Гуро комиксы венера милосская. Венера Милосская (Aphrodite, Venus de Milo). Скульптура может быть копией

Изначально создателем Венеры Милосской считался Пракситель, первый изваявший скульптуру типа «Венера стыдливая». Однако этот мастер жил в IV до н.э., а ряд особенностей, таких как удлиненное повернутое туловище и маленькая грудь, характерен для более позднего периода – конец II, начало I века до н.э. Личность доподлинно так и не была выяснена, но принято считать автором Милосской Александроса (Агесандра) Антиохийского. Именно это имя было указано на постаменте статуи, утерянном позже.

Спрятанная скульптура и алчный крестьянин

Однажды случайной находкой из Греции на острове Милос оказалась статуя богини. По мнению исследователей она провела в плену земли около 2-х тысячелетий, было очевидно, для того чтобы предотвратить уничтожение статуи, ее надежно спрятали от опасности.

Подобные меры безопасности спустя 50 лет пришлось повторить. В 1870 году Венеру Милосскую снова заточили в подземный плен – погреб полицейского здания Парижа. Приближение немцев к столице вынудило пойти на такие меры, уже вскоре полицейская префектура дотла, а статуя, благодаря бдительности работников искусства, осталась неповрежденной.

Но перед этим она достаточно долго пробыла в загоне для коз, куда ее спрятал крестьянин, жаждущий выгоды. Именно здесь античную богиню заметил офицер французской армии – Дюмон-Дюрвиль. Как человек имеющий образование, он не мог не оценить по достоинству шедевр, явно сохранивший свой первоначальный вид практически полностью. Француз без сомнений признал богиню любви и красоты. Вдобавок ко всему, существует много упоминаний о том, что в руках у Венеры было яблоко от Париса.

Объемы Милосской богини практически подходят под современные параметры красоты 90-60-90. Формы статуи 86-69-93 при росте 164 см.

За свою находку крестьянин потребовал нереальную сумму, которой у офицера не было. Однако с помощью дипломатии и уговоров Дюмон-Дюрвиль договорился, чтобы тот не продавал никому скульптуру, пока он не вернется с деньгами. Объяснив ценность подлинного шедевра консулу в Константинополе, офицер добился от него помощи в приобретении скульптуры для музея Франции.

Морское сражение за Венеру Милосскую

С радостной новостью Дюмон-Дюрвиль примчался на Милос, но тут его ожидало разочарование. Жадный крестьянин уже продал статую туркам, сделка был совершена, а античное произведение было упаковано. Однако все же уговоры Дюмона в комплекте с заоблачной суммой сделали свое дело. Упакованная статуя тайно была перегружена на французский корабль.

Турки обнаружили пропажу и не согласились просто так расстаться с ценной находкой. В результате произошло небольшое сражение между французским и турецким судном за право обладать скульптурой богини. Многие считают, что именно в этом противостоянии были утеряны руки Венеры. До сих пор об их местонахождении ничего не известно.

Ежегодно в Лувр приезжают более 6 миллионов человек, желающих посмотреть на безрукую богиню. Более того, 20% из этого числа не посещает другие залы и экспозиции.

Жемчужина Лувра

Афродита Милосская все же осталась в руках у французов. В 1821 году скульптура была определена французским послом в Лувр. Сейчас Венера считается одним из главных экспонатов музея и находится в отдельном зале. Несмотря на щербинки и отсутствие рук, античная богиня предстает перед посетителями Лувра истинным идеалом красоты.

Региональную «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.

Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)


На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.

Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

3D-реконструкция статуи. Источник: wikipedia.org

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Статуя Венеры Милосской: версии

Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.

Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.

Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)


За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.

Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.

Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения. Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.

"Джорджо Вазари во вводной части к "Жизнеописаниям", говоря об искусстве древних времен, рассказывает, как часто мужчины нарушали закон, пробираясь в храмы по ночам и занимаясь любовью с изваяниями Венеры. Утром, входя в святилища, жрецы находили мраморные фигуры запятнанными". Линн Лонер.



Еще одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г. на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трех разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид ее привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух "Венер Милосских". По-видимому, "Венера из Арля" восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя - Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд - Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.

(Aphrodite I en Kipois) - дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия - Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало ее тело. Время создания статуи - 2-я пол. 5 в. до н.э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают ее достаточно откровенно.

Найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса - Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть ее прелесть. Ок. 310 г. до н.э. Хранилась в Риме, но где-то я прочитала, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки - в Ливию, так как этого требовал Кадафи.

Являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало - типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Мазарини - богиню сопровождает дельфин, один из ее атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Сиракузская - статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине . Иногда статую также назвают Venus Landolina по имени обнаружившего ее в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н.э.

Она же "Венера Дойдалсаса" - по имени создавшего ее скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя . Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами - маленьким Эротом, дельфином.

Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) - была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, – древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) – греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.

История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.

Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.

Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.

Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел .

На тему, почему Венера Милосская стоит в Лувре без рук, есть множество шуток, обыгрывающих положение современной женщины, занятой слишком многими делами. Были и предположения, порой довольно смелые, по поводу возможного направления верхних конечностей и их изгиба. Многие скульпторы и художники пытались восстановить их наиболее вероятное положение, но успех оказался весьма спорным. Современному посетителю одного из величайших музеев искусства остается самому гадать, какими были руки Венеры и наслаждаться тем, что осталось от скульптуры.

О названии

Скульптура предположительно изображает греческую богиню любви и красоты Афродиту, которая у римлян носила имя Венеры. Найдена она была на острове Мелос (в другой транскрипции Милос), что в Эгейском море. Почему ее назвали Венерой Милосской, а не Афродитой Мелосской, теперь уже не важно, имя это прижилось, к нему все привыкли, и, как обычно в таких случаях говорят, так уж сложилось исторически.

История находки

Факты таковы. В 1820 году лейтенант французского флота Оливье Воутьер во время стоянки его корабля на якоре в гавани Мелоса решил разнообразить рейдовую скуку поездкой на остров. Там местными жителями время от времени обнаруживались интересные находки, которые можно было приобрести недорого. Офицер заметил, что один из крестьян, разбирая древнюю кладку стены для использования каменных блоков в качестве строительного материала, вроде бы нашел что-то. Изучив предмет, Воутьер понял, что это верхняя часть статуи, изображающей женщину. Он сразу же признал, что находка эта незаурядна и представляет ценность. Начальство, получив рапорт лейтенанта, распорядилось приобрести у крестьянина скульптуру за сравнительно скромную сумму. Венеру тщательно упаковали, в 1821 году привезли во Францию и показали Людовику XVIII, который передал ее в Лувр, где она находится и поныне.

Параметры и возраст статуи

Искусствоведы Лувра отнесли скульптуру к шедеврам греческой классической эпохи. Позднейшие исследования, однако, «омолодили» Венеру, более тщательный анализ манеры и техники исполнения указывал, что она высечена из мрамора позже, примерно за столетие до Рождества Христова, в так называемый эллинистический век. Статуя состоит из двух плотно пригнанных фрагментов, ее высота от головы до ног составляет 6 футов 7 дюймов (чуть более двух метров). Установлен с высокой степенью вероятности и автор скульптуры, это малоизвестный греческий художник по имени Александрос Антиохийский.

Были ли руки?

Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую.

Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко.