Где можно повесить икону. Где установить иконостас и отдельные иконы. Иерархия размещения икон

Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.


Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.


У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.


Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.


Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

Как расположить иконы в доме

Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.


Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что Господа желательно центральное место).


Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.


Иногда в расположены на одной небольшой полочке. Тогда в центре можно поставить иконы Господа и Богородицы, а уже по краям располагать иконы ангела и святых.

Видео по теме

В последние годы все больше людей приходит к Господу. К сожалению, долгие десятилетия атеизма оставили большое белое пятно в духовном образовании многих поколений. Поэтому наши современники часто затрудняются в простейших вопросах веры, или, по незнанию, совершают ошибки в отправлении духовных ритуалов. Это касается и того, как многие из нас составляют домашний иконостас.

Вам понадобится

  • В каком же месте нужно расположить иконостас Канонически – желательно на востоке, а исходя из реального положения вещей современной жизни – таким образом, чтобы вам было удобно и комфортно молиться, чтобы места было достаточно и оно было спокойным.

Инструкция

Еще одно «категорическое» правило – ни в коем случае нельзя располагать иконы рядом с плакатами и фотографиями идолов сегодняшнего времени – политиков, рок-музыкантов, секс-символов. Если вы хотите украсить свой домашний иконостас, сделайте это при помощи живых, свежих цветов или полотенец.

Обязательно должны быть иконы Спасителя и Божьей Матери. Также в особо почитается святитель Николай Чудотворец, и его образ очень часто встречается в православных семьях. Если в вашем доме достаточно места, вы можете дополнить иконостас именной иконой, иконами святых, к которым вы часто обращаетесь с молитвой, изображениями великих святых земли российской и святых, почитаемых в местности, где вы проживаете.

Для домашней божницы правила размещения икон не такие строгие, как для , но все же они существуют.

Для начала посмотрите на иконостас: если у вас возникает желание что-то изменить, переставить, перевесить, значит нужно это сделать, иначе эта внутренняя неудовлетворенность будет вас отвлекать во время молитвы.

При расположении икон в домашнем иконостасе действуют те же принципы, что и в церковном.
Центральное место занимает икона Спасителя, зачастую она и самая большая по размеру. Рядом с образом Христа размещают образ Богородицы с Младенцем.
Если вы стоите лицом к , то икона Спасителя будет справа от вас, а икона Богородицы слева. Это две , основные иконы, они должны быть обязательно в каждом православном доме, и выше них можно поместить только икону Святой Троицы или икону "Тайная вечеря".

Если у вас все же возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться за разъяснением или советом в церковь к священнику, и батюшка всегда вам поможет и разрешит все ваши сомнения.

Обратите внимание

Не забывайте, что при расположении икон существует принцип иерархии: например, не стоит помещать икону святого, которого почитают в вашем регионе над иконой Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, апостолов.

Полезный совет

Если икона по разным причинам пришла в негодность и ее уже нельзя отреставрировать, ни в коем случае не выбрасывайте ее – отнесите икону в церковь. В крайнем случае, вы можете ее сжечь, а пепел закопать в тихом месте, например, в саду или на кладбище.

Источники:

  • Благовещение, библиотека православного христианина

Для того чтобы сделать иконостас , вам потребуются иконы, освещенные в церкви. Среди икон обязательно должна быть икона с образом Спасителя, Божьей Матери, Троицы и Ангела Хранителя. Можно также приобрести именные иконы и иконы с ликом Святых. В центре должен быть образ Спасителя, а справа от него Божья Матерь.

Инструкция

Третий ряд – «праздничный». На нем иконы с изображением Благовещения, Рождество Христово, Преображение, Распятие и др.

Четвертый ряд – «пророческий». В центре расположите Богоматерь с младенцем на троне, по сторонам пророков.
Пятый ряд - «праотеческий». В центре - "Ветхозаветная Троица", по сторонам праотцы. Может быть и больше рядов – всё на ваше усмотрение.

Рано или поздно, у большинства православных людей появляется желание сделать свой небольшой уголок для молитв. К созданию домашнего иконостаса надо подходить обдуманно. Просто хаотично установить иконы нельзя. Нужно соблюдать несколько несложных правил.

