой Патрицией Рассел.

Бертран Рассел

Введение

Концепции жизни и мира, которые мы называем «философскими», являются продуктом двух факторов: один из них представляет собой унаследованные религиозные и этические концепции, другой – такого рода исследования, которые могут быть названы «научными», употребляя это слово в самом широком смысле. Отдельные философы сильно различаются между собой в зависимости от пропорции, в какой эти два фактора входили в их систему, но наличие обоих является в определенной степени тем, что характеризует философию.

«Философия» – слово, которое употреблялось во многих смыслах, более или менее широких или узких. Я предлагаю употреблять это слово в самом широком смысле, который и попытаюсь теперь объяснить.

Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии.

К чему тогда, можете вы спросить, тратить время на подобные неразрешимые вопросы? На это можно ответить и с точки зрения историка, и с точки зрения личности, стоящей перед ужасом космического одиночества.

Ответ историка, постольку, поскольку я способен его предложить, будет дан на протяжении этой работы. С того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого. Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Это взаимодействие, имевшее место в течение веков, будет предметом последующего изложения.

Есть, однако, и более личностный ответ. Наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной. Неуверенность перед лицом живых надежд и страхов мучительна, но она должна сохраняться, если мы хотим жить без поддержки утешающих басен. Нехорошо и то, и другое: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них. Учить тому, как жить без уверенности, и в то же время не быть парализованным нерешительностью, – это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею.

Философия как нечто отличное от теологии возникла в Греции в VI веке до н. э. Пережив свою историю в античную эпоху, она снова в эпоху возникновения христианства и падения Рима была поглощена теологией. В течение своего второго великого периода от XI до XIV века она испытывает господство католической церкви, если не говорить о немногих великих мятежниках, таких, как император Фридрих II (1195–1250). Этому периоду был положен конец тем хаосом, который достиг своего кульминационного пункта в эпоху Реформации. Третий период – начиная с XVII столетия и вплоть до нашего времени – в большей степени, чем какой-либо из предшествующих, находится под влиянием науки. Традиционные религиозные верования сохраняют свое значение, но чувствуется необходимость их оправдания и видоизменения всюду, где наука, по-видимому, требует этого. Немногие из философов этого периода являются ортодоксальными с католической точки зрения, в их теориях светское государство занимает более важное место, чем церковь.

Общественная связь и личная свобода, подобно религии и науке, находятся в состоянии конфликта или неустойчивого компромисса в течение всего этого периода. В Греции социальная связь обеспечивалась верностью по отношению к городу-государству; даже Аристотель, хотя в его время Александр сделал город-государство устаревшим явлением, не мог видеть какого-либо преимущества в другой политике. Степень, в какой индивидуальная свобода урезывалась долгом личности перед городом-государством, была весьма различна. В Спарте личность имела мало свободы, как это имеет место в современной Германии или России. Несмотря на эпизодические преследования, в Афинах в лучшие времена граждане обладали совершенно исключительной свободой от ограничений, налагаемых государством. Вплоть до Аристотеля в греческой мысли доминировало чувство глубокой религиозной и патриотической преданности городу-государству; ее этические системы были приспособлены к жизни граждан городов-государств и содержали в себе значительные политические элементы. Но концепции, соответствующие эпохе независимости греков, стали больше неприменимыми, как только греки оказались под властью сперва македонцев, а затем римлян. Это привело, во-первых, вследствие разрыва с традицией к утрате силы, а во-вторых, породило этику более индивидуалистическую и менее общественную. Стоики рассматривали добродетельную жизнь скорее в плане отношения души к Богу, чем гражданина к государству. Таким образом, они расчищали путь христианству, которое первое время было, подобно стоицизму, аполитичным учением, поскольку в течение первых трех столетий приверженцы христианства не имели никакого влияния на правительство. В течение шести с половиной веков, начиная с Александра Македонского и заканчивая Константином, общественная связь обеспечивалась вовсе не философией и не старинным чувством преданности, но силой, прежде всего силой армии, а затем гражданской администрации. Римские армии, римские дороги, римское право и римские чиновники сперва создали, а потом охраняли мощное централизованное государство. Нельзя приписывать какую-либо роль римской философии в этом деле, потому что она не играла никакой роли.

На протяжении этого длительного периода греческие идеи, унаследованные от эпохи свободы, переживали процесс постепенного преобразования. Некоторые из старых идей, особенно те, которые мы должны рассматривать как специфически религиозные, выиграли сравнительно в своем значении; другие, более рационалистические, были отброшены в силу их несоответствия духу времени. Таким образом, поздние язычники видоизменяли греческую традицию, пока она не стала пригодной для слияния с христианским учением.

Христианство популяризировало важный взгляд, уже подразумевавшийся в учении стоиков, но чуждый общему духу античности: я имею в виду взгляд, согласно которому долг человека перед Богом является более настоятельным, чем его долг перед государством . Взгляд, что «мы должны слушаться скорее Бога, чем Человека», как говорили Сократ и апостолы, пережил переход в веру Константина, потому что ранние христианские императоры были арианами или склонялись к арианизму. Когда же императоры стали ортодоксальными, этот взгляд канул в вечность. В Византийской империи он оставался в латентном состоянии, так же обстояло дело позднее и в Российской империи, которая заимствовала свое христианство из Константинополя . Но на Западе, где католические императоры были почти немедленно замещены (за исключением части Галлии) еретическими варварами-завоевателями, превосходство религиозного долга перед политическим сохранилось и в некоторой степени продолжает сохраняться в настоящее время.

Вторжение варваров на шесть веков положило конец существованию цивилизации в Западной Европе. Она еще теплилась в Ирландии, пока датчане не разрушили ее и там в IX веке, но прежде чем угаснуть совсем, она породила одну замечательную фигуру – Иоанна Скота Эриугену. В Восточной империи греческая цивилизация в неизменном состоянии, как в музее, просуществовала до падения Константинополя в 1453 году, но, кроме художественной традиции и юстиниановского кодекса римского права, Константинополь не дал миру ничего значительного.