Георгиевский храм на поклонной горе. Алтарь Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Церковь Георгия Победоносца - действующий православный храм Московской епархии, одновременно являющийся и Патриаршим подворьем, не только важный композиционный элемент архитектурного ансамбля Парка Победы на Поклонной горе и одна из его достопримечательностей, но и символ победы русского воинства над неприятелем.

Из истории строительства храма

Святой великомученик Георгий Победоносец на протяжении многих столетий почитается Русской Православной Церковью как покровитель воинов и землепашцев. Именем его освящено множество выстроенных в разные века храмов, расположенных в больших городах и малых селениях страны. А со времен князя Дмитрия Донского св. Георгий считается покровителем столицы России , и самое известное его изображение в виде всадника на коне, поражающего змия копьем, и сейчас украшает герб Российской Федерации, а в самой столице есть несколько церквей с престолами Георгия Победоносца.

В конце минувшего столетия новый Георгиевский храм, выстроенный на территории мемориального комплекса «Парк Победы», расположенного в Западном административном округе Москвы , стал украшением Поклонной горы. Глубоко символично, что именно в Парке Победы, символизирующем победу советского народа над фашизмом, 9 мая 1994 года после торжественного молебна в основание новой церкви Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был заложен первый камень. А уже через год, 6 мая 1995 года, в день памяти св. Георгия Победоносца и в честь 50-летнего юбилея Победы Патриархом Алексием II был совершен чин торжественного освящения храма.

Выстроенный в русском стиле с некоторыми элементами модернизма, Георгиевский храм стал одной из достопримечательностей комплекса. Проект здания храма составил известный советский архитектор Анатолий Полянский, автор главного объекта Парка Победы - К сожалению, свое детище скончавшийся в 1993 году зодчий не увидел, но его интересное решение сделало храм уникальным памятником симбиоза двух архитектурных стилей, без ущерба для себя дополняющих друг друга, что выразилось, наряду с соблюдением канонов возведения православных храмов, в отсутствии присущих русскому стилю мелких декоративных украшений и чрезмерной укрупненностью и лаконичностью деталей, характерных для модернизма.

Стройность и устремленность вверх придают храму высокие остекленные прясла четверика с арочными членениями и полукруглыми закомарами, изящная, почти во всю высоту восточного прясла стены апсида и прорезанный узкими окнами барабан, декорированный в верхней части и увенчанный луковичной главой с крестом. Уникальной особенностью внешнего оформления храма является отсутствие угловых закомар, обилие современных конструкций, выделяющих и подчеркивающих основной объем, а также бронзовые барельефы, украсившие фасады и мозаичные иконы, оформившие звонницу.

Над созданием барельефов работал известный скульптор Зураб Церетели, расположивший на северном фасаде храма скульптурное изображение Богоматери «Знамение», на западном - Георгия Победоносца, а на южном - Спаса Нерукотворного. Дополняет барельефы мозаичная композиция «Деисус», выложенная художником-монументалистом Евгением Ключаревым на западном фасаде звонницы.

Внутреннее убранство храма сверкает великолепием. Трехъярусный иконостас, выполненный на художественно-производственном предприятии «Софрино», украшают 48 больших и малых икон, созданных талантливым изографом Александром Чашкиным. Большое паникадило, иконы с лампадами, хоругви с изображениями святых довершают общую картину.

Спустя восемь лет после возведения храма стены и своды украсила роспись, в сюжетах которой, помимо традиционных, отражены святые образы Новомучеников Российских. В северном крыле храма художники написали образы невинно убиенных членов семьи Николая II и священномучеников, в южном - мучеников первых столетий христианства, в центре - воинов, защищавших не только веру, но и Отечество, в западном - изображения Дмитрия Донского, Александра Невского , Ильи Муромца, Федора Ушакова и других воинов.

Строительство храма стало возможным благодаря выделенным из бюджета Москвы средствам, а самое деятельное участие в процессе его возведения и благоустройства принимал Юрий Лужков, занимавший в те годы пост мера города. Именно Ю. Лужков, совершивший в 1997 году деловую поездку в Иерусалим, встретился там с Патриархом Диодором, который передал в дар Москве частичку мощей св. великомученика Георгия, в ноябре 1998 года перенесенную в Георгиевский храм и с тех пор хранящуюся у алтаря в раке под резной позолоченной сенью.

Несмотря на то, что Георгиевский храм существует относительно недолго, у него уже появились свои традиции. В нем ежедневно служатся благодарственные молебны и поминаются погибшие на полях сражений воины, а также принимают присягу воспитанники и кадеты московских военных училищ и военнослужащие.

На территории мемориального музея Отечественной войны 1812 года «Кутузовская изба» в Филях есть действующий храм-часовня Архистратига Михаила, приписанный к церкви Георгия Победоносца. Действует при церкви воскресная школа для детей, а настоятель церкви протоиерей Серафим Недосекин с прихожанами духовно опекаются воспитанниками психоневрологического интерната.

Георгия Победоносца на Поклонной горе стал не просто частью, а одной из достопримечательностей мемориального комплекса в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Камень в основание храма 9 мая 1994 г. заложил Патриарх Всея Руси Алексий II.

Датой открытия комплекса должно было стать 9 мая 1995г. – День 50-летия Победы, поэтому строительство велось в рекордно сжатые сроки (для того, чтобы успеть, купол монтировали прямо на земле одновременно с другими строительными работами, а потом уже водружали на готовый остов храма), и уже 6 мая 1995 г. – в День памяти св. вмч. Георгия – Патриарх Алексий II освятил новый , отделка которого еще продолжалась некоторое время.

Барельеф св.вмч. Георгия Победоносца на фасаде

Святой Георгий Победоносец всегда особо почитался на Руси как покровитель воинов, многие полководцы Руси обращались к нему с молитвой за помощью. Образ святого – Георгий Победоносец убивает змею – часто изображался на гербах и штандартах русских князей, есть он и на гербе г. Москвы.

06.05.2005
Патриаршее богослужение

Георгия Победоносца на Поклонной горе проектировался известным архитектором А.Т. Полянским, что вызвало множество негатива и критики, поскольку коллеги считали его «придворным архитектором коммунистического режима». Тем не менее, проект был принят и осуществлен, правда, уже после смерти автора (умер 07.06.1993) и с некоторыми изменениями.

Полянский стремился при соблюдении основных канонов храмового зодчества создать нечто совершенно новое, поэтому, несмотря на то, что храм построен как бы в русском стиле, он имеет множество деталей, свойственных модернизму и чуждых православному восприятию. Это и отсутствие мелких архитектурных украшений, и лаконичность и вместе с тем крупность деталей, подчеркнутость использования современных конструкций и материалов.

Иконостас работы
А. Чашкина

Стремясь усилить динамичность и воздушность здания, добавить храму «стройности», архитектор несколько «переусердствовал». Так, в результате отказа от угловых закомар в силуэте храма словно обрубленными оказались «плечи», что несколько «режет глаз». Да и объемные барельефные композиции на фасаде не соответствуют церковному канону: в православии редко можно встретить скульптурные изображения Христа, Богородицы или святых, это скорее характерно для католицизма. Тем не менее, именно гигантские барельефы работы З. Церители и З. Анджапаридзе украшают фасады храма.

Мозаика Деисус
работы Е. Ключарева
на звоннице

К модернистским тенденциям можно отнести и использование остекления больших участков стен, благодаря чему храм изнутри залит естественным светом. Фасады помимо бронзовых барельефов украшены также и большими мозаичными иконами, выполненными художником Е. Ключаревым. Иконостас исполнен известным современным иконописцем А. Чашкиным.

Главной святыней храма на Поклонной горе считается частица мощей великомученика Георгия, полученная в дар от Патриарха Иерусалима Диодора в 1998 г.

Несмотря на свою «молодость», храм Георгия Победоносца уже имеет свои установившиеся традиции: здесь принимают присягу кадеты и воспитанники военных училищ Москвы и военнослужащие, поминаются погибшие воины и совершаются благодарственные молебны. Приходская община храма окормляет детский психоневрологический интернат.

С незапамятных времён сложилась на православной Руси традиция воздвигать храмы для напоминания потомкам о славных вехах истории. Строились они в благодарность Богу за Его неотступную помощь и в назидание юношеству, которому ещё предстоит эту историю создавать. Традиция жива и в наши дни. Её продолжением стал храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, увековечивший память всех, кто не вернулся с войны.

На протяжении многовековой истории российского православия этот святой покровительствовал российским ратникам и земледельцам, то есть тем, без кого жизнь народа невозможна. В его честь по всей необъятной Руси строились и освящались многочисленные храмы. С конца XIV века он сделался молитвенником о нашей столице пред Престолом Божьим.

В наши дни герб России и герб Москвы украшены изображением святого Георгия. На них он представлен в своём традиционном облике — всадник, поражающий копьём змия. Задолго до того, как появился храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, указанием Московского Патриархата были освящены в честь Георгия Победоносца престолы нескольких московских церквей. В них собираются все, кто желает поклониться этому защитнику российской земли.

Возведение храма

В соответствии с планом подготовки к празднованию пятидесятилетия Победы было решено возвести храм — памятник, являющийся украшением Поклонной горы. Трудно представить более удачное место для реализации этого проекта. За год до намеченных торжеств совершилась торжественная закладка здания.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе строился необыкновенно быстрыми темпами и ровно через год был освящён. Автором проекта был известный в советское время архитектор А. Полянский. Многим он памятен по своей наиболее известной работе? зданию музея ВОВ. Как ни прискорбно, но, создав замечательный проект, автор так и не увидел его воплощения. Зодчий ушёл из жизни в 1993 году. Храм стал его посмертным памятником.

Авторы художественного оформления храма

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе представляет собой весьма оригинальное архитектурное решение. В нём одновременно, без ущерба друг для друга, воплотились классические элементы и черты модернизма. Подобная тенденция заметна в обликах многих современных храмов, строительство которых развернулось в последние годы, но в данном случае она получила наиболее яркое воплощение. Несомненно, её дальнейшее развитие подтолкнет к созданию новых интересных проектов.

На стенах храма были установлены бронзовые барельефы, автором которых стал З. Церетели. Они придают общему виду храма выразительность и одухотворённость. На западном фасаде звонницы установлено мозаичное панно «Деисус». Выложено оно также известным мастером Евгением Ключарёвым. Эти изображения так же, как всё здание в целом, носят на себе отпечаток слияния современных художественных течений с традиционными, утвердившимися в веках канонами христианского искусства.

Не оставляет равнодушными посетителей храма и его внутреннее убранство, главным элементом которого является созданный на производственном объединении «Софрино» трёхъярусный иконостас, состоящий из сорока восьми икон различного размера. Все они написаны московским изографом Александром Чашкиным. Внутренняя роспись, выполненная через восемь лет, включает в себя, кроме традиционных для православного храма сюжетов, образы новомучеников российских, пострадавших в годы репрессий.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе: расписание богослужений и адрес

Несомненно, столица приобрела ещё одну яркую достопримечательность. Но не только прекрасным художественным оформлением знаменит храм на Поклонной горе. Мощи Георгия Победоносца являются его драгоценной святыней. С тех пор как они стали достоянием храма, к ним не иссякает поток паломников. До того как попасть в Москву, они длительное время находились в Иерусалиме, и существует немало записей, свидетельствующих об их чудотворности. В настоящее время к ним открыт свободный доступ для всех желающих помолиться перед ними.

Уже два десятка лет каждое утро открывает двери для своих прихожан Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Расписание совершаемых в нём богослужений информирует посетителей храма о том, что начинаются они в 9 утра с чтения часов, а затем в 10 следует литургия. Вечерние службы продолжаются обычно с 17 до 19 часов, после чего храм закрывается. Всем, кто собирается впервые посетить его, сообщаем адрес: Москва, Поклонная гора, храм Георгия Победоносца. Вам его укажет каждый москвич.

Алтарь-святое место, где на престоле полагается антиминс с изображением Плащаницы и частицей мощей святого угодника. На антиминсе совершается Божественная литургия. Во время ее священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.

«Божественная Литургия, совершаемая в Алтаре Победы, есть вершина и средоточие всего христианства, есть полнота и завершение всех прочих богослужений, и если кто дошел до этой вершины и жил ею, то значит, дошел до вершины церковной жизни» — писал выдающийся богослов, иерарх XX столетия митрополит Вениамин Федченков в книге «Строй православного богослужения».

Когда к 50-летию Победы на Поклонной горе возводился мемориальный комплекс – вокруг шло много споров и толков. Удивлял необычный проект Зураба Церетели – статуя языческой богини, летящей в воздухе, настораживало соседство храмов разных конфессий.

И что же? Время расставило все на свои места. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия встал над Москвой как страж, как воин в шлеме, как негасимая свеча народной памяти. Сюда приходят ветераны – правда, поток их, из года в год, по естественным причинам редеет. Согбенные старики с рядами звенящих медалей на лацканах потертых пиджаков, женщины, на скорбных лицах которых застыла неизгладимая печать увиденного, неловко крестятся, молятся, беззвучно шевеля губами. Поминают павших друзей. Молят Бога о здравии уцелевших. Храм стал настолько нужным, что странно вспомнить: а ведь когда-то его не было!

Как возводилась святыня Победы?

Настоятель храма на Поклонной горе – протоиерей Сергий Суздальцев. Седовласый пастырь с громким голосом, величественной осанкой священнодействует уже сорок восемь лет. Мы встретились с батюшкой в другом его храме, Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Маленькая уютная церковь никогда не закрывалась. Прежде здесь стояла деревянная, которая погибла в 1811 году от пожара. На пепелище выстроили каменный Троицкий храм, который стоит и поныне. Именно здесь, во время наполеоновского нашествия, молились Кутузов и Багратион. Промыслительно, что отцу Сергию суждено было возглавить воинский храм на Поклонной горе, возникший, точно росток от возмужалого древа. У духовного мира – свои законы.

— Батюшка, расскажите о себе, — прошу я отца Сергия. — Откуда Вы родом? Какова предыстория Вашего служения в храме Победы?

— Родился я в Воронежской области, в селе под Борисоглебском. Мои родители-не духовного звания, простые миряне, но искренне верующие. С отроческих лет полюбил церковь. Надо помнить, какие это времена были! Храм у нас в селе был открыт-как и все, во время войны. Но в 1967 году, когда шли хрущевские гонения на Церковь, его закрыли опять. Но во времена моего детства до этого было далеко. Я прислуживал в алтаре батюшке, отцу Василию. Прекрасный священник, был в заключении в общей сложности 15 лет. За посещение храма меня в школе осыпали насмешками, дразнили «попенком». Школу я закончил в 1951 году. Школьный учитель, бывший священник отец Иаков Лисицкий дал мне характеристику для поступления в Духовную семинарию. Учился усердно, многое пришлось догонять: был из многодетной семьи, учился во время войны, в сельской школе. Все время проводил в семинарии, часто ходил в храм, чтобы помолиться у мощей Преподобного. Во время учебы в 4-м классе был призван в армию. Направили меня в Абхазию, в Новый Афон. За безупречную политическую и боевую подготовку был награжден похвальной грамотой. Службу в армии закончил в звании ефрейтора. Потом вернулся под крыло преподобного Сергия. Закончил семинарию, затем Духовную академию…
Шесть лет будущий пастырь служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. В 1957 г. женился и был рукоположен во диакона. Диаконом служил в Ново-Девичьем, в Успенской церкви, с архиереями: Высокопреосвященными митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, покойным митрополитом Николаем (Кутеповым). В 1961 – закончил учебу в Академии и рукоположен в 1965 г. Отцу Сергию приходилось служить в таких известных московских храмах, как Николы в Хамовниках, Николы в Кузнецах, где настоятельствовал знаменитый протоиерей Всеволод Шпиллер.

Молодой священник обнаружил административные способности. И Церковь ставила его на ответственные послушания, которые он прилежно нес. В течение 13 лет отец Сергий был секретарем Пенсионного комитета Патриархии, затем – известного ХОЗУ. Руководил завершением строительства церковного завода в Софрино: «на мне было завершение пуско-наладочных работ и переселение из Москвы всех рабочих», — вспоминает он. В 1982 г. он был назначен настоятелем Троицкой церкви на Воробьевке. Кроме того, с 80-х гг. отцу Сергию неоднократно приходилось выезжать за границу. Приходилось бывать в ФРГ, Франции, Норвегии, Греции, Израиле, Венгрии, Австралии. Около трех лет, с 1985 по 1987 гг. он являлся настоятелем «представительского» Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который под его руководством был отремонтирован. По возвращении – новое послушание: привести в богослужебное состояние московский храм Мартина Исповедника на Таганке. И это было выполнено.

Через два года после этого вышло Постановление правительства Москвы о строительстве памятника к 50-летию Победы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на Поклонной горе – месте, откуда Наполеон взирал на столицу, из которой потом был вынужден бежать, бросая свое незадачливое войско – был заложен храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Отец Сергий в 1993 г. был назначен и.о.настоятеля и консультантом по внутреннему и внешнему убранству.

Выстроили храм очень быстро, «на подъеме» – всего за полтора года. 6 мая 1995 г., в престольный праздник, ко Дню Победы, его освятил Святейший Патриарх.
Мне, сотруднику православной газеты, посчастливилось тогда, десять лет назад, попасть 9 мая на торжественное богослужение. Помню, как Предстоятель Церкви, после службы остановился на пороге, опираясь на посох, щурясь на ярко светившее солнце. К Святейшему подошли, робея от непривычной обстановки, два участника войны. На их одежде сияли ордена и медали. Один приложился к деснице Патриарха, другой, не столь искушенный в тонкостях церковного этикета, просто протянул руку. Ладони бойца и Предстоятеля сошлись в крепком мужском пожатии. Стоявшие в отдалении ветераны, осмелев, потянулись в храм. Тогда он еще был изнутри ослепительно бел. Расписали его только через восемь лет…

В Церкви есть понятие «послушания». Я и не мечтал, что буду назначен сюда. Но, когда поставили — что сказать? Только «Благослови, владыко»,- говорит настоятель.

Мы стоим посреди Георгиевского храма. Отец Сергий протягивает мне роскошно изданный альбом, на обложке которого написано «Алтари Победы». Этот альбом издан к 60-летию Победы и 10-летию храма. На его страницах незабываемые, волнующие моменты истории святыни на Поклонной горе. И – я не видела этого никогда, нигде! – точные, поименные списки работников десятков организаций, принимавших участие в строительстве и убранстве храма. Не забыт ни один маляр, фрезеровщик или водитель автокрана. Храм возводили сотни любящих трудовых рук – а как часто у нас ограничиваются латунной табличкой с названием фирмы, орденом начальнику «за усердие», и забывают обо всех остальных. Вот чему поучиться бы!

Перелистываю страницы альбома. На фото — автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома — десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма – Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий.
Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма.

— В ней отражены православные догматы, — рассказывает отец Сергий. –На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа.

А теперь литургическая «составляющая». В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген – великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все — наши защитники и молитвенники. Дальше – образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону — святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников – слева от вас фреска с изображением Царской семьи.
Храм, — продолжает отец Сергий, — построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах — творение Зураба Константиновича Церетели. «Смоленскую» икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.

— А теперь взгляните сюда, — батюшка распахивает царские врата. Затем выходит и за руку ведет меня на солею. Встаю на то место, где cтоит священник с Чашей во время Святого Причащения, поворачиваюсь лицом к алтарю. В высоте – запрестольный образ Воскресшего Христа. Алтарное пространство пронизано солнечными лучами, и неосязаемый поток, мощный, упругий, несется навстречу. Как солнечный ветер.

Передо мной – Алтарь Победы.

И добавить нечего. Это — на всю жизнь.

Марина ВАСИЛЬЕВА