Вам понадобится

  • Икона Иисуса Христа
  • Икона Богоматери
  • Другие иконы, по желанию.

Инструкция

Количество икон в домашнем иконостасе должно быть не менее двух. Лучше всего, если это будут образы Иисуса Христа и Богоматери. Эти иконы обязательно должны присутствовать в каждом доме. Помимо этих икон, неплохо было бы держать образ святых, в честь которых названы жильцы дома, а также образы местночтимых святых. Необходимо заметить, что икону Николая Чудотворца почитают наравне с ликом Спасителя и Божьей Матери, а присутствует она в каждой православной семье. Располагая , следует руководствоваться принципом иерархии. Сверху всегда должны быть образы Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери. Икона Богоматери должна стоять слева от иконы Господа.

Если у вас есть писанные и распечатанные иконы, отдайте предпочтение первым. Благодаря духовной связи иконописца, созданная им икона ценится гораздо выше чем любая фабричная.

Оформление икон украшениями. Зачастую иконы помещают в так называемые киоты (их украшают басмой, как это делают во многих церквях). Очень часто встречается отделка ризой. Также иконы могут украшаться живыми цветами. На праздники Пятидесятницы и Святой Троицы иконостас украшают веточками березы, как символ процветающей Церкви. Большие иконы обрамляют белыми или вышитыми полотенцами.

Выбор места для икон в доме. Пришествие Христово ожидается с востока, потому молиться следует лицом к нему. Соответственно, иконостас должен находиться именно в этой стороне, желательно в углу. При расположении дома вне восточной стороны, красный угол можно обустроить, ориентируясь на ближайшую церковь. Если же на востоке находятся проход и окна, то можно установить иконостас на любой стене жилища, ведь в церкви иконы расположены на всех стенах. Необходимо лишь соблюдать некоторое расстояние перед иконами, чтобы чувствовалась полная свобода и раскрытость в молитве. Подле икон нельзя ставить технику и предметы интерьера, символизирующие мир.

Видео по теме

Обратите внимание

Вверху всегда должна быть икона святой Троицы. Перед иконами недопустимы ссоры, недостойное поведение, скандалы. Домашний иконостас желательно увенчать крестом. Кресты также помещают на косяках дверей. Если икона или церковная утварь пришли в негодность, их ни в коем случае нельзя просто выбросить.

Полезный совет

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

Источники:

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
  • иконостас в квартире

Каждый дом - маленький храм. И в нем должен быть свой иконостас . Но повесить иконы просто так, чтобы было красиво, нельзя. Есть определенные правила размещения святынь в помещении.

Вам понадобится

  • - лист ватмана;
  • - фломастеры;
  • - клей;
  • - иконы.

Инструкция

Перед тем, как вешать в доме иконы, освятите помещение. Первый раз это должен делать только служитель церкви. Батюшка обойдет все комнаты, читая молитвы, и окропит стены святой водой. После этого Таинства в доме не должно совершаться греховных дел - пьянства, табакокурения, сквернословия. Иначе обряд придется проводить заново.

Иконы, купленные в сувенирной лавке, нужно обязательно освятить в церкви. Только после этого их можно вешать дома. Святыни, приобретенные в православном храме, повторно освящать не надо.

Крепить иконы нужно на стене, которая выходит на восток или юго-восток. Связано это с тем, что человек молящийся должен быть обращен лицом к той стороне света, где восходит солнце. С той же стороны верующие ожидают второе пришествие Иисуса Христа. Если подходящей поверхности в доме нет - ориентируйте святыни на ближайшую церковь.

Для иконостас а потребуется несколько святынь. Два изображения Спасителя, два - Пресвятой Богородицы, икона Благовещения Пресвятой Богородице, иконы Иоана Предчети, почитаемых святых и двунадесятых праздников.

Возьмите лис ватмана и нарисуйте в центре Царские врата (двери, через которые Иисус Христос невидимо проходит в Святых Дарах). На них прикрепите икону Благовещения Пресвятой Богородице. Справа от святых дверей повесьте лик Спасителя, слева - Пресвятой Богородицы. Это основной, средний ряд иконостас а.

Праздничным называется ряд святынь, расположенный над Царскими вратами. Разместите там иконы двунадесятых праздников.

