Некоторые проблемы ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре м

Проект касается досудебного урегулирования споров. 19.03.2007

Вносится

членом Совета Федерации

Ю.А.Шарандиным

депутатами Государственной Думы

В.Н.Плигиным, П.В.Крашенинниковым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О примирительной процедуре

с участием посредника

(медиации)

Настоящий Федеральный закон призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.Статья 1. Законодательство о примирительных процедурах с участием посредника1. Отношения в сфере примирительных процедур с участием посредника регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о примирительной процедуре с участием посредника, то применяются правила международного договора.Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям по урегулированию споров, возникающих в сфере гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими и иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.2. Настоящий Федеральный закон применяется также к отношениям по урегулированию споров, возникающих из трудовых, семейных и иных отношений, если иное не вытекает из федерального закона и существа соответствующих отношений.3. Настоящий Федеральный закон не применяется в случаях оказания сторонам содействия в урегулировании спора судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского производства.Статья 3. Основные терминыДля целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:примирительная процедура (медиация) - процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником;посредник - физическое лицо, содействующее сторонам в достижении соглашения по спору. В качестве посредника может выступать как единоличный посредник, так и группа посредников, состоящая из двух или более лиц;организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры - юридическое лицо, утвердившее правила проведения примирительной процедуры и список посредников, рекомендуемых для ее осуществления;правила проведения примирительной процедуры - порядок проведения примирительной процедуры, согласованный сторонами или утвержденный организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры;соглашение о проведении примирительной процедуры - письменное соглашение сторон об использовании примирительной процедуры (медиации);соглашение об урегулировании спора - соглашение, достигнутое сторонами по спору или отдельным разногласиям в ходе примирительной процедуры и зафиксированное в письменной форме.Статья 4. Принципы примирительной процедуры (медиации)1. Применение примирительной процедуры основано на взаимном волеизъявлении сторон.2. Примирительная процедура осуществляется на основе принципов добровольности, конфиденциальности, беспристрастности посредника, сотрудничества и равноправия сторон.Статья 5. Соглашение о проведении примирительной процедуры1. Соглашение о проведении примирительной процедуры заключается в письменной форме.2. Соглашение о проведении примирительной процедуры может быть заключено при участии посредника или организации, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.Статья 6. Ведение судами списков организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур1. Районными судами и арбитражными судами субъектов Российской Федерации ведутся списки организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур.2. Организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, включаются районными судами и арбитражными судами субъектов Российской Федерации в списки таких организаций в течение пяти дней с даты получения соответствующего заявления.3. Организация, обеспечивающая проведение примирительных процедур, исключается из списка по истечении календарного года, если в срок до 31 декабря соответствующего года ею не представлено заявление о продлении срока пребывания в списке на очередной календарный год.4. За включение в список организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, плата не взимается.Статья 7. Начало примирительной процедуры1. Примирительная процедура (медиация) может быть начата при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после обращения в суд или третейский суд, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.2. Если сторона, которая предложила другой стороне обратиться к примирительной процедуре, не получает сообщения о принятии предложения в течение 30 дней со дня направления такого предложения или в течение иного срока, указанного в предложении, предложение об обращении к примирительной процедуре (медиации) считается отклоненным.3. Предложение стороне обратиться к примирительной процедуре может быть сделано по просьбе другой стороны посредником или организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.Статья 8. Деятельность посредника1. Посредником может быть любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости, давшее согласие на выполнение функции посредника.2. Посредниками не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные служащие.3. Соглашением сторон или правилами проведения примирительной процедуры могут устанавливаться дополнительные требования к посреднику.4. Деятельность посредника не является предпринимательской деятельностью.Статья 9. Организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры1. Организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, утверждает список лиц, рекомендуемых в качестве посредников.2. Если иное не предусмотрено правилами проведения примирительной процедуры, организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, по предложению сторон может рекомендовать посредника, не включенного в утвержденный ею список посредников.Статья 10. Порядок избрания и назначения посредников1. Посредник избирается сторонами по их взаимному согласию, если стороны не договорились об ином.2. Стороны или одна из сторон могут обратиться в организацию, обеспечивающую проведению примирительной процедуры, с просьбой о рекомендации посредника.3. Правилами проведения примирительной процедуры может предусматриваться назначение посредника с согласия сторон непосредственно организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.Статья 11. Независимость и беспристрастность посредника1. Посредник обязан осуществлять посредничество беспристрастно.2. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным избранием или назначением в качестве посредника это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызывать обоснованные сомнения в отношении его независимости или беспристрастности.3. Посредник с момента его избрания (назначения) и в течение всей примирительной процедуры без промедления сообщает сторонам об обстоятельствах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если эти обстоятельства возникли после его избрания (назначения).4. Если стороны согласны на проведение примирительной процедуры с участием посредника после того, как он сообщил им об указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельствах, посредник вправе принять назначение или продолжить примирительную процедуру.Статья 12. Проведение примирительной процедуры1. Стороны по своему усмотрению договариваются, посредством ссылки на какие-либо правила или иным образом, о порядке проведения примирительной процедуры. В случае обращения в организацию, обеспечивающую проведение примирительной процедуры, применяются правила утвержденные организацией.2. В отсутствие договоренности сторон о порядке проведения примирительной процедуры посредник проводит примирительную процедуру в таком порядке, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость скорейшего урегулирования спора.3. При проведении примирительной процедуры посредник не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение либо умалять права и законные интересы одной из сторон.4. При проведении примирительной процедуры присутствие других лиц, кроме сторон, их представителей и посредника, допускается только с общего согласия сторон и посредника.Статья 13. Раскрытие информации в отношениях между сторонамиВ случае получения посредником информации, касающейся спора, от одной из сторон, посредник не вправе раскрыть эту информацию другой стороне без согласия стороны, сообщившей информацию.Статья 14. Конфиденциальность1. Если стороны не договорились об ином, вся информация, относящаяся к примирительной процедуре, является конфиденциальной за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется в соответствии с федеральным законом.2. Посредник не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной при проведении примирительной процедуры, без согласия сторон.3. Истребование от посредников и организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, сведений, связанных с примирительными процедурами, не допускается.4. Посредник и работники организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением примирительных процедур.5. Проведение в отношении посредника или работника организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с участием лиц в примирительной процедуре, допускается только на основании судебного решения.Статья 15. Ограничение использования информации в судебном или третейском разбирательстве1. Если стороны не договорились об ином, стороны, посредник, другие лица, присутствующие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном или третейском разбирательстве на:предложение одной из сторон об обращении к примирительной процедуре или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;мнения или предложения, высказанные одной из сторон примирительной процедуры в отношении возможного урегулирования спора;признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;проявление готовности одной из сторон принять предложение об урегулировании спора, сделанное посредником или другой стороной;сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.2. Часть 1 настоящей статьи применяется независимо от формы, в которой выражена указанная информация.3. Положения частей 1, 2 настоящей статьи применяются независимо от того, связано ли судебное или третейское разбирательство со спором, который являлся предметом примирительной процедуры.Статья 16. Завершение примирительной процедурыПримирительная процедура завершается:заключением сторонами соглашения об урегулировании спора - в день подписания сторонами такого соглашения;письменным заявлением посредника после консультаций со сторонами о том, что дальнейшие усилия по урегулированию спора в рамках примирительной процедуры более себя не оправдывают, - в день составления такого заявления;письменным заявлением сторон, адресованным посреднику, о прекращении примирительной процедуры - в день составления такого заявления;письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне или посреднику, об отказе от продолжения примирительной процедуры - в день составления такого заявления;истечением срока, определенного сторонами для урегулирования спора, если стороны не договорились о его продлении.Статья 17. Соглашение об урегулировании спора1. Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении примирительной процедуры, заключается в письменной форме и подписывается сторонами.2. Соглашение должно содержать о сторонах спора, об обязательстве, по которому возник спор, о проведенной примирительной процедуре, о посреднике, а также согласованные сторонами условия, размер и срок исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.Статья 18. Исполнение соглашения об урегулировании спора1. Соглашение об урегулировании спора имеет обязательную силу для заключивших его сторон.2. Соглашение об урегулировании спора исполняется сторонами добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.3. При неисполнении соглашения об урегулировании спора стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.4. Последствия неисполнения соглашения об урегулировании спора могут быть установлены сторонами в этом же соглашении.Статья 19. Утверждение соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом1. В случае проведения примирительной процедуры после возбуждения дела в суде соглашение об урегулировании спора может быть утверждено судом, в производстве которого находится дело, как мировое соглашение по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.2. В случае проведения примирительной процедуры после возбуждения дела в третейском суде достигнутое сторонами соглашение об урегулировании спора по ходатайству сторон может быть утверждено третейским судом в порядке, установленном законодательством о третейских судах.3. Если стороны не договорились об ином, посредник не вправе участвовать в качестве третейского судьи по спору, который являлся или является предметом примирительной процедуры, или по другому спору, возникшему в связи с тем же договором или правоотношением.Статья 20. Вступление в силу Федерального законаФедеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О примирительной процедуре

с участием посредника (медиация)"

Медиация изначально получила свое развитие в Соединенных Штатах Америки, в , примерно с середины 20 века. Затем она стала широко применяться и в других странах Европы. Сегодня медиацию, как современный способ разрешения споров, используют уже повсеместно. В медиация также стала применяться, и уже создаются соответствующие структуры, которые оказывают услуги по урегулированию споров с использованием специалистов-посредников.Медиация - один из видов посредничества, представляющий собой деятельность специалиста по урегулированию споров в рамках переговоров спорящих сторон в целях заключения между ними мирового соглашения.Проект федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" направлен на установление правового регулирования отношений, связанных с осуществлением альтернативного способа разрешения экономических споров - примирительной процедуры с участием посредника (медиации) и призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.Как свидетельствует опыт других государств по успешному применению посредничества, для более эффективного развития этого института необходимо законодательное закрепление целого ряда вопросов и установление определенных гарантий от злоупотреблений в этой сфере. В частности, требуется регламентация видов споров, которые могут быть переданы для урегулирования посреднику, требования, предъявляемые к посреднику, гарантии независимости и беспристрастности посредника, юридическая сила соглашения, достигнутого сторонами в ходе посредничества и т.п. Все эти вопросы должны быть взаимоувязаны с действующим законодательством Российской Федерации.Проект федерального закона разработан с учетом Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году. Принятие Типового закона было обусловлено расширением практики применения согласительных процедур в различных частях мира и потребностями унификации на международном уровне положений, связанных с их использованием в урегулировании споров, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности.Термин "примирительная процедура с участием посредника" в наибольшей степени соответствует отечественным правовым традициям и современному законодательству. Примирение с участием посредника было известно еще древнему русскому праву. В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации содержится указание на возможность обращения к посреднику с целью урегулирования спора. Кроме того, арбитражное процессуальное законодательство использует термин "примирительные процедуры" (глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации называется "Примирительные процедуры. Мировое соглашение"). Часть 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры. Следовательно, примирительные процедуры могут быть различными (в том числе с участием посредника или без него). В связи с этим обозначение "примирительная процедура с участием посредника" представляется наиболее точным для понимания предмета правового регулирования представленного законопроекта. Оно отражает суть процедуры и позволяет отграничить ее от других возможных процедур урегулирования споров.Использование в скобках термина "медиация" означает краткое понятие указанной процедуры. Это дает возможность взаимозаменяемости терминов на практике и будет способствовать постепенному внедрению термина в его позитивном значении в правосознание и в практику цивилизованного урегулирования конфликтов.Основная идея законопроекта заключается в том, что медиация основана на взаимном волеизъявлении сторон. Большинство положений законопроекта носят диспозитивный характер.Наиболее важным в урегулировании споров признается вопрос о конфиденциальности самой процедуры. Именно с ним связывается возможность обеспечения правовых гарантий для успешного функционирования института, защиты прав и интересов участников посреднической процедуры.Кроме всего прочего развитие медиации позволит разгрузить суды, так как медиацию относят к альтернативным по отношению к судебным методам разрешения споров (хотя процедура в последнее время уже стала использоваться и в рамках судебного разбирательства), а законопроект предусматривает возможность применения примирительной процедуры до или вместо обращения в арбитражный или третейский суд.

От 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) Верховным Судом Российской Федерации изучена представленная судами общей юрисдикции и арбитражными судами информация за 2015 год.

При рассмотрении споров суд общей юрисдикции, арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора (пункт 5 части первой статьи 150, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ); пункт 2 части 1 статьи 135, пункт 9 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о медиации процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (пункт 3 статьи 2 Закона о медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора ( Закона о медиации).

Данная процедура может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (части 2 , 3 статьи 1 Закона о медиации).

1. В 2015 году судами общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решения (судебного приказа) 15 819 942 гражданских дел и дел, возникающих из публичных правоотношений (далее - дела).

Путем проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение.

В 2014 году спор с помощью медиации был урегулирован в 1329 делах (0,01% от числа рассмотренных).

Семейные споры:

О расторжении брака супругов, имеющих детей (44 дела);

Споры, связанные с воспитанием детей (78);

Дела по спорам о разделе совместно нажитого имущества между супругами (86);

Другие, возникающие из семейных отношений (32).

Трудовые споры:

О восстановлении на работе (15), в том числе в связи с увольнением по инициативе работодателя (статьи 71 , Трудового кодекса Российской Федерации) (8);

Об оплате труда (24), в том числе о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты) (21);

О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей (6), в том числе по искам работодателей (4);

Другие, возникающие из трудовых правоотношений (14).

Иски о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца:

В связи с нарушением правил движения и авариями на транспорте (4);

По другим основаниям (4).

О выселении:

Из служебных помещений (4);

Иные с предоставлением другого жилья (1);

Иные без предоставления другого жилого помещения (18);

Другие жилищные споры (49), в том числе споры с управляющими компаниями (2).

Земельные споры:

Споры о праве собственности на землю (7), в том числе о признании права собственности на садовые участки и объекты недвижимости;

Другие споры, связанные с землепользованием (29), в том числе об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости (13).

О взыскании страхового возмещения (выплат) (54).

О защите прав потребителей:

Из договоров с финансово-кредитными учреждениями (3);

Из договоров в сфере торговли, услуг и т.п. (81).

Споры, связанные с наследованием имущества (27).

Споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами (7).

Споры, вытекающие из права собственности: государственной, муниципальной, общественных организаций (1).

Иски из договора аренды имущества (2).

Споры в отношении имущества, не являющегося объектом хозяйственной деятельности (3).

О защите чести, достоинства, деловой репутации к гражданам и юридическим лицам (1).

Иски о возмещении ущерба от ДТП (66).

Иски о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (137).

Прочие исковые дела (272).

Арбитражными судами субъектов Российской Федерации в 2015 году рассмотрено 1 531 473 заявления, исковых заявления.

В 2015 году посредник (медиатор) привлекался сторонами при рассмотрении 44 дел, из которых в 7 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 37 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Посредник (медиатор) в 2014 году привлекался сторонами при рассмотрении 51 дела, из которых в 14 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 32 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Следовательно, по отношению к 2014 году число таких дел в 2015 году в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах сократилось.

По информации, поступившей из судов, стороны практически не используют процедуру медиации для разрешения спора.

Так, в Северном районном суде города Орла медиаторы привлекались по 4 гражданским делам. По одному делу было заключено медиативное соглашение, утвержденное судом в качестве мирового соглашения. По двум делам производство по делу было прекращено в связи с отказом истцов от исковых требований.

Таганрогским городским судом Ростовской области рассмотрен спор по иску о сохранении в реконструированном состоянии жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности и по встречному иску о сохранении в реконструированном виде жилого дома, перераспределении долей, выделе доли, прекращении долевой собственности, который завершился утверждением по делу мирового соглашения на основании медиативного соглашения и прекращением производства по делу в части исковых требований.

В Арбитражном суде Приморского края рассмотрено одно дело, в котором спор был урегулирован с применением положений Закона о медиации. При этом медиативное соглашение, заключенное сторонами по результатам проведения процедуры медиации, было утверждено судом в качестве мирового соглашения.

При рассмотрении спора о взыскании убытков Арбитражным судом города Москвы стороны использовали процедуру медиации, результатом которой стал отказ истца от иска.

В Арбитражном суде Республики Татарстан по трем делам были заключены при посредничестве профессионального медиатора медиативные соглашения, которые в качестве проектов мировых соглашений были представлены на утверждение суда.

В частности, при рассмотрении Арбитражным судом Республики Татарстан спора о взыскании юридическим лицом с индивидуального предпринимателя суммы долга и процентов за пользование денежными средствами стороны обратились к медиатору и урегулировали спор. В связи с заключением медиативного соглашения от истца поступил отказ от иска, который был принят судом.

Заключенное по данному делу медиативное соглашение способствовало также тому, что в другом деле с участием этих же сторон истец отказался от исковых требований о признании недействительными решения участника юридического лица и сделок по отчуждению доли в праве на объекты недвижимости, применении последствий недействительности сделок.

2. Изучение информации судов показало, что действия медиаторов в указанном периоде не оспаривались ни в судах общей юрисдикции, ни в арбитражных судах. Случаи обращения в суд с исками к медиаторам (в частности, о возмещении вреда, причиненного вследствие проведения процедуры медиации) отсутствуют.

Случаи судебного оспаривания медиативных соглашений единичны.

Так, Л. и О. обратились к Ч. с иском о признании медиативного соглашения недействительным и об определении иного порядка общения с внучкой в связи с тем, что условия медиативного соглашения ответчиком не исполнялись.

Фрунзенский районный суд города Владимира установил, что возникший спор вытекает из семейных правоотношений, которые имеют длящийся характер, истцы обосновывают свои требования исходя из новых обстоятельств, возникших после заключения медиативного соглашения, что не препятствует повторному обращению истцов в суд с аналогичными требованиями. Исковые требования истцов о признании недействительным медиативного соглашения были оставлены судом без удовлетворения. В остальной части исковые требования были удовлетворены, и судом был определен иной порядок общения истцов с внучкой.

Также стороны медиативных соглашений обращаются в суд за защитой прав, нарушенных в результате их неисполнения или ненадлежащего исполнения.

Октябрьским районным судом города Белгорода удовлетворены требования о разделе общего имущества супругов при наличии заключенного между сторонами в ходе рассмотрения спора о расторжении брака медиативного соглашения, по условиям которого одна из сторон обязалась выплатить другой часть стоимости приобретенного в период брака автомобиля.

Обращаясь в суд с иском о разделе общего имущества супругов в виде указанного автомобиля, истец также ссылался на неисполнение ответчиком условий медиативного соглашения. Суд, в том числе с учетом условий медиативного соглашения, исковые требования удовлетворил.

3. В информации, представленной судами, отмечаются случаи использования сторонами примирительных процедур в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства.

В связи с этим при рассмотрении ходатайств об отложении разбирательства дела или судебного разбирательства для использования примирительных процедур, в том числе медиации, судам среди прочего следует учитывать медиабельность спора, обстоятельства дела (характер и сложность спора, его субъектный состав), интересы сторон и других лиц, права которых могут быть затронуты.

Следовательно, в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации могут участвовать как все истцы и ответчики, так и только некоторые из них. Вместе с тем мировое соглашение, которое заключается между некоторыми из истцов и ответчиков, не должно препятствовать рассмотрению судом требований, производство по которым не прекращается вследствие утверждения такого мирового соглашения.

Третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие таких требований, также вправе участвовать в проводимой после возбуждения производства по делу процедуре медиации.

5. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о медиации сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора, но не более чем до ста восьмидесяти дней. При этом срок проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда не должен превышать шестидесяти дней (части 2 , 3 статьи 13 Закона о медиации).

В силу части первой статьи 169 ГПК РФ, части 7 статьи 158 АПК РФ суд может отложить разбирательство дела или судебное разбирательство на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае достижения ими соглашения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры. При этом указанный в соглашении срок не может превышать срок, установленный в Законе о медиации.

Управление систематизации

законодательства и анализа судебной

практики Верховного Суда

Российской Федерации

Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Специфика российского закона состоит в том, что он исходит из добровольности процедуры медиации.

Это означает, что инициаторами проведения медиации могут быть только стороны (участники конфликта), но не суд. Иначе говоря, суд не навязывает сторонам медиацию, а может лишь предложить воспользоваться данным способом урегулирования конфликта. По российскому закону отказ от медиации не может повлечь для сторон негативных последствий.

«Услуга», которую предоставляют российские суды гражданам и организациям можно обозначить как «применение закона». Соответственно, при каждом обращении в суд (если обращение соответствует закону) автоматически включается судебная машина: судья исследует тома документов, устанавливает фактические обстоятельства и применяет закон (выносит решение об отказе или об удовлетворении требований). Далее, если спор продолжается, дело проходит еще несколько инстанций. Потом при невыполнении судебного акта добровольно, включается механизм исполнительного производства, которое также может находится под контролем суда (в случае обжалования должником или взыскателем действий судебного пристава-исполнителя).

Судебная система развитых западных стран настроена таким образом, что до суда (до стадии вынесения судом решения) чаще доходят граждане и организации, обладающие необходимым финансовым ресурсом и желающим получить мнение судьи по спорному (возможно прецедентному) вопросу.

Менеджмент судебной системы ориентирован прежде всего на то, чтобы склонить стороны избежать реагирование судьи. И одним из вариантов решения данной задачи является направление сторон (или предложение им) воспользоваться услугами посредника (медиатора) и договориться самим.

Такой подход в целом способствует тому, что до судей доходит меньше однообразных (типовых) дел, и одновременно способствует популярности медиации.

Смысл судебной деятельности по идее должен состоять в том, чтобы урегулировать спор, а не правильно применить закон. Урегулировать, естественно, взаимоприемлемым для сторон образом, чтобы обе (или несколько) сторон признали, что они не имеют друг к другу претензий по заявленным требованиям.

Процедура медиации является отличным способом хотя бы потому, что она дает возможность самим спорящим найти выход из спорной ситуации и приемлемое для обеих сторон решение.

Судья «видит» конфликт таким образом, как его описывают стороны. А стороны, соответственно, придерживаются в суде формальных позиций. На практике же часто случается, что за формальным спором, например, об увольнении, стоит совсем другой спор - о защите чести и достоинства, об использовании интеллектуальной собственности, о нарушении работником пакта о неконкуренции и т.д. Не случайно судьи, практикующие себя в качестве медиаторов, отмечают как важно отличать интерес той или иной стороны от позиции в суде.

Таким образом, гуманитарная составляющая медиации состоит в том, что данная технология способствует согласованию истинных интересов сторон, в тех случаях, когда они отличаются от формально заявленных в суде требований и позиций.

Соответственно, если обычный судебный процесс обеспечивает реализацию законных прав и интересов той или иной стороны, и неизбежно влечет нежелательные и неприятные для проигравшей стороны последствия, медиация помогает сторонам примириться, снижая тем самым как уровень конфликтности как между сторонами конкретного судебного процесса, так и в обществе в целом.

Свидетельством тому является тот факт, что достигнутые в ходе примирительных процедур соглашения, как правило, исполняются добровольно.

Предполагается, что в связи с принятием Федерального Закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация начнет приживаться в судах в первую очередь по экономическим соображениям. Уже сейчас представители системы арбитражных судов России и СНГ отмечают высокую эффективность урегулирования споров посредством медиации. В разных правовых системах посредством медиации удается разрешать примерно от 30% до 70% передаваемых медиаторам споров, что существенно снижает нагрузку как на суды, так на систему исполнения судебных актов.

Соответственно, медиация выгодна государству как сборщику налогов, поскольку тратиться в каждом случае на долгую и весьма затратную судебную процедуру с развитием медиации будет неэффективно.

Федеральный Закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» предусматривает максимальный срок для проведения процедуры медиации. В случае если спор передан медиатору судом или арбитражным судом - срок проведения медиации не должен превышать 60 дней. При этом в иных случаях медиация может продолжаться до 180 дней.

Еще по теме Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).:

  1. Применение процедуры медиации при рассмотрении споров.
  2. Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации).
  3. Медиация как способ разрешения корпоративныхконфликтов и споров
  4. §2. Юридическая природа инвестиционных споров и порядок их разрешения в АТЭС
  5. Альтернативные процедуры разрешении корпоративных конфликтов
  6. Процедура примирения сторон как форма разрешения административного спора
  7. Процедура медиации как форма разрешения административного спора
  8. § 1. Правовая природа экономических споров и анализ алгоритмов их разрешения
  9. Понятие и значение альтернативных форм досудебного урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений
  10. Опыт зарубежных стран в области применения альтернативных форм досудебного урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений
  11. §1. Общая характеристика альтернативных способов разрешения трудовых споров

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Каменева П.В.

Медиация в России или альтернативная процедура урегулирования

спора с участием посредника

Альтернативное разрешение споров - явление новое для российской действительности, имеющее в иных государствах определенную историю, насчитывающую несколько десятилетий.

С 1 января 2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 20 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (далее - закон) , который заложил правовую основу в регулировании процедуры медиации как особого, обладающего специфическими чертами способа урегулирования конфликтов и споров, вытекающих из различных правоотношений.

Сразу следует определиться, что же это за процедура, кому именно могут пригодиться положения данного Закона, какова сфера его регулирования.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Анализируя данное определение, следует отметить некоторые особенности медиации: во-первых, отсутствие у посредника (медиатора) властных полномочий на вынесение решения - стороны сами принимают активное участие в процессе выработки способов разрешения конкретной спорной ситуации; во-вторых, добровольность вынесения решения - при медиации стороны самостоятельно достигают соглашения (при обращении в суд или в арбитраж решение выносится судьей); в-третьих, добровольное исполнение сторонами принятого решения.

Причем согласно ст. 3 Закона разрешение конфликтной ситуации посредством проведения процедуры медиации возможно лишь на основе взаимного волеизъявления сторон.

Так, ст. 1 Закона предусматривает широкий круг правоотношений, подлежащих урегулированию с использованием данного инструмента. В частности, этот метод «применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельнос-ти, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

Тем не менее процедура медиации не может быть применима к коллективным трудовым спорам, а также к спорам, возникающим в сфере гражданского оборота и связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Итак, медиация - это способ разрешения конфликтной ситуации при содействии третьего, незаинтересованного, лица (медиатора) с целью достижения взаимовыгодного соглашения для спорящих сторон.

Согласно ст. 15 Закона деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, в результате чего устанавливаются определенные требования к лицам, которые могут выступать в качестве медиатора.

Так, медиатором на профессиональной основе могут быть лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ.

Что же касается критериев, предъявляемых к посреднику, осуществляющему деятельность по проведению процедуры медиации на непрофессиональной основе, то могут быть лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Представляется, что законодатель поспешил принять норму, допускающую возможность проведения процедуры медиации на непрофессиональной основе, поскольку целью медиации является достижение медиативного соглашения, представляющего собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Составляя подобное соглашение, нужно максимально полно, четко, соблюдая интересы обеих сторон, предусмотреть все возможные правовые вопросы, ибо от этого зависят его выполнимость и дальнейшие правовые последствия урегулирования спора.

В то же время медиатор-непрофессионал, не обладающий специальными юридическими знаниями, не имеющий определенных навыков проведения примирительных процедур, только негативным образом повлияет на интеграцию и укрепление института медиации в правовой системе России.

Совершенно очевидно, что стороны конфликта, однажды обратившиеся к непрофессионалу и не получившие желаемого результата, хорошо подумают, прежде чем снова пойдут на риск и прибегнут к примирительной процедуре для разрешения спора. Таким образом, целесообразно исключить из Закона положение о проведении процедуры медиации на непрофессиональной основе.

Более того, следовало бы предусмотреть возможность осуществления процедуры медиации судьей в отставке с сохранением ему статуса «судья в отставке» и сопутствующих данному статусу социальных и экономических гарантий. Таким образом, в п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей» внести изменения, допускающие судье в отставке, помимо преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься проведением примирительных процедур, направленных на разрешение возникшего конфликта.

Тем не менее, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в значительной степени могут облегчить сторонам, желающим прийти к консенсусу, поиск нужного медиатора, ведь рекомендация кандидатуры посредника входит в обязанность таких учреждений (п. 2 ст. 9 закона). В случае возникновения обстоятельств, могущих повлиять на независимость и беспристрастность посредника, он должен незамедлительно сообщить об этом сторонам или организации, если действует от таковых. Согласно ст. 15 Закона в качестве медиатора не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Деятельность по проведению процедуры медиации платная в обязательном порядке лишь в том случае, если спорщики обратились в специализированную организацию. При этом оплата деятельности по проведению процедуры медиации осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. Когда же в роли посредника специально уполномоченное на то лицо выступает не от специализированной организации, то его работа может быть проведена на безвозмездной основе.

В юридической литературе отмечалось, что внесудебные процедуры имеют ряд недостатков, в первую очередь касающихся недостаточной гарантированности интересов кредитора . Одним из вариантов их нивелирования является сочетание внесудебных и судебных процедур. Так, Закон предусматривает, что процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в этом случае суд по ходатайству обеих сторон выносит определение об отложении разбирательства дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, в соответствии со ст. 169 ГПК РФ .

Так что же собой представляет процедура медиации? Четко регламентированных правил проведения внесудебного урегулирования Законом не установлено. Можно выделить два основных соглашения, которые необходимо подготовить в ходе процедуры медиации. Первое -это соглашение о проведении самой процедуры, а второе - это соглашение по ее результатам. В Законе оговорено, что данное мероприятие должно происходить в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, где стороны прописывают порядок проведения урегулирования спора. Более того, согласно п. 4 ст. 11 Закона медиатор самостоятельно определяет правила проведения примирительных процедур исходя из обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Между тем к порядку, устанавливаемому организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, Закон устанавливает определенные требования. Так, согласно п. 3 ст. 11 Закона предусмотрено, что в правилах проведения процедуры медиации в обязательном порядке должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора и назначения медиатора;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

Кроме того, Закон содержит определенные правила поведения самого медиатора. В частности, данный специалист не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При проведении процедуры медиации посредник не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. А также медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную и иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

После того как стороны придут к согласию, принятое решение следует представить в виде медиативного соглашения, которое должно быть оформлено в письменной форме. Закон предусматривает, что оно должно содержать следующие положения:

Сведения о сторонах;

О предмете спора;

О проведенной процедуре медиации;

О медиаторе;

О характере и размере обязательства, условиях и сроках их выполнения.

Однако результат примирительных процедур не всегда может быть положительным, в конечном счете, если стороны не достигли согласия по имеющимся разногласиям, то им следует оформить соглашение о прекращении процедуры медиации, которое вступает в силу точно так же, как и медиативное соглашение со дня его подписания.

Также процедура медиации прекращается ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения после консультации с медиатором. Если прошли все сроки проведения, Закон предусматривает, что максимальный срок для проведения процедуры медиации составляет не более 180 дней, то медиация прекращается по факту наступления соответствующей даты. Кроме того, от услуг медиатора стороны могут отказаться. В данном случае процедура медиации прекращается со дня получения посредником заявления об отказе от ее продолжения.

В результате разрешения спора стороны подписывают медиативное соглашение, предусматривающее добровольное исполнение. Большинство таких соглашений так и исполняется. Однако возможны случаи их невыполнения или ненадлежащего исполнения.

Если соглашение заключено в результате судебной медиации, то оно может быть утверждено судом в качестве мирового и в таком случае уже становится обязательным для сторон в силу процессуального законодательства об исполнении мирового соглашения.

Если же оно было заключено до передачи спора в суд, соглашение является гражданско-правовой сделкой. В случае его неисполнения одной из сторон другая может требовать возмещения убытков, уплаты неустойки, присуждения к исполнению обязанности в натуре, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. В этом случае другой стороне придется обращаться в суд, т.е. возникнет новый спор, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следует согласиться с мнением М. Лоскутовой о придании медиативному соглашению правоприменительной силы исполнительного листа, по аналогии с соглашением об уплате алиментов (п. 2 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации), что могло бы упростить ситуацию .

Литература

1. Собрание законодательства. 2010. № 31. Ст. 4162.

2. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.

3. Макарова Е.А. Некоторые вопросы мирного урегулирования спора // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 4.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства. 2002. № 46. Ст. 4532.

5. Лоскутова М. Техника «медиации» по-русски // Консультант. 2010. № 17.

  • Вопрос 6. Организационные принципы арбитражного процесса.
  • Вопрос 7. Функциональные принципы арбитражного процесса (диспозитивность, состязательность и др.).
  • Вопрос 8. Организация арбитражных судов в рф.
  • 9. Верховный Суд рф (структура, компетенция, полномочия отдельных структурных подразделений).
  • 10. Арбитражные суды округов (порядок образования, структура, компетенция).
  • 11. Арбитражный суд субъекта рф (порядок образования, структура, компетенция).
  • 12. Суд по интеллектуальным правам: порядок образования, структура и компетенция.
  • 13. Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами.
  • 14. Подведомственность арбитражному суду дел, возникающих из гражданских и иных сходных по природе правоотношений.
  • 15. Особенности подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Подведомственность иных дел арбитражным судам.
  • 16. Специальная подведомственность дел арбитражным судам.
  • 26. Раскрытие доказательств. Особенности исследования и оценки отдельных доказательств.
  • 27. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе
  • 28. Доказательственные презумпции.
  • 29. Отложение и перерыв судебного разбирательства.
  • 30. Приостановление производства по делу, отличие от отложения
  • 31. Прекращение производства по делу, основания и правовые последствия.
  • 32. Оставление искового заявления без рассмотрения, основания и правовые последствия.
  • 33. Протокол судебного заседания. Порядок представления и рассмотрения замечаний на протокол.
  • 34. Сущность и значение решения арбитражного суда.
  • 35. Содержание решения арбитражного суда.
  • 36. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда.
  • 37. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • 38. Немедленное исполнение решения арбитражного суда.
  • 39. Законная сила решения арбитражного суда (понятие, свойства и пределы).
  • 40. Определения арбитражного суда первой инстанции и их классификация.
  • 41. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Общие правила их рассмотрения.
  • 42. Особенности производства в арбитражном суде по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • 1) Восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
  • 1) Наложение ареста на акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;
  • 56. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
  • 57. Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда первой инстанции, вынесению нового решения.
  • 58. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 269 апк).
  • 59. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  • 60. Понятие и сущность кассационного производства.
  • 60. Понятие и сущность кассационного производства.
  • 62. Порядок и пределы рассмотрения дел арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 63. Полномочия арбитражного суда округа как кассационной инстанции.
  • 64. Основания к изменению или отмене решения, вынесению нового решения арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 65. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
  • 66. Право на обращение в Верховный Суд рф с кассационной жалобой: субъекты, объекты, срок и порядок подачи. Возвращение кассационной жалобы.
  • 69. Отличие кассационного производства от апелляционного.
  • 79. Порядок обращения в суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 80. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда, рассмотревшего заявление по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 81. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
  • 82. Виды третейских судов. Постоянно действующие третейские суды и их виды. Рассмотрение дел в третейских судах.
  • 83. Переговоры и посредничество как формы разрешения экономических и иных споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
  • 84. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.
  • 84. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.

    Процедура медиации относится к неюрисдикционым способам защиты гражданских прав и регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Представляет собой конкретный частный вид посредничества.

    Процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п 2 ст 2 ФЗ о медиации).

    Медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п 2 ст 2 ФЗ о медиации).

    Стороны вправе по обоюдному решению прибегнуть к процедуре медиации в любой стадии судебного разбирательства в арбитражном суде.

    Медиация может носить обязательный характер , в случаемедиативной оговорки , связывающий стороны в порядке договора. Медиативная оговорка – это соглашение сторон о том, что при возникновении спора, связанного с какими-либо правоотношениями, он будет передан на урегулирование с помощью медиации.

    Согласно ст. 135, 222 ГПК РФ, 128, 148 АПК РФ несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено законом или Договором, является основанием для суда к оставлению его без движения, а если оно принято к производству, то к оставлению без рассмотрения.

    В случае если определена подсудность спора третейскому суду, «спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки» (п.5 ст.5 ФЗ «о ТрС»).

    Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов:

      добровольности,

      конфиденциальности,

      сотрудничества и равноправия сторон,

      беспристрастности и независимости медиатора.

    Добровольность – осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой (ВНИМАНИЕ: медиативная оговорка может быть завуалированной).

    Особо выделена в законе о медиации конфиденциальность (ст. 5). Стороны и медиатор не вправе разглашать любую информацию о медиации: кто предложил и на каких условиях, какие оценки выразил в процессе, какие признания сделал и на что был готов для урегулирования спора. Стороны могут сделать информацию гласной по обоюдному решению.

    Сотрудничество и равноправие сторон проявляется в их равном участии в заключении соглашения о медиации и в процедуре медиации, а так же согласуется с принципом добровольности. Стороны в равных долях оплачивают труд медиатора.

    Беспристрастность и независимость медиатора – на медиатора возлагается обязанность незамедлительно сообщить сторонам, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

    Порядок проведения процедуры медиации устанавливается Соглашением о проведении процедуры медиации .

    Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

    1) о предмете спора;

    2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

    3) о порядке проведения процедуры медиации;

    4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

    5) о сроках проведения процедуры медиации.

    Порядок медиации может быть прописан в виде ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (внимательно читайте правила во внутренних документах организатора медиации).

    Правила медиации включают:

    1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

    2) порядок выбора или назначения медиаторов;

    3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

    4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

    5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

    Медиативное соглашение может быть утверждено судом. Оно представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. То есть, за неисполнение наступает гражданско-правовая ответственность со всеми вытекающими.

    "