Дифференциация звонких и глухих согласных логопедическое занятие. Дифференциация парных звонких-глухих согласных. Вот так гнездо

Родители часто отмечают, что дети иногда произносят звонкие согласные как глухие. Дефект выражается по-разному: полное отсутствие звонких или частичное оглушение. Дело в том, что уклад речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков (ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходен. Отличие незначительное: при произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат работает с большим напряжением, при произношении глухих - голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена. Следовательно, затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Есть и другие причины: тугоухость, заболевания голосовых связок, анатомические нарушения губ, твердого и мягкого нёба

Неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. И поэтому, едва дефект замечен, надо сразу браться за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;
- фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи;
- афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Фаня - Ваня;
- фаза - ваза;
- фантик - винтик;
- фляга - влага;
- флакон - вагон;
- вафли - февраль

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Фаня и Ваня купили вафли.
- Вьются флаги у ворот.
- В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

"Фаня спросила тётю Феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя Феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота"

Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

Са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи;
- са-за-са, со-зо-со, су-зу-су, сы-зы-сы, си-зи-си;
- аса-аза, осо-озо, усу-ияи, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Коса - коза,
- роса - роза,
- сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".

Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

Ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи;
- ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши;
- аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Шар - жар, шаль - жаль;
- Леши - лежа,
- жутко - шутка;
- лыжи, мыши;
- пушок, петушок, окошко, сережка

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях:

Шел снежок.
- Жабу заметили мальчишки.
- Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".

Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Упражняйтесь вместе с ребенком в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами (см. выше).

Дифференциация звуков в слогах:

Па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би;
- па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи;
- апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Папа - баба;
- почка - бочка;
- палка - балка;
- пыль - быль;
- бил - пил;
- запирать - забирать;
- подбородок

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях:

Бабушка положила на полку большую палку.
- Полкан бежал по дну балки.
- Папа и бабушка пошли вброд.

Диктант (порядок тот же): грибы, палатка, болезни, буква, сапоги, суп, Паша, башня, покос, тулуп, бинокль, сабля.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".

Звуки Т-Д

Последовательность работы - та же, что и в предыдущих случаях. Начните с изолированного произношения звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

Та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди;
- та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти;
- ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Дом - том;
- тетя - дядя;
- точка - дочка;
- дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях:

Таня живет на даче.
- По дуплу стучал дрозд.
- Тома сидит дома.
- Тина и Дина стояли под дубом.

Диктант: борода, трава, доска, поэт, салат, судно, картошка, подарок, топор, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи"

Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

Ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги;
- ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: и(г)ра, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях:

Мы играли на горке.
- Олегу купили новые коньки.
- Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву"

Мы указали примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов.

Помните, что на логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что большинство учащихся классов коррекционно-развивающего обучения с задержкой психического развития при чтении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

С целью преодоления нарушениями чтения и письма у учащихся начальных классов КРО мною было разработано пособие по различению звонких и глухих парных согласных, которое поможет выполнить коррекционно-логопедическую работу по чтению более целенаправленно и результативно. Предлагаемое пособие представлено комплексом слоговых таблиц по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, направленных на автоматизацию навыка правильного чтения и профилактику нарушений письменной речи учащихся.

Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухопроизносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. Сначала отрабатываются слоги, включающие парные звонкие и глухие согласные с твердым звучанием, затем - с мягкими вариантами произношения. Исключения - слоговые таблицы с твердыми парными согласными звуками ж-ш.

Методическая разработка будет полезна в работе учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям учащихся.

Коррекционные упражнения

  • Чтение слогов с акцентом на громкости-тихости голоса. (Слоги со звонкими согласными звуками читаем громко, с глухими согласными звуками - тихо)
  • Подчеркивание слогов со звонкими согласными звуками двумя чертами, с глухими - одной чертой)
  • Нахождение заданного учителем слога
  • Чтение наоборот: замена слога на оппозиционный
  • Придумывание слов, содержащих данные слоги
  • Определение места слога в придуманных словах
  • Списывание слогов
  • Запись слогов на слух

Слоговые таблицы

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

Минобразования Чувашии

Конспект подгруппового

логопедического занятия

для учащихся 4 класса

Подготовила

учитель-логопед

М.Л.Фадеева

Чебоксары 2014

Тема:

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;

Коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,

Коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;

2. Образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

Закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,

Учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!

    Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной,

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок - лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!

    Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.

Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите мне это - …?

Волк. –

Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…?

Лиса. –

Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;

Цветы: колокольчики и ромашки;

Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодцы, вы справилась с заданием.

Задание 5.

Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.

Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?