Деисусный чин - самый верхний ряд икон. В центре прикрепите большое изображение Спасителя. Справа и слева от него - лики Богородицы и Иоана Предчети.

В самой нижней части иконостас а изобразите Честный и Животворящий крест Господен. Его можно вырезать из церковного календаря и приклеить. Или нарисовать самостоятельно фломастером.

Видео по теме

Иконы – произведения искусства и не только, через них можно обращаться к Богу с молитвами, просьбами, искать помощи и утешения. Поэтому очень важно расположить их в правильном порядке, сделав свой домашний иконостас , который станет защитником дома и его обитателей.

Инструкция

Выберите для домашнего иконостас а восточную стену дома. Если это затруднительно, иконы можно разместить в любом легкодоступном месте, где могут собраться для молитвы несколько человек.

Традиционно домашние иконостас ы обрамляют вышитыми вручную полотенцами. Можно повесить рядом изображения храмов, умиротворяющих пейзажей и виды Святой Земли.

Обратите внимание, что иконы лучше располагать на твердой поверхности, а не их на стену. Раньше иконостас было принято размещать в специальном шкафчике – киоте. Его может заменить обычная книжная полка. Главное – чтобы книги на ней стояли только богословские.

Для домашнего иконостас а обязательны изображения Богородицы и Спасителя. Следует приобрести иконы своих святых (именами которых члены семьи) и особо почитаемого Николая Чудотворца, который является заступником детей, матерей, незаслуженно обиженных, а также больных, узников и путников.

Если хотите создать полный иконостас , то надо его дополнить изображениями святых евангелистов, пророка Илии, Архангелов Гавриила и Михаила, святого Иоанна Предтечи, Пантелеймона и иконами, посвященными церковным праздникам.

Существует несколько строгих правил по расположению икон в домашнем иконостас е, которых следует придерживаться. Расположите по центру изображение Спасителя (она по размеру должна быть самой большой). Слева разместите Богородицу с младенцем, как это принято в классическом иконостас е. Выше можно расположить только Распятие или икону Святой Троицы. Остальные расположите чуть ниже или по бокам основных икон. Весь иконостас принято венчать крестом.

Обратите внимание

Если какая-либо икона пришла в негодность, ее надо отнести в церковь, но ни в коем случае не выбрасывать.

В каждом православном доме почетное место должно уделяться иконам, независимо от статуса и состояния семьи. Это может быть скромная полочка или даже целый иконостас. Расположение икон в помещении не является случайным, красный угол должен располагаться в определенном месте, чтобы домочадцы могли обратить мысли к Богу и направить благие помыслы к небесам.

Инструкция

Следует знать, в каком месте должны располагаться иконы в квартире . При обращении человека с молитвой он должен становиться лицом на восток. Следуя данному обычаю, восточная стена комнаты является правильным местом для расположения икон. Однако не всегда планировка квартиры может позволить это сделать, так как на восточной стороне могут размещаться окна. Не ставьте икону рядом с окном и батареей, это приведет к ее порче из-за жара и сквозняков.

Нет ничего страшного, если вы расположите иконы в другом месте комнаты, так как искренняя молитва все равно будет услышана, независимо от того, в каком месте висит святой образ. Перед иконой должно быть достаточно свободного места, чтобы молящиеся могли погрузиться в свои мысли и просьбы, не отвлекаясь при этом на тесноту и неудобства.

Рядом с иконами не должно быть светских книг, телевизора, плакатов, статуэток, календарей и картин. Перед иконами поставьте или подвесьте лампадку. Образ Господа Бога должен находиться в вещественном сиянии света и напоминать вам о его свете на небесах. Зажигайте лампаду во время молитвы и в канун праздников. В воскресные дни и божественные праздники оставляйте ее гореть в течение всего дня.

Расположите мерную икону у изголовья кровати, чтобы хранить и беречь покой спящего, наполняя его чистыми помыслами. Икона может располагаться и в прихожей над входом в дом, и в гостиной, и даже на кухне (чтобы можно было помолиться перед приемом пищи или после него). Повесьте иконку Ангела-Хранителя в детской комнатке, она будет оберегать ваше любимое чадо.

