Литературная гостиная к 9 мая сценарий. Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы. Литературно – музыкальная композиция

Литературно-музыкальная композиция «Прикасаясь сердцем к подвигу»

Музыкальная композиция А.Орлова «Купола России»

Лена Ф: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Коля И: И высочайшей вершиной этого мужества была ВОв

Лена Ф: Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Коля И: Конечно, историки могут скурпулёзно подсчитывать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, количество сожжённых деревень, разрушенных городов…

Лена Ф: Но не могут они рассказать, что чувствовала 7-летняя, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Коля И: О чём думал 10-летний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Лена Ф: Об этом могут рассказать они сами.

Коля И: Те, кто видел эту войну

Лена Ф: Те, кто выжил в ту войну

Коля И: Те, кто ещё живы

Лена Ф: Те, кому 70 лет назад, не было ещё и шестнадцати

Коля И: Те, чьё детство опалено огнём Вов, посвящается

Эля Ш:

Первое взрослое платье надела,

Первые туфли на каблуке.

Ах, этот вальс танцевать так хотела!

Бусы и ленты, рука в руке!

Звучит вальс. На сцене танцуют пары выпускников, девушка и парень в центре – главные герои .(слайд - 21 июня 1941 год, выпускной бал.)

На экране июньское утро (звучит музыка из песни «Поцелуев мост»)

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-ом, в мае…

Игорь С:

Бал выпускной закружил нас с тобою…

Вот и заря в проеме окна!

Эля Ш:

Нет, не заря, это зарево боя!

Это июнь – 22-е,

Год 41-ый – война!

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось!

Нарастающий гул самолетов, взрывы, стрельба. Выпускники пугаются, убегают, на сцене остается 1 юноша. Мальчики переодеваются в форму.

Песня «Священная война». (1 куплет)

Лева М уже в форме:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня

Он пришёл. Вот жизнь моя,

Дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Но настал, наш час, и что он значит

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя – и не могу иначе

Я и Ты – по прежнему – одно.

Женя К:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат…

До свидания мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назал!

Пары прощаются девочки их держат, мальчики отходят в сторону.

Лена Ф: Да, не ожидали, да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей, уже 22 июня.

Карина в образе смерти:

Разорвалась земля от снаряда

Вы не знали, что это – война

А я уже шла с вами рядом

И глядела по сторонам.

Смерть везла на разбитой телеге

И мешала кровавую грязь.

Далеко ещё было до снега,

Был июнь, но морозило вас.

Вы же – дети, ещё пацанята

Но вы в списке моём уже есть!

Смерть не смотрит на возраст солдата

Не взирает на доблесть и честь!

(уходят девочки, переодеваются в санитарную форму).

Денис М :Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом страшном году.

Эля Ш : Война бесцеремонно вторглась в мирную жизнь людей. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.

Стих Дети войны:

Коля И: Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

Девочка: «Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я…»

Коля И: А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

Девочка: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Коля И: Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

Девочка: «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Коля И: Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

Денис : Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений , горя, голода, тяжкого труда, многомиллионных потерянных жизней.

Песня «Легендарный Севастополь »

Эля Ш : Разорённые города и сёла, выжженные нивы, оборванные мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Мальчик: Пропали без вести солдаты,

А доля жён и матерей:

Шагов знакомых у дверей.

У каждого своё везенье,

Хотя и шли в одном строю.

Ты б дал им Господи спасенья –

Пропавшим без вести в бою.

Им силы дал не падать духом,

А перед смертью не страдать.

И не давал поверить слухам,

Что могут Родину продать.

Они ушли и не вернулись,

Но похоронки нет и нет.

И в ожиданье обернулись,

Почти все семь десятков лет.

Их жизнь для нас всего мгновенье,

Но знает каждый, стар и мал,

Что мы в долгу у поколенья

Всех тех, кто без вести пропал.

Пропали без вести солдаты,

А доля жён и матерей:

Ждать, от рассвета до заката,

Шагов знакомых у дверей.

Денис М : Во время войны наряду со взрослыми против фашистских захватчиков сражались дети и подростки. Они стали гвардейцами фронта и тыла: дежурили на крышах домов, предупреждали нападение вражеской авиации, помогали строить оборонительные рубежи, тушили пожары от зажигательных бомб, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, помогали рабочим ковать оружие, производить боеприпасы. Они становились связными и разведчиками, минёрами и военными лётчиками. (слайд - дети военных лет).

Денис М: Дитя сороковых

Лена Ф: Мама, что, скажи мне, происходит?

И что же папа не приходит?

Почему оставил нас

И хлеба с солью не припас?

И почему на небе дым?

На звезды мы зачем глядим?

Ведь все равно их не видать…

Денис М: Но все равно молчала мать.

Лена Ф: Ах, мама, что же ты молчишь

И на меня ты не кричишь?

Ведь я опять в чулочках дырявых,

На моих ножонках вялых.

Почему мой братик спит

И ничего не говорит?

Он двое суток не вставал…

Денис М: Но мамин голос все молчал.

Лена Ф: Ах, мама, что за шум стоит?

И почему наш дом горит?

Зачем бегут все без оглядки?

Зачем же мы играем в прятки?

Скажи хоть слово, умоляю!

Ответишь, тут же умолкаю.

Не буду братику мешать…

Денис М: Но все равно молчала мать.

Лена Ф: И вот что, мама, я хочу.

Чтоб съели мы по калачу,

Кусочек сахара и чаю,

Пока по папе я скучаю.

А если папа не прийдет?

Меня кто на руки возьмет,

Раскрутит так, чтоб укачало?..

Но мама все равно молчала…

Денис М: Не знала девочка, что стала

Сиротой,…ведь мать молчала…

И не удастся больше вновь

Родных почувствовать любовь.

Эля Ш: Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 года более 40 тыс. детей были угнаны в Германию.

Песня «Чайка»

Коля И: Трудно рассказывать о войне. Трудно, потому что она потрясает до глубины души, и руки тянутся сразу ко всем книгам и письмам, и страницы кажутся не просто квадратами бумаги с оттиснутыми типографскими знаками, а теми вырванными из школьных тетрадей листками, теми страничками из комсомольских билетов, теми досками лагерных нар и даже шероховатыми кирпичами, на которых герои оставляли свои последние слова, обращённые к тем, кто останется жить.

Ведущий 1 : Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе.

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя.

Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию. Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучаться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Катя Сусанина. Мое сердце верит: письмо дойдет.

Денис М: В Германии проводили отбор. Кто покрепче – на биржу труда, кто слабый, больной – в концлагерь – на опыты.

На экране кадры жертв из концлагерей под музыку «Бухенвальдский набат»

Эля Ш: Самым зловещим символом зверского облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти. В Бухенвальде уничтожено 56 тыс. человек, в Дахау – 70 тыс. человек, в Маутхаузене – более 112 тыс., в Майданеке – число жертв около полутора миллионов человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.

Денис М: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к победе.

1 ребенок : Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

2 ребенок : Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

1 ребенок : Пламя ударило в небо -

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -

Родина.

2 ребенок : Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но - подымались в рост

Звонкие, как Победа!

Вместе: Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

1 ребенок : Можно убить меня,

Вместе: Нас убить - невозможно!

Мать (Женя Ож).

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нету.

Слетела давно вся пыль с черёмух.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Сын (Лева М)

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после войны,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мам, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Мать (Женя Ож).

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой пусть умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Сын (Лева М).

Ах, мама, другой- ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

ГОВОРЯЩИЕ СТЕНЫ об уже погибших

Минута молчания.

Исаков Н. 5б:

В маленькой ручке цветы у мальчишки.

Он этот букетик на мрамор положит.

Не может войну помнить этот малышка,

Однако забыть её тоже не может.

Как позабыть, если мир подарили

Те, для кого он принёс свой букет.

Цветы возложил мальчик к братской могиле

Людям, планету спасшим от бед.

За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли,

Спокойные сны чтобы видеть могли.

За то, чтобы дети войны не видали,

Бороться обязаны люди земли.

Эля Ш : На трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоёвана победа, победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя нацией господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то до сих пор живёт в сердцах и страшных ночных кошмарах

Дети с «Говорящими стенами» о живых.

Вечная память мёртвым! Вечная слава живым!

Коля И: Спасибо вам за все, отцы и деды!

Лена Ф : Тем, кто врага штыком и пулей брал!

Денис М: И тем, кто, приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал.

ВСЕ: Спасибо Вам за праздник наш счастливый,

За этот трудный и прекрасный день!

Коля И : Спасибо вам, ветераны,

Солдаты минувшей войны,

За ваши тяжёлые раны,

За ваши тревожные сны.

Музыкальная композиция «Спасибо вам, родные наши деды»-хор

Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной на тему: «Только доблесть бессмертно живет», посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

Сценка: стол, накрытый скатертью; у стола девушка пишет письмо. Мелодия песни «Синенький, скромный платочек». 1 куплет.

Ведущий 1: Русские солдаты.... А сколько их было совсем юных, они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победном 45-ом.

Ведущий 2: Сцена прощания юноши и девушки(выходят девочка и мальчик)

Юноша

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет, У всех - один покрой.

У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку-

Противогаз да автомат,

Да фляга на боку..

К.Н.Старшинов

Девушка

Я буду ждать.

Так ждать, чтоб память даже вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Закрыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И.Эренбург.

Юноша

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.(К.Симонов.)

Ведущий 1: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. И возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Ведущий 2 Самым известным стихотворением Симонова из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали.

Ведущий 1 : Цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Некоторые подробности их взаимоотношений в стихах.

«Далекому другу»(выступает ученик)

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре – неясным трепетом огня,

В метели – снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Ведущий 1 : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Ведущий 2 Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 1: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

Ведущий 2: На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Ведущий 1: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий 1: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Ведущий 2 Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Ведущий 1: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Ведущий 2: Третий ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Ведущий 1: О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»(выступает ученик).

Ведущий 2 Солдаты. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, разведке... У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали под Москвой, другие - под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие - до Праги, третьи - до Порт-Артура... Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали, потому что писали письма домой.

Ведущий 1: Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…(выступает ученик)

. Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...

Ведущий 2 Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

стихотворение И. Уткина «На улице полночь…»(выступает ученик)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Ведущий 1: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей…

Звучит песня .

Ведущий 1: : Ничего может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

«Зинка»(выступают 3 ученицы)

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ведущий 1: Сиротство и вдовство – это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»: (рассказывает ученица)

Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Ведущий 2. Искусство и война, любовь и смерть... Какие несовместимые понятия! Но бы­ло именно так... А ещё стихи и песни, музыка и живопись. Художники тоже были на переднем крае. По плакатам можно было проследить историю всей войны.

Рассказ о плакате «Дойдем до Берлина» (рассказывает ученик, показывая на карте)

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Ведущий 1: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Ведущий 2 Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны – выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

(Выступает ученица)

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Ведущий 1: Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Ведущий 2: Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Учитель. Наш разговор об искусстве военных лет подошел к концу. Спасибо за внимание. До скорых встреч.

Литературно­музыкальная гостиная «Мадонны войны»
Цель: знакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны, показать роль
женщины в героической борьбе народа с фашизмом.
Задачи: образовательная – дать представление о жизни девушек, женщин в годы Великой
Отечественной войны, их отношении к фашизму и решимости бороться с ним;
развивающая – чувство эмоционального сопереживания и сострадания к жертвам войны,
гордости за свой народ и его героев;
воспитывающая ­ гражданскую позицию учащихся, патриотизм, бережное отношение к
героической истории Родины, чувство сопричастности к ней.
Оборудование: презентация (компьютер, проектор, экран), фотографии, видеохроника
Великой Отечественной войны, синтезатор
1­й ведущий: Война… Великая Отечественная. Как далека она от нас, сегодняшних
школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем
представить себе, какой ценой завоевана победа.
2­й ведущий: “Война ж совсем не фейерверк, а просто­трудная работа”, ­ писал поэт­
фронтовик Михаил Кульчитский. И эту нечеловечески трудную работу выполняли не
только мужчины, защитники Родины испокон веков, но и женщины, девушки, вчерашние
школьницы.
1­й ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, примеряли белые
выпускные платья, а завтра была война.
Исполняется песня “Ах, война, что ж ты подлая сделала»
Текст песни (Окуджава)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все­таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Чтец 2:
(Звучит стихотворение).
Она была смешлива и легка,
Болтались косы в лентах за плечами,
Ее сестренкой братья величали:
Еще девчонка, мол, не доросла!
Был день ее несложен: хохочи,
Учи уроки, расцветай на воле!
И высоко над ней на волейболе
Взлетали вверх веселые мячи.
Но школа кончена. Война… И вот
Уже ей тесен мир бумажной карты,
И в мир живой она со школьной парты
Идет сестрой в сражение ­ на фронт.
И кладь ее не ручка, не тетрадь,
Не книжки те, которые любила,
Она на плечи юные взвалила
Бойца в крови, чтоб от врага убрать.
И для бойцов, что вновь вернулись в строй,
Чье сердце билось тихо и устало,
Она теперь родной и близкой стала ­
Не маленькой сестренкой, а сестрой.
Письма, воспоминания. Под минусовку
Женя Руднева спокойно улыбнулась мне и села. Тонкая шея в широком вырезе
гимнастерки. Строгий взгляд серо­голубых глаз, тугая, светлая коса. Слегка нагнув голову
и глядя на себя в зеркало, Женя стала неторопливо расплетать толстую косу. Она делала
это с таким серьезным выражением и так сосредоточенно, словно от этого зависело все ее
будущее. Наконец по плечам рассыпались золотистые волосы. Неужели они сейчас на пол,
эти чудесные волосы? Защелкали ножницы – неумолимо и решительно. Справа и слева от
меня неслышно, как снег, падали пряди и кольца.. Весь пол был покрыт ими. И мягко
ступали сапоги по этому ковру из девичьих волос. Кто­то втихомолку плакал за дверью, но
приказ есть приказ. Да и зачем солдату косы?

(Из воспоминании Героя Советского Союза. Н. Кравцовой.)
Чтец 3:
(Звучит стихотворение.)
Славянка.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.
(Ю. Друнина.)
Ведущий: Медсестре Вере Чуриной двадцать лет, а в батальоне все ее звали уважительно,
как зовут учительницу в школе. Сколько здоровенных мужиков выволакивала с поля боя
эта маленькая сероглазая женщина! После тяжелого ранения и операции она писала из
госпиталя: “Самое страшное для меня – это не смерть… Нет, самое страшное – это то, что
больше не быть с вами, в санбат меня теперь не возьмут, не подхожу я по состоянию
здоровья.
(Из записных книжек поэта – фронтовика М. Матусовского.)
Чтец 4:
(Звучит стихотворение).
Только что пришла с передовой.
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь,
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: “Молодей сестра!” ­
Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя: ­
Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою. (Ю. Друнина.)
(Звучит песня «Фронтовой санбат»)
Текст песни
1. Легкий школьный вальс
Тоже был у нас..
У него судьба была такая:
Помню, как сейчас,
Наш десятый класс
Закружила вьюга фронтовая.
2. Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног,
­ Мы с тобой, сестра, еще станцуем.
3. А сестра ­ как мел...
Вдруг запела вальс...
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем
­ Это я для вас, ­
А слеза катилась на улыбку...
4. Сколько лет прошло,
Не могу забыть
Тот мотив, который пелся с болью.
Сколько лет прошло...
Не могу забыть
Мужество солдатское и волю.
Ведущий: Лазареты, госпитали, медсанбаты. Сколько сил и душевного тепла отдали вы,
мадонны войны, чтобы облегчить участь раненых, принять их боль на себя. “Миленький,
родной, потерпи, сейчас будет легче,” ­ эти слова как молитва. А как написать родным, что
тот, кого они так ждут, уже не вернется. И, сжав зубы и не сдерживая слез, писали, писали,
писали святую ложь.
Чтец 1:
(Звучит стихотворение.)

Я пишу и слышу скрип полозьев…
Вновь плывут носилки на порог.
Не пойму – в чернила или слезы
Я макаю жесткое перо.
“…Жёнке испиши про все, как было,
Что проклятый фриц ударил с тыла,
Что полег в болотах первый взвод…
Напиши, пусть счастливо живет…
Напиши, что дожил до покрова.
Поклонись родне… Вот так­то, брат”.
То ли ветер мечется по кровле,
То ли задыхается солдат…
Я пишу, а пальцы посинели,
Веки тяжелеют, как назло.
Наяву мне видится, во сне ли
Снегом занесенное село.
Статная, лихая молодайка –
Очи – пара родниковых струй –
К почтальону подлетает: “Дай­ка!”
Тот взмахнул конвертом: “Потанцуй!”…
Я пишу, придумывая краски,
Про заснеженный и чистый дом.
Ель в снегу, как в марлевой повязке
Замерла в молчанье под окном.
Вспоминать и горько, и не ловко
Про неправду тех далеких дней…
Я пишу прилежно, пот диктовку
Жалости девчоночьей своей.
И не забываю поклониться.
И перечисляю имена…
Я писала вдовам небылицы.
Мертвые, простите ли меня?
(Звучит музыка “Эхо любви» или «Вставай, страна огромная»)
Ведущий: Горе, безмерное горе разлито по стране. Но не склонила головы ты, мадонна
войны. Несла на своих хрупких плечах весь тыл: рыла окопы, стояла у станка, пахала и
сеяла, валила лес, растила детей. Все для фронта, все для победы!
Чтец 5:
(Звучит стихотворение: М. Исаковского “Да разве об этом расскажешь…”.)
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая смертельная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С не сжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета:
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе – волей­неволей,
И надо повсюду поспеть;
Одна ты и в доме, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты,
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой, и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, ­
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твое.
(М. Исаковский.)

Ведущий: Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки
Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была
схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее
казнили. И только потом узнали, что это была москвичка Зоя Космодемьянская.
Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слез.
Босиком в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летящею походкой
Шла она под окриком врага.
Тень ее, очерченная четко,
Падала на лунные снега.
Как морозно! Как светла дорога,
Утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро…
От порога…
По тропинке… до того столба…
Надо ведь еще дойти до туда,
Этот дальний путь еще прожить.
Может ведь еще случится чудо.
Где­то я читала… Может быть…
Жить… Потом не жить… Что это значит?
Видеть день… Потом не видеть дня…
Это как?
Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел?
Жаль меня? Почему ей жаль меня?
Не будет ни земли, ни боли…
Слово “жить”…
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет все, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Все идут к востоку – там Москва.
Если очень громко крикнуть “мама”!
Люди смотрят. Есть еще слова…
Граждане, не стойте, не смотрите.
(Я живая, голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
­ Родина! – Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз…
­ Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!...
Еще минута –
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
Русская деревня, твой народ.
Вот оно! Морозно, свежо, мглисто,
Розовые дымы… Блеск дорог…
Родина!
Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из­под ног. “…”
(М. Алигер.)
(Звучит музыка “Мы за ценой не постоим”)
ВЕДУЩИЙ: но на войне были не только горе и слезы. Жизнь брала свое. ЛЮБОВЬ. Шутка
и радость помогали преодолевать трудности войны.
СМУГЛЯНКА
Ведущий: Мадонны войны! Война была жестокой и грубой школой. Вы сидели не за
партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед вами были не конспекты, а
бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. Из вашей памяти никогда не сотрутся
разговоры в окопе перед танковой атакой, страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней
девушки санинструктора, умирающей в полутьме разрушенного блиндажа.
Чтец 7:
(Звучит стихотворение.)
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
­ Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет! (Уходит задумавшись)
(оставшись одна) Отогрелись мы еле­еле. Вдруг –приказ:
“Выступать в перед!”
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
(Ю. Друнина.)
Ведущий: Но мать не может не ждать, пока она жива. Эти ночи, проклятые ночи без сна,
когда тишина, давящая и гнетущая, сводит с ума, и только ходики на стене отмеривают
шаги вечности, о, эти ночи, вы одни знаете и видели святые слезы мечты.
(Слова А. Дементьева)
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок.

Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась ­ вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алешенька, сынок.
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот­вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны
«Журавли» (песня)
Ведущий: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не говорят о
войне, потому что родились уже после нее. Но память сохранила рассказы их бабушек и
дедушек о тех грозных годах. И эту память они передали мне:
Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и их седины.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят.
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
(П. Крученюк.)
Звучит песня “День Победы…с зажженными свечами
День Победы как он был от нас далек
Как в костре потухшем таял уголек
Были версты обгорелые в пыли





День Победы День Победы
День Победы
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели
Этот день мы приближали как могли
Этот День Победы порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы
Здравствуй мама возвратились мы не все
Босиком бы пробежаться по росе
Пол­Европы прошагали полЗемли
Этот день мы приближали как могли
Этот День Победы порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы

Сценарий литературно­ музыкальной гостиной разработала педагог
по вокалу Данченко С.В. СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Ведущий: Добрый день, уважаемые ветераны!
Здравствуйте, дорогие друзья, и гости!
День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы
народа­героя, народа­победителя.
Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно
застыло в камне и в бронзе памятников, мемориалов славы.
День Победы волнует людские души словами песен, стихов и
воспоминаний. Оно вечно в благодарной памяти потомков.
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
1.Песня« Я хочу чтобы не было больше войны»
Вед: День Победы, он был и остается священным днем для всех
людей нашей страны. Очевидцев тех событий остается с каждым
годом все меньше и меньше, но из поколения в поколение

передается благодарность и восторженное отношение нашего народа
к тем, кто ценой своей жизни освободил родную землю.

2.Танец «Родина –моя!»
Слово к дорогим, уважаемым ветеранам! Мы гордимся вами,
преклоняемся перед вашим мужеством, и будем свято
хранить в своих сердцах память о великом вашем подвиге в
годы войны. Крепкого вам здоровья. Нам очень хочется,
чтобы сегодня у вас на душе было хорошо, на сердце –
легко.
От всей души желаем вам бодрости духа, хорошей и
достойной жизни. Пусть ничто не омрачает ваших будней и
праздников. Примите самые искренние и сердечные
поздравления с великим и светлым праздником – Днем
Победы!
3.Песня «День Победы»
Ведущий: 9­го мая, мы все отмечаем этот великий праздник -
это День Победы. 9 мая отмечают почти во всем мире, проявляя
солидарность с российским народом, за наш великий подвиг. Этот
праздник бережно и трепетно передается из поколения в поколение.
Сегодня мы хотим всех поздравить с этим великим праздником,
и хочется всем пожелать, чтобы больше никогда, в нашем мире,
не было таких страшных войн, чтобы больше никто и никогда
не услышал разрывов бомб, чтобы все народы мира, жили в дружбе
и согласии.
Сегодня нас пришли поздравить самые маленькие артисты с
Великим Днем Победы!
4.Танец « Ты­ морячка –я моряк!»
Лазурные бухты, жемчужные горы,
Высокий, далекий огонь маяка.
Эх! Черное море, широкое море,
Родной Севастополь ­ любовь моряка.
Израненный, но величавый,

Войдешь ты в летопись веков ­
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
5.Песня « Севастополь – волна за волною»
6. Танец « Победа»
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких­то пять минут осталось!
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало повсюду для юных
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, военном году.
Ринулись ввысь самолеты
Двинулся танковый строй
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой!

.
7.Песня «10 наш десантный батальон»

8.Стих с музыкальной композицией «Ты помнишь
Алеша дороги Смоленщины»

9. Песня « Ах эти тучи в голубом»
Как давно отгремели последние залпы,
Это было еще в сорок пятом году,
Но Вы помните все, будто было недавно,
И роняете вновь незаметно слезу.
И ничто не вернуть, но ничто не забыто,
Память снова уносит нас к юности лет.
Сердце тоже хранит, что годами размыто,
Фронтовые друзья - жаль, что ВАС рядом нет.
Те года никогда не вернуть, и не надо.
Были слишком суровы и тяжки они.
Но для Вас самой лучшей на свете наградой
Будет ясное небо и мирные дни.
10.Русский народный танец
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна…
11.Песня « Кукушка»
Мы гордимся бесконечно вами,
Верные защитники страны,
Боль утрат притерпится с годами.
Только б не было опять войны!
Мы, память о вас сбережем навека,
Мы, землю свою сохраним для детей;
Пусть крымская наша родная земля,
становится краше, богаче, светлей!.
Крым, ­ это берег древних времен;
Крым, ­ это берег славной победы;
Крым, ­ Севастополь в дыму и огне;
Крым, ­ это детское сердце планеты
12. Песня «Это Крым!»
Сколько лет прошло со дня Победы?
Сколько мирных и счастливых лет?!
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам «нет»!
Благодарны вам за то, что отстояли
Вы отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки у детей сияли
Вы на смерть шли, жертвуя собой.
Севастополь прославленный город­герой,
На волнах легендарный красавец морской.
Черноморский наш город за Родину смел,
Боевой Севастополь врагов одолел!

Оборону держали России сыны,
Прочнее чем сталь! Мы стали сильны!
Отважный наш город красив и умён,
С Севастополем Русь, потому он силён!

13. Песня « Севастополь »
Осаду Севастополь дважды пережил.
В двух войнах не на жизнь, а насмерть бился,
За это звание Города­Героя заслужил.
Разрушен был, из пепла возродился.
Остался Севастополь русским навсегда!
И что бы ни случилось, русским будет!
Россия не оставит Севастополь никогда,
Заслуги Города­Героя не забудет.
14.Танец « Россия – вперед!»
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
Много песен посвятим им
Слава, слава в День Победы!
Вместе с Родиной Россией
Будем праздновать Победу!
15. Песня­реп «Россия –давай!»
Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вам с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Фронтовой концерт

Дети заходят под марш.

Вед. Добрый день гости, ветераны, взрослые и дети! 9 мая! Счастливый и радостный день! 72 года назад советский народ одержал великую победу над фашистской Германией. Этот день помнят деды, знают внуки, и каждый человек гордится нашей победой.

Я знаю от папы, я знаю от деда

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

Песня «Этот праздник большой-День Победы»

Вед. 1. Ранним утром 22 июня 1941 года была остановлена мирная жизнь только одним коротким,но страшным словом – война!

Музыка «Священная война»

Вставай народ! Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли

С отцами рядом были их сыны.

И дети шли дорогами войны.

Дети под марш проходят и садятся.

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой.

Сражались за любимый край родной.

За каждый город, каждое село.

За все, что на земле моей росло.

За детскую улыбку, светлый класс.

За Мир, за счастье каждого из нас!

Вед. Отстоять свою Родину, не упасть духом, не потерять веру в себя, на фронте помогала песня.

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

Их портретов не было в газете,

Но прославлен их нелёгкий путь,

И народ, воспевший песни эти!

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни сокровенной,

Что, как символ радости неслась

Над Софией, Будапештом, Веной.

Пешим ходом и в грузовике,

Жарким днём и зимнею порошей,

Мы её носили в вещмешке,

Самой ценной, самой лёгкой ношей.

Композиция «В лесу прифронтовом»

Танец «Песенка фронтового шофера»

Ой, ты, песня, песня огневая,

Пусть трепещут от тебя враги.

Ты звучи, звучи, не умолка,

Победить скорей нам помоги.

И летят снаряды в тьму густую,

И огнем окрашен небосвод.

Защищаем мы страну родную.

И "Катюша" нам в бою поет!

Песня «Катюша»

Ведущая. В дни войны песня была оружием, клятвой, паролем и мечтою. Мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с местами, где они жили. Запели солдаты о красоте природы, о березах, о реке, и каждый вспомнил свою родную сторонку. Словно какое-то волшебное слово перенесло его в родные края.

Композиция «Синенький платочек»

Танец «Яблочко»

Ведущий : Особенным этот день стал для жителей Ленинграда, переживших страшную 900 дневную блокаду города.

Проходят дни и месяцы, и годы, но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения, невзгоды, и детство ваше забрала.

Присев на скамеечку в сквере, где слышится смех детворы,

Вам вспомнится трудное детство далекой блокадной поры.

Пусть солнце вам ласково светит и звонко поют соловьи.

А дети на нашей планете вовек не узнают войны.

Песня (Взрослые)

Песня «Победа далась нелегко»

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Вед. Давайте встанем, помолчим. Почтим память героев Великой Отечественной. Всех, чьи жизни унесла в суровый час война.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Победы ветер был не за горами

Он несся к нам сквозь дым, огонь и шквал

И каждый человек в тылу, на фронте

Её прихода с нетерпеньем ждал!

Песня «Дорога на Берлин»

Победой кончилась война,

Те годы – позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

2-й ребёнок :

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Ребенок :

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Песня «О мире»

1-й ребенок

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

2-й ребенок

У Солнца - веснушки, у солнца - игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

3-й ребенок

Мечтает о счастье оно и танцует,

Улыбки цветов на асфальте рисует.

Танец «Я рисую этот мир»

1-й ребенок

Солнце светит так красиво,

Солнце ярко светит нам!

Детям нужен мир счастливый,

Нужен мир для пап и мам!

2-й ребенок

Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли,

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке земли.

Ведущий Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником. Счастья вам, добра и мирного неба над головой (Дети дарят

цветы ветеранам.)

Песня «День Победы»

Под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто» к празднику 9 мая для старшего дошкольного возраста Цель праздника: 1. Знакомство с государственным праздником Днём Победы. 2. Приобщение к культурному наследию народа, воспитание в детях.

Литературно-музыкальная композиция "О Том, Чья заповедь - любовь!" Цель: формирование православной культуры дошкольников как средства.

Сценарий литературно-художественной композиции «Мой любимый край» (подготовительная группа) Дети под музыку входят в зал, перестраиваясь в хороводы, останавливаются у центральной стены. Вед. Почти в самом центре Мурманской области.

Сценарий литературно-игровой композиции «Чтобы помнили» ко Дню 9 мая Литературно- игровая композиция «Чтобы помнили» ко дню открытых дверей(21.04.15) для детей 2 класса А, МБОУНОШ №5 г. Тулы. Воспитатель гпд.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Белые Журавли» памяти солдат погибших на фронтах разных войн Блок 1. История праздника «Белые Журавли» (Скорбная музыка на фоне слова ведущего) Ведущий: От неизвестных и до знаменитых, Сразить.