Запомните, не следует вешать иконы святых выше, чем образ Богородицы с младенцем на руках и Спасителя. Выше них можно расположить лишь Святую Троицу. Икона Спасителя должна располагаться справа от человека молящегося, соответственно Богородица слева. Изображения остальных святых следует расположить ниже, при этом соблюдая иерархию.

Церковные традиции передаются из века в век, несмотря на некоторую затерянность их во времени, и сегодня, как и раньше, мир пуст и немыслим без приобщения к Богу. Для многих из нас посещение храма уже давно вошло в обычай и является великой благостью и умиротворением. Единение с Богом во время службы люди получают через молитву и зримый духовный контакт со Святынями и ликами чудотворцев. Молитва очищает сердце, врачует душу, окрыляя верой и даря благую радость.

Дом, где есть уголок с иконами всегда будет чист и оберегаем от всякой нечисти и зла. Но, как и где лучше располагать лики Святых в обычной квартире и какое место будет для чтения молитв самым подходящим? Ответы на вопросы столь щепетильного характера отточены веками. Оказывается, существуют православные каноны, требующие строгого соблюдения традиций и тщательного подхода к деталям.

Красный угол в доме

Икона по-прежнему является важной, ценной, семейной реликвией, которую трепетно оберегают и почитают. У каждого истинно верующего человека в доме существует «чистое» место — Красный угол. Другие названия свято охраняемого места — Красивый угол, Божница, Передний или Святой угол — так обычно называют укромное место, где можно преклонить колени и обратиться к Святым с молитвой в утренние и вечерние часы.

При строительстве храмов испокон веков алтарь устанавливали там, где восходит солнце. Именно восточная сторона символически приближает нас к духовному олицетворению, то есть к Богу. Но в городских квартирах не всегда получается установить иконы согласно всем православным правилам, поэтому за основу берут другое направление, отказавшись от традиционной теории. Почетное место для иконостаса в большинстве случаев определяют векторной диагональю от входной комнатной двери по направлению к дальнему углу комнаты. Пространство, где создан Красный угол должно быть свободным, чтобы вся семья могла обратиться с молитвой к Всевышнему и выразить свое благоговение перед ликами Спасителя и его помощников.

Какими иконами украшают иконостас?

Не стоит стремиться заполнять главный иконостас в квартире множеством Святых образов. В центральной зоне дома: гостиной или холле лучше оставить три главные значимые и почитаемые иконы: Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святой Троицы.

Важно соблюдать тенденцию религиозной иерархии. Согласно устоявшимся канонам лик Спасителя всегда располагают справа, а Божьей Матери слева. На ступень выше можно установить только икону Святой Троицы.

Расстановка икон должна выглядеть аккуратной и гармоничной. Хорошо, если все иконы будут единого размера и выдержаны в одном стилевом решении. Увенчание иконостаса должно быть освящено православным крестом. Количество религиозных ликов, присутствующих в доме не ограничивается, а
главное в этом деле искренность, так как бескорыстная молитва всегда будет услышана. Иконостас можно дополнить другими изображениями святых. В Божницу любят помещать небесные образа
тезоименитых покровителей, Николая Чудотворца, святого великомученика Пантелеимона.

Помимо общей Божницы вполне допустимо располагать иконы в другой жилой зоне: спальне, кухне, детской или прихожей. В столовой или кухне обычно верующие поклоняются иконе Спасителя, чтобы попросить благословения на обеденную трапезу и поблагодарить за хлеб насущный. Многие православные вешают иконы над входной дверью, чтобы в дом не пришла беда. В спальне лики Святых, расположенные у изголовья кровати охраняют покой и сон спящих.

Чтобы оградить от темных сил и недугов незапятнанную душу ребенка нередко в детских комнатах отдают свою силу иконы Ангелов-Хранителей. В целом найти необходимый угол для домашнего богослужения в обустройстве квартиры несложно: главное, относиться к этому процессу с большой верой и любовью. Единственная область, где иконам не место — это санузел и туалет.

Другим, не менее значащим условием по отношению к расположению икон в доме является запрет на их соседство с декоративными и бытовыми элементами. Иконы любят уединение и отсутствие всякой скверны. Церковь осуждает, если рядом с иконостасом будут лежать игрушки, личные фотографии, современные книги, открытки, украшения, бытовая утварь и языческие статуэтки. Напротив же, украшение иконостаса живыми цветами, иконником (специальным вышитым полотенцем), кадилом, свечами, веточками вербы и березы, четками усилит религиозную ауру. В киоте (деревянном шкафчике) помимо изображений святых ликов держатся молитвослов, Евангелие, Псалтирь и освященные в храме предметы и Святая водица.

Основополагающим этапом в обустройстве и формировании домашнего иконостаса станет содержание икон в регулярной чистоте и особой тщательной сохранности, а выражаться это, прежде всего, должно в устранении пыли, чрезмерной влаги и излишней сухости, способной испортить иконы и исказить изображения ликов святых.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

В прошлой статье мы писали о том, какие иконы следует иметь дома, давайте сегодня разберемся, как и где правильно размещать иконы. Сразу отметим, что строгих правил в этом вопросе нет, но есть добрая традиция.

В какой части дома должны быть иконы?

Православные люди на Руси считали, что дом является малой церковью, поэтому в каждой православной семье, как в крестьянской, так и в городской, на самом видном месте жилища располагалась полочка с иконами. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение хозяина дома в обществе. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница . Все убранство горницы велось от красного святого угла.

В.И Суриков Деревенская божница


В старые времена в деревенских избах входная дверь всегда располагалась напротив красного угла, и притолока (брус над дверным проемом) размещалась достаточно низко, из-за этого человек, входя в горницу, как бы невольно кланялся святым иконам. Красный угол (как и алтарь в православном храме) располагался всегда на восточной стороне. Преподобный Иоанн Дамаскин в своих трудах так разъяснил значение этого обычая: в Священном Писании Христос называется «Солнцем Правды» (Мал. 4, 2) «Востоком свыше» (Лк. 1:78) («посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме» ). Отсюда поклонение Ему и воздание молитв – на восточную сторону света.


Конечно, и сегодня это правило так же актуально, но, поскольку все мы живем в разных условиях, иногда бывает трудно поместить иконы на восточную сторону. Тогда можно расположить иконы там, где вам удобно перед ними помолиться, ведь находясь в каждом уголке своего жилища, мы должны поддерживать молитвенное настроение и быть под защитой.


Какие иконы расположить в помещениях?

Например, в прихожей часто вешают икону над входной дверью, чтобы защитить дом и всех живущих в нем, а также, чтобы у домочадцев была возможность помолиться перед выходом. Обычно это иконы Богородицы: , . Над дверью также часто располагают .


В детской также хорошо бы поместить иконы. Малыш, видя образ с ранних лет, приучается к молитве и находится под надежной защитой. или , в честь которого крещен ребенок, можно расположить в изголовье кроватки или над ней.

Не стоит забывать и про место, где домочадцы принимают пищу. Поэтому в столовой или кухне также будет правильным иметь иконы. Молитву перед трапезой и после вкушения пищи лучше произносить, обратив взгляд на образ.


Как должен выглядеть святой уголок?

Пара слов о том, как устроить святой уголок дома. Где его располагать мы уже разобрались, а вот как он должен выглядеть?

1.Обычно под иконы выделяют отдельную полочку на стене или в шкафу. Полка должна быть выше уровня груди человека, таким образом, наш взгляд будет направлен к иконам снизу вверх.

2.Выше всех икон должны располагаться образы Спасителя (слева), Божьей Матери (справа) и икона Святой Троицы (она может располагаться выше всех или слева от Спасителя). Остальные иконы должны стоять чуть ниже или сбоку.

3. Перед иконами не должны стоять никакие лишние предметы: сувениры, фотографии, личные вещи. Лучше поставить перед иконами лампаду или с освященными свечами, крест. Под иконами в святом углу уместно поместить Евангелие, молитвослов, другие святыни.


Пусть в каждой комнате нашего дома будет икона, чтобы в любой момент мы помнили о Господе, возносили молитвы и были защищены от врагов видимых и невидимых.

Какие правила существуют для правильного (или желательного) расположения икон в обычной квартире. Насколько важна ориентация по сторонам света?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение.