Основания и порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Отмена решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке. Приостановления по счетам налогоплательщика Наличие приостановлений по счетам

Среди прав, предоставляемых налоговым органам, имеется и возможность приостановления операций по счетам налогоплательщика , плательщика сбора и налогового агента в банках в порядке, предусмотренном НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом приостановление операций по счетам в банке налогоплательщика и переводов электронных денежных средств рассматривается как способ обеспечения исполнения:

  • обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ);
  • решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

В свою очередь, для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов операции по счетам в банке могут быть приостановлены (ст. 76 НК РФ):

  • с целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора (п. 1);
  • в случае непредставления налоговой декларации (п. 3).

Приостановление операций по счетам в банках налоговики могут осуществить в отношении (п. 11 ст. 76 НК РФ):

  • организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков и налоговых агентов.

Обеспечение решения о взыскании налога

Обязанность по уплате налога и (или) сбора налогоплательщик должен исполнить самостоятельно и своевременно, то есть в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого налога (п. п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ). В противном случае в течение трех месяцев со дня выявления недоимки налоговый орган вправе направить ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ). Данное требование должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если налогоплательщик не погасит задолженность, то фискалы в течение двух месяцев после окончания срока, установленного в требовании, вправе принять решение о взыскании налога. Это решение доводится до сведения налогоплательщика не позднее шести рабочих дней (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Одновременно налоговый орган вправе направить в банк, где открыт счет налогоплательщика, поручение на перечисление налога в бюджетную систему. Оно подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Налоговикам при взыскании налога также предоставлено право осуществлять приостановление операций по счетам налогоплательщика либо приостановление переводов электронных денежных средств в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, не исполненное налогоплательщиком. Такое решение может быть принято не ранее решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Но такое приостановление не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Напомним, что п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счета организации для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при их недостаточности. Согласно этой норме списание денежных средств осуществляется в очередности по шести категориям.

Списание по платежным документам, предусматривающим:

  • перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в третью очередь;
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь.

Как видим, платежи в бюджет списываются в четвертую очередь, то есть им предшествуют платежи, которые списываются в первую, вторую и третью очередь. Однако Конституционный Суд РФ в свое время признал положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ (списание денежных средств в третью очередь) не соответствующим Конституции РФ исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (четвертая очередь списания) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации").

В связи с чем ежегодно в федеральный закон о федеральном бюджете вносится специальная норма, согласно которой впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с упомянутым Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Поэтому банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятое в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ, с учетом установленной календарной очередности списания денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, и перечисления или выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если поручение налогового органа на перечисление сумм налогов (сборов, пеней, штрафов) отсутствует либо передано банку после получения им расчетных документов на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ или денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, исполнение указанных расчетных документов производится в порядке исполнения требований, относящихся к одной очереди (Письма Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082, от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2020).

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Возможны приостановление операций налогоплательщика по его валютному счету в банке и приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте.

Приостановление в первом случае означает прекращение банком расходных операций по валютному счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по данному валютному счету.

Приостановление же во втором случае означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Выше приводилось, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее решения о взыскании налога. Попытки налоговых органов осуществить обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика до вынесения требования об уплате налогов и решения о взыскании налога (либо если решение о взыскании было принято после истечения установленного срока) не находят должной поддержки у судей. Ведь в этих случаях фискалами не соблюден порядок вынесения решения о принятии обеспечительных мер в отношении налогоплательщика, установленный рассматриваемой ст. 76 НК РФ. И этим они нарушают права и законные интересы налогоплательщика (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2011 N Ф03-1940/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 N А69-367/2009, от 31.03.2010 N А19-17587/09, ФАС Поволжского округа от 25.10.2010 N А55-39867/2009).

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 7 к Приказу). В решении о приостановлении операций указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании. Банк в этом случае должен приостановить расходные операции по расчетному счету (кроме указанных выше, на которые подобная мера не распространяется) лишь в пределах данной суммы (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Пример 1. В вынесенном налоговым органом требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-8/662@) указаны: недоимка по налогу - 57 489 руб., пени - 5683 руб., штраф - 11 498 руб. В обеспечение перечисления общей их суммы - 74 670 руб. (57 489 + 5683 + 11 498) - руководителем ИФНС принято решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика, в котором фигурирует эта сумма.
На сумму 74 670 руб. действует ограничение на расходование средств с расчетного счета налогоплательщика, приведенного в упомянутом решении.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Банком России же утверждено Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (от 29.12.2010 N 365-П).

Правила электронного обмена информацией, установленные Положением N 365-П, предусматривают следующий порядок отправки решения. Налоговый орган направляет решение в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Данная межрегиональная инспекция пересылает его в подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде. Данное подразделение, в свою очередь, передает его в территориальное учреждение Банка России, после чего решение поступает непосредственно в банк, обслуживающий налогоплательщика (п. п. 1.4, 3.1, 3.4 Положения).

Датой и временем получения банком (филиалом банка) решения в электронном виде, начиная с которого выполняются последующие действия банка (филиала банка) по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки кодом аутентификации (КА) решения в электронном виде при положительных результатах проверки данного КА, если банк получил соответствующий зашифрованный пакет согласно графику, установленному в Приложении к Положению.

Банк (филиал банка), учреждение Банка России после завершения проверки формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, направляют в ТУ Банка России для последующей передачи уполномоченным подразделением Банка России в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее подтверждение.

Если упомянутая Межрегиональная инспекция ФНС России не получает подтверждения по истечении четырех дней после направления зашифрованного пакета в уполномоченное подразделение Банка России, то она вправе направить запрос для выяснения причин задержки (п. п. 3.7, 3.8, 3.10 Положения).

Копию решения о приостановлении операций по счетам налоговикам надлежит передать налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им этой копии, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

Банку надлежит сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения рассматриваемого решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Законодателем установлена ответственность в виде штрафа за несообщение банком налоговому органу информации об остатках:

  • денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в размере 20 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ);
  • электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, а также за представление справок с нарушением установленного срока - 10 000 руб. (п. 6 ст. 135.2 НК РФ).

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, признается налоговым правонарушением. За такое деяние на банк могут быть наложены штрафные санкции в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 000 руб. (ст. 134 НК РФ).

Аналогичные суммы могут быть взысканы с банка за исполнение им при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа (п. 3 ст. 135.2 НК РФ).

Пока операции по счетам налогоплательщика и перевод его электронных денежных средств будут приостановлены, банк не вправе открывать новые счета и предоставлять ему право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. 12 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.01.2013 N 03-02-07/1-10). Запрет на открытие банком новых счетов налогоплательщика действует до момента отмены или отзыва решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 N Ф04-383/2007(31334-А81-40)). Банк не может открыть новый расчетный счет налогоплательщику при наличии у него решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, даже если на момент поступления данного решения в банк счет был закрыт на основании заявления налогоплательщика (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2013 N А19-12728/2012). Несоблюдение приведенной выше нормы банками квалифицируется как налоговое правонарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 20 000 руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ). Эта же сумма взыскивается и при предоставлении банком права использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица (п. 1 ст. 135 НК РФ).

Если общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, то он вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. К заявлению рекомендуется приложить документы, подтверждающие наличие денежных средств на данных счетах (хотя это и необязательно).

Налоговики в этом случае обязаны в двухдневный срок со дня получения такого заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в части превышения суммы денежных средств, указанной в первоначальном решении о приостановлении операций.

Пример 2. В среду 29 мая организация представила в инспекцию заявление о разблокировке счета с выписками банка, которые подтверждают наличие достаточной для погашения задолженности суммы.
Последний день срока для налогового органа по принятию решения об отмене приостановления операций по счету приходится на пятницу 31 мая.

В случае непредставления в налоговый орган подтверждающих документов срок разблокировки счета может увеличиться. Связано это с тем, что после получения заявления налоговики вправе обратиться в банк с запросом об остатках денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах. Запрос направляется не позднее следующего рабочего дня после получения заявления. Банк должен ответить на запрос в день его получения или на следующий рабочий день. И только после получения сведений из банка, подтверждающих достаточный размер денежных средств для исполнения решения о взыскании, налоговый орган в течение двух рабочих дней обязан разблокировать счет налогоплательщика в части превышения (абз. 3, 4 п. 9 ст. 76 НК РФ).

Пример 3. Несколько изменим условие примера 2: налогоплательщиком к заявлению об отмене приостановления операций по счету не приложены подтверждающие документы.
Налоговый орган 30 мая сделал запрос в банк для получения информации об остатках денежных средств. Ответ от банка поступил 31 мая. Решение о разблокировке счета налоговики должны принять не позднее вторника 4 июня.

Аналогичные действия осуществляют стороны и в случае приостановления перевода его электронных денежных средств, если общая сумма на корпоративных электронных средствах платежа налогоплательщика превышает указанную в решении сумму.

Операции налогоплательщика по его счетам в банке и перевод его электронных денежных средств приостанавливаются с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и таких переводов и до получения им от налоговиков решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств. Решение же об отмене приостановления операций и переводов его электронных денежных средств налоговому органу надлежит принять не позднее одного дня, следующего за днем получения им документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. п. 7, 8 ст. 76 НК РФ).

Непредставление налоговой декларации

Вторым случаем, дающим право налоговикам осуществлять приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств, как было сказано выше, является непредставление им налоговой декларации в установленный срок. Руководитель налогового органа или его заместитель может принять соответствующее решение в течение 10 рабочих дней по окончании указанного срока (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Чиновники в свое время пояснили, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им в налоговый орган налоговой декларации может быть принято руководителем налогового органа не ранее десятидневного срока по истечении установленного срока представления налоговой декларации. При этом конкретный срок для принятия руководителем налогового органа указанного решения НК РФ не установлен (Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227, УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416).

Судьи же ФАС Московского округа считают по-иному. На их взгляд, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации должно приниматься налоговым органом в течение 10 рабочих дней по окончании срока ее подачи (Постановление от 20.02.2009 N КА-А41/433-09).

Налоговый орган, по мнению судей ФАС Центрального округа, не обосновал необходимость вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в апреле 2008 г. в связи с непредставлением деклараций за III квартал 2007 г., срок представления которых истек в октябре 2007 г., то есть по истечении полугода (Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2009 N А64-4885/08-19).

Неуказание в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, по каким видам налогов и по какому установленному сроку представления налоговых деклараций такие декларации не поданы, на взгляд судей ФАС Западно-Сибирского округа, исключает возможность проверки соблюдения налоговым органом истечения 10-дневного срока для представления соответствующей налоговой декларации и наступления права на принятие решения о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика, которое наступает в случае непредставления конкретной индивидуально определенной налоговой декларации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 N Ф04-5340/2009(19012-А45-25)).

Законодатель в НК РФ не установил, в пределах какой суммы в этом случае приостанавливаются операции, в отличие от приостановления операций при неисполнении требования об уплате налоговых долгов. Финансисты считают, что при опоздании с представлением декларации денежные средства на счетах налогоплательщика блокируются в полной сумме (Письма Минфина России от 17.04.2007 N 03-02-07/1-182, от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167). В форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, оформляемого в рассматриваемом случае, поле, в котором указывается сумма, подлежащая взысканию (обеспечению) в целях исполнения решения, налоговики не заполняют. Исходя из этого решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика распространяется на всю сумму денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика.

Приостановление операций по счету для обеспечения решения о взыскании налога не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Приведенное положение, по мнению судей ФАС Центрального округа, не распространяется на случаи приостановления операций по счету в связи с непредставлением налоговой декларации. Они посчитали действия нижестоящих судебных инстанций в части отклонения доводов истца о нарушении банком ст. 855 ГК РФ правомерными, поскольку операции по расчетному счету истца были приостановлены в связи с неисполнением последним обязанности по представлению налоговой отчетности, а не для обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора. В рассматриваемом случае установленная п. 2 ст. 855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета не имеет существенного значения, учитывая, что очередность применяется в случае недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявленных к нему требований (Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 N Ф10-3848/09).

Налоговики нередко представление налоговой декларации по упраздненной форме квалифицируют как неисполнение налогоплательщиком обязанности по ее подаче. Вслед за этим ими осуществляются обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (Письмо УФНС по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710). Однако арбитражные суды придерживаются иного мнения. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2008 N А05-4850/2008 отметили, что положения п. 3 ст. 76 НК РФ не предусматривают права налогового органа выносить решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке в случае представления налоговой декларации, составленной по старой форме. Ранее же, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А56-16164/2006, они указали, что основанием для приостановления операций по счетам является именно факт непредставления деклараций.

Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99 констатировали, что действия налогоплательщика, представившего в установленные законом сроки декларации по устаревшей форме, не могут служить основанием для принятия налоговым органом решений о приостановлении операций в порядке ст. 76 НК РФ.

На то, что приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно только в том случае, если он не выполнил возложенную на него обязанность по представлению налоговой декларации, указано и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.06.2011 N А65-22703/2010.

Судьи ФАС Московского округа ограничивают действия налоговиков, когда те несколько расширительно трактуют понятие "непредставление налоговой декларации". "Замораживание" счетов налогоплательщика, поводом для которого послужили:

  • непредставление бухгалтерской отчетности (Постановление от 26.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/9158-06);
  • неполный объем налоговой декларации - неполнота сведений, отраженных в декларации (Постановление от 13.01.2009 N КА-А40/12742-08);
  • непредставление сведений (сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год), которые надлежало подать налогоплательщику помимо налоговой декларации (Постановления от 12.03.2009 N КА-А40/1265-09, от 29.01.2009 N КА-А40/13357-08);
  • непредставление сведений по форме 2-НДФЛ (Постановление от 14.02.2008 N КА-А40/235-08), -
  • признано судьями неправомерными.

Судьи ФАС Западно-Сибирского округа не поддержали фискалов, приостановивших операции по счетам налогоплательщика в банке, которым не исполнено требование:

  • о представлении документов для проведения налоговой проверки (Постановление от 09.08.2007 N Ф04-5130/2007(37098-А46-32));
  • о представлении документов для проведения камеральной проверки (Постановление от 11.04.2005 N Ф04-1876/2005(10085-А46-31)).

При этом они констатировали, что возможность вынесения решения о приостановлении операций для таких случаев ст. 76 НК РФ не предусмотрена. Исходя из смысла рассматриваемой ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету в банке, на их взгляд, является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а не способом обеспечения исполнения требований налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий.

О том, что НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, напомнил и Минфин России в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324.

Данная позиция финансистов в части непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам поддержана и в Постановлении ФАС Московского округа от 25.07.2008 N КА-А40/6867-08.

Приостановление операций по счетам в этом случае отменяется решением налогового органа только после представления декларации. Это решение налоговики должны принять в течение одного дня, следующего за днем ее представления (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Другие основания для разблокировки счетов НК РФ не предусмотрены.

Решение по результатам налоговой проверки

Еще одна ситуация, когда налоговый орган может реализовать право приостановить операции по счетам налогоплательщика, предусмотрена ст. 101 НК РФ. Если налоговиками проводилась налоговая проверка в отношении налогоплательщика (выездная или камеральная, при которой установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то по результатам рассмотрения ее материалов руководитель налогового органа вправе вынести решение:

  • о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В первом указывается размер выявленной недоимки, соответствующих пеней и подлежащего уплате штрафа, во втором могут быть обозначены суммы недоимки (если она была выявлена в ходе проверки) и пеней. Любой вариант решения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения налогоплательщику либо, в случае обжалования, со дня утверждения вышестоящим налоговым органом (п. п. 7, 8 и 9 ст. 101 НК РФ). Требование об уплате налога, пеней и штрафа налоговикам надлежит направить налогоплательщику в течение следующих 10 рабочих дней (п. 2 ст. 70 НК РФ).

После вынесения решений налоговый орган вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности его исполнения. Но осуществить это можно при наличии достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Сразу приостановить операции по счетам в банке налоговики не вправе. Прежде они обязаны использовать другую обеспечительную меру - запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ). Блокировку фискалами счета налогоплательщика в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ без наложения запрета на отчуждение его имущества однозначно не поддерживают судьи (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2011 N Ф03-2151/2011, ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 N А65-26985/2008, ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2009 N А05-11822/2008).

И только если стоимости такого имущества, по данным бухгалтерского учета, недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций по счетам (в порядке, предусмотренном ст. 76 НК РФ). Причем лишь в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней, штрафов и стоимостью имущества, на которое уже наложен запрет на отчуждение.

Пример 4. По итогам выездной проверки вынесено решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. В общей сложности на основании этого решения налогоплательщик должен бюджету 1 268 980 руб. Стоимость всего прочего имущества, на отчуждение которого налоговая инспекция наложила запрет, составляет 1 025 340 руб.
В этом случае инспекция вправе приостановить операции по счету организации в банке на сумму 243 640 руб. (1 268 980 - 1 025 340). Остальными средствами на своем счете организация имеет право распоряжаться по своему усмотрению.

Решения о запрете на отчуждение имущества и о приостановлении операций по счетам в банке налоговым органом нередко принимаются одновременно. Некоторые судьи считают это нарушением порядка и очередности принятия обеспечительных мер и признают решение о приостановлении операций по счетам незаконным. Такая позиция обосновывается тем, что в данном случае невозможно установить, какое из решений инспекция вынесла ранее (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.10.2011 N А12-23927/2010).

Выше приводилось, что приостановление операций по счетам в банке в качестве обеспечительной меры применяется в общем порядке, который установлен ст. 76 НК РФ. Повторимся, п. 2 ст. 76 НК РФ допускает блокировку счета только в случае принудительного взыскания, то есть уже после вступления в силу решения по итогам проверки и неисполнения в установленный срок требования об уплате налога.

Часть арбитражных судов, включая коллегию судей ВАС РФ, полагает, что применять п. 10 ст. 101 НК РФ можно только с учетом ст. 76 НК РФ. Поэтому приостановить операции по счету в банке можно только после того, как принято решение о взыскании (Постановления ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 N А12-12858/2009, от 11.03.2009 N А55-11389/2008, ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008 N А05-4463/2008 (Определениями ВАС РФ от 19.07.2010 N ВАС-9566/10, от 31.07.2009 N ВАС-7277/09, от 23.03.2009 N ВАС-3022/09 в передаче соответствующих дел в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Уральского округа от 03.04.2008 N Ф09-2050/08-С3).

Но имеются и противоположные решения. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа посчитали, что при блокировке счета в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ положения п. 2 ст. 76 НК РФ не применяются, потому что в случае их применения цель введения обеспечительных мер может быть не достигнута (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2009 N А56-19016/2008).

Такая же позиция изложена и в Постановлении ФАС Московского округа от 11.06.2008 N КА-А40/4978-08.

Научно-консультативный совет ФАС Волго-Вятского округа в своих Рекомендациях изложил следующее. Обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам в банке принимается не для принудительного взыскания налога, а для обеспечения возможности последующего исполнения решения по результатам проверки (после его вступления в силу), в том числе взыскания недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительные меры не должны излишне обременять налогоплательщика и затруднять его финансово-хозяйственную деятельность до вступления в силу решения. Именно этим объясняется последовательность мер: в первую очередь запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества, при недостаточности такой меры - приостановление операций по счетам в банке. Кроме того, поскольку решение налогового органа по результатам проверки еще не вступило в силу, а требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ) не направлено, решение о взыскании налога или сбора (ст. 46 НК РФ) не может быть принято. Соответственно, обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам в банке принимается при отсутствии решения о взыскании налога или сбора за счет денежных средств (п. 12 Рекомендации Научно-консультативного совета о практике применения налогового законодательства от 09.10.2008).

Разблокировка счета

Как было сказано выше, приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем:

  • получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа, если приостановление осуществлялось в обеспечение исполнения решения о взыскании недоимки;
  • представления налогоплательщиком налоговой декларации, если основанием для приостановления послужила ее неподача.

Однако нередко налоговые инспекции игнорируют эту свою обязанность. В случае же нарушения фискалами срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Начисление процентов осуществляется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Начисляются они на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни (п. 9.2 ст. 76 НК РФ):

  • неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика;
  • нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

Следовательно, если фискалы вовремя не разблокируют счет, налогоплательщик может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением (в произвольной форме) с указанием банковских реквизитов для перечисления суммы процентов. Полученную сумму финансисты настоятельно рекомендуют организации отразить во внереализационных доходах, поскольку в пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ ст. 76 не поименована (Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету. Как блокируется банковский счет за неуплату налогов. Какие платежи можно совершить с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией.

Вопрос: Задолженность по налогам. При какой сумме задолженности ИФНС имеет право заблокировать счет, в какие сроки это происходит? Есть ли возможность и при каких обстоятельствах ИФНС может не заблокировать счет и что для этого требуется, как сослаться га статью 64 НК, так как компания может погасить только часть долга по налогам.

Ответ: Налоговая инспекция вправе приостановить операции по счетам при наличии недоимки. При этом сумма недоимки не имеет значение. Блокировка счета не распространяется:

на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Т.е. текущие платежи по налогам и сборам, при наличии денежных средств на счетах, будут перечисляться в бюджет в установленные сроки, а так же будут исполняться банком поручения на перечисление платежей 1 и 2 очереди (в т.ч. заработная плата).

Снять приостановление операций по счетам налоговая инспекция имеет право только при полном погашении недоимки налогоплательщиком, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), - если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа)

При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении.

Отсрочка или рассрочка уплаты задолженности по налогам и сборам предоставляется только при наличии определенных условий, установленных НК РФ

При наличии таких оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган (статья 63 НК РФ). К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки или рассрочки. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. При получении налоговым органом решения об отсрочке или рассрочке уплаты задолженности, приостановление операций по счетам будет снято.

Подробный порядок подготовки документов для получения рассрочки (или отсрочки) приведен в Обосновании к настоящему ответу.

Обоснование


Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету

Блокировка за неуплату налогов

Как блокируется банковский счет за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходныеоперации по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца и пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6 .

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Какие платежи можно совершить с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией

Блокировка счета не распространяется:

на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

в первую очередь - по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь - по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь - по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;

в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности. В том числе по платежкам, которыми организации перечисляют в бюджет текущие налоги, сборы и страховые взносы.

Взыскание налогов в принудительном порядке, то есть по требованию инспекций, относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной - третьей - очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955 , от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537 , от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 .

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

орального вреда;

сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;

сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;

сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счеторганизации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112 .

Решение о блокировке

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Исключение - специальные избирательные счета и специальные счета фондов референдума. Такой порядок установлен статьи 76 Налогового кодекса РФ.1

В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738 .

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, - если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 , НК РФ);

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком обязанности обеспечить прием по местонахождению организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по ТКС (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление ;

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), - если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63 , п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговый Кодекс РФ

Содержание

Одно из самых эффективных средств для воздействия на налогоплательщика – это приостановка любых банковских операций на его счетах. Основная идея нововведения – запрет любым банкам под угрозой штрафных санкций открывать новые счета у физических лиц и организаций, которые подверглись подобным санкциям. Для системной проверки сведений обо всех, блокированных с подачи налоговых органов счетах, была введена электронная система информирования банков о приостановлении операций.

Что значит приостановление операций по счетам в банке

Согласно статье 76 НК РФ банк устанавливает ограничение на все расходные операции клиента, по указанию Федеральной Налоговой службы, хотя зачисление на счет и работа с вкладами разрешается. Блокировка счетов касается физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют прописанные в том же нормативном акте выплаты, исполнение которых идет по установленному приоритету.

  • взносы в ПФР и ФСС;
  • списание налогов;
  • выплата заработной платы сотрудникам (если речь идет об организации);
  • исполнительные документы и добровольные платежи.

Где получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков

С 2014 года на сайте Федеральной налоговой службы была введена «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». Здесь бесплатно можно сделать запрос по:

  • состоянию обработки файлов кредитного учреждения;
  • действующим решениям по блокировке;
  • участникам обмена;
  • сводным архивным файлам из ФНС РФ в ТУ и банки;
  • направленным из ФНС РФ электронном документообороте.

Информирование банков о физических лицах и организациях, которые подверглись санкциям по блокировке счетов, было введено приказом ФНС Российской федерации от 20 марта 2015 года № ММВ-7-8/117. Для банков это было очень актуально, ведь за возобновление сотрудничества с предприятием, счета которого заблокированы, грозит штраф в размере 20 тысяч рублей (это прописано в НК РФ п. 1 статья 132).

Система информирования банков о приостановлении операций называется «БанкИнформ» и позволяет получить актуальную информацию по контрагентам и работе с файлами банка:

  • о состоянии направленных банком файлов;
  • о решениях и постановлениях, которые относятся к запрашиваемому налогоплательщику, включая точную дату и номер постановления;
  • о состоянии банка в процессе подключения к электронному документообороту.

Как работает сервис «система информирования банков о состоянии обработки документов»

В данном сервисе содержатся решения о санкциях налоговых органов по любым предприятиям или физлицам. Можно узнать точную дату и номер блокировки любых операций по счетам, включая электронные переводы и время размещения решения в системе информирования банков. Кредиторы смогут посмотреть состояние своих контрагентов. Информация предоставляется по запросу любого пользователя.

Проверка блокировки счета на сайте налоговой – общедоступна, плата за ее использование отсутствует. Представителю банка (как и любой другой организации) может помочь система информирования банков о состоянии электронных документов. Чтобы посмотреть нужную информацию нужно зайти на сайт Федеральной Налоговой Службы. Кроме того в интернет-сервисе информирования можно получить информацию, на каком этапе находится обработка файлов по 311-П.

За что блокируют счет

В статье 76 Налогового Кодекса РФ подробно прописаны причины, по которым денежные средства на счетах подлежат блокировке:

  1. Физическое лицо, ИП или организация не исполнили вовремя обязанность по уплате налогов, штрафов или пеней в федеральный бюджет (узнайте о формировании отчетности в ФСС онлайн);
  2. Непредставление налоговой декларации в соответствующие органы в течение одной декады (10 дней).
  3. Неподтверждение приема требования налоговой по предоставлении документов или вызова в налоговые органы;
  4. Непредставление в течение 10 дней расчет НДФЛ по своим работникам (ежеквартально)

Первые два случая – это задолженности по налогам. Когда налогоплательщик не сдал отчетность, на его счетах блокируются все денежные средства, если же не были уплачены штрафы или пени, то блокируется только сумма, равная неуплаченному штрафу. Другая категория нарушений – санкции за отсутствие уведомления о передаче важных налоговых документов.

Как проверить приостановления по счету на сайте ИФНС

Проверка на предмет блокировки средств на банковских счетах проводится на сайте ИФНС онлайн. В систему направляется запрос в раздел: «Действующие решения по приостановлению», далее ввести данные о компании – ИНН или БИК любого банка. Система информирования банков о приостановлении операций будет полезна не только кредитным организациям, но и компаниям, которые хотят получить информацию о контрагенте, не подвергался ли он блокировке счета со стороны налоговиков.

Проверка клиента по ИНН

Сегодня налоговые органы могут предоставить информацию по любому налогоплательщику, в том числе и о блокировке его счетов по запросу ФНС. Можно воспользоваться такой услугой, как информирование банков о приостановлении операций. Для этого нужно знать Идентификационный Номер Налогоплательщика (ИНН), чтобы ввести его в разделе по информации о действующих решениях по санкциям на средства по банковским счетам.

Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

Что делать, если банк приостановил операции по счету

Стоит помнить, что ИФНС может уведомить вас о блокировке постфактум, то есть за день-два до начала санкций, поэтому реакция на любые письма налоговой с требованиями уплаты долга должна исполняться оперативно. Надо собрать все официальные документы, поступившие из налоговой. Это важно, если вы не согласны с решением и хотите обжаловать его в арбитражном суде. Проверьте, соблюдены ли все сроки и очередность, прописана ли сумма неуплаты налога, наличие нужных подписей, ссылки на основной документ (требование о блокировке).

Как разблокировать счет

Первое, что нужно сделать, если банк по запросу налоговой произвел блокировку, устранить ее причину, то есть оплатить задолженность по налогам, пени или штрафы или направить несданную вовремя налоговую декларацию или отчет по НДФЛ по сотрудникам. Главное, чтобы нашлась нужная сумма, тогда ее можно списать по инкассовому поручению. В этом случае возобновление движения денежных средств происходит в течение одного дня с момента приема истребованных квитанций и документов, либо посещения налоговой лично, либо перечисления денег на погашение задолженности.

Незаконное приостановление операций по расчетному счету

Случается, что налоговая неправомерно блокирует счета физических лиц и организаций. Например, решение о взыскании налога не было вынесено или же не были соблюдены указанные в нормативном акте сроки. В этом случае можно заставить налоговые органы признать это решение неправомерным и получить начисление процентов от суммы, которая была арестована.

Причинами, при которым можно призвать налоговую к ответственности за неправомерную приостановку движения средств и получить денежную компенсацию в виде пеней:

  • решение о блокировке было произведено после того, как закончился срок на его принятие;
  • налоговая направила в банк постановление о снятии блокировки с опозданием;
  • решение о снятие блокировки средств на счетах было принято с опозданием, то есть не в установленные сроки после того, как налогоплательщик выполнил требования налоговой инспекции.

Видео

­ Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Как получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - способы проверки

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - это прекращение банком всех расходных операций по счетам организации или ИП (п. 1 ст. 76 НК РФ). Банк перестает проводить операции на основании решения, полученного от налогового органа. При этом налоговая должна передать сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщику, направив ему копию решения не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения (п. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 76 НК РФ). Кстати, с тем же успехом ИФНС может выдать «распоряжение» на блокировку счета налогового агента, плательщика взносов или плательщика сбора (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам может быть:

  • непредставление налогоплательщиком декларации, срок подачи которой был пропущен, в течение 10 рабочих дней после срока (п. 6 ст. 6.1 , пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). За непредставление расчета по авансовому платежу, а также расчета по страховым взносам счет не заблокируют (Письма ФНС от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663 , Минфина от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556);
  • непредставление налоговым агентом своевременно не поданного расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ , п. 2 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515);
  • неисполнение в срок требования об уплате налога, взноса, пени, штрафа (п. 1 ст. 69 , п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • наложение налоговиками запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества по итогам налоговой проверки. В этом случае ИФНС может приостановить операции по счету в качестве обеспечительной меры, если общая стоимость имущества по данным бухучета меньше суммы недоимки, пени и штрафов, подлежащей уплате налогоплательщиком (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • непредставление организацией, обязанной сдавать налоговые декларации и расчеты в электронном виде, налоговому органу в срок квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган (п. 5.1 ст. 23 , пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • необеспечение условий для получения документов в электронной форме по ТКС из ИФНС налогоплательщиком, у которого появилась обязанность представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 , пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ , Письмо ФНС от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@). При таких обстоятельствах организация должна, к примеру, заключить договор с оператором электронного документооборота и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. А если она этого не сделает, налоговики будут вправе заморозить ей счет.

Проведение платежей не смотря на приостановления по счетам налогоплательщика

Наличие приостановлений по счетам налогоплательщика не означает, что по ним нельзя провести вообще ни одной операции.

Во-первых, если на счете денег было больше, чем заблокированная сумма, то свободным остатком средств организация или ИП может спокойно распоряжаться по своему усмотрению (п. 2 ст. 76 НК РФ). Однако при приостановлении операций за непредставление декларации блокируется вся сумма денег на счете (Письмо Минфина от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).

Во-вторых, даже при полной заморозке счета налогоплательщик может уплачивать с него налоги, сборы, взносы, пени и штрафы, зачисляемые в бюджетную систему РФ, а также делать платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ , п. 2 ст. 855 ГК РФ). К ним относятся платежи:

  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам о выплате выходных пособий и зарплаты работавшим по трудовым договорам, а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по перечислению зарплаты работникам. А также платежи по поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и взносам (3-я очередь);
  • по исполнительным документам в отношении других денежных требований (4-я очередь).

В настоящее время достаточно часто имеет место приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Такая мера воздействия используется контролирующими органами. Следует сказать, что это создает существенные препятствия для предпринимательской деятельности юрлиц и ИП. Кроме того, далеко не всегда использование этого инструмента правомерно. Рассмотрим далее, когда допускается приостановление операций по счетам в банке в отношении налогоплательщика.

Общие сведения

Приостановление операций по счетам в банке означает фактическую заморозку средств. То есть владелец не может их никуда переместить. Исключением являются только те операции, осуществление которых, в соответствии с ГК, предшествует обязательству отчислять сборы и налоги. При этом зачисления осуществляются без каких-либо ограничений. Основания, по которым производится приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, могут быть различными.

Неисполнение обязательств

Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания. Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

Непредоставление декларации

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Срок давности

Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

Дополнительно

С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде. Это установлено в ст. 10 ФЗ № 134. Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях уклонения от погашения обязательств перед бюджетом и непредоставлении декларации в установленные сроки. Блокировка средств по иным основаниям не допускается.

Важный момент

Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке. Статья 76 Кодекса будет действовать, если субъект вообще не сдал отчетность. Вместе с этим контрольный орган может принять при необходимости обеспечительные меры. В числе которых, в частности, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о блокировании

Существует определенный порядок приостановления операций по счетам в банке. Соответствующее распоряжение утверждается руководителем ФНС или его заместителем. Информирование банков о приостановлении операций по счетам осуществляется в электронном виде. Решение должно быть направлено в обслуживающую субъекта организацию. Копия распоряжение должна быть также передана предприятию-должнику. При этом обязательно должно быть документальное подтверждение того, что субъект получил решение. Это может быть расписка или иная бумага. Предприятие должно получить уведомление не позднее следующего дня после принятия решения. Уполномоченные органы обязаны соблюсти порядок приостановления операций по счетам в банке. В противном случае их действия могут быть оспорены.

Что попадает под блокировку?

Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций. При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам. Заморожены могут быть не только р/с. Блокировка может касаться и корпоративных счетов, предназначенных для осуществления работниками расчетов с использованием корпоративных банковских карт и учета операций по ним. Пояснение по этому поводу в 2010 году дал Президиум ВАС.

Исключения

Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

  • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
  • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
  • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

Депозиты

Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

Ограничения и возможности ФНС

Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы. Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

Приостановление операций по счетам в банке: выплата зарплаты

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности. Следующими по очереди будут расчеты по платежным бумагам. В них, кроме оплаты труда работникам, может предусматриваться поручение ФНС на списание и перечисление задолженностей по бюджетным отчислениям, ФСС и ПФР – на отчисление страховых взносов.

Другие требования

В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь. При недостаточном количестве средств для удовлетворения требований ФНС, финансовая организация, обслуживающая должника, перечисляет сначала средства по документам 1 и 2 очереди.

Особенности списания

Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом. При блокировании по причине непредоставления декларации и при отсутствии поручения от ФНС на списание бюджетных отчислений, обслуживающая организация может удовлетворить требования платежных документов по з/п лиц, работающих по трудовому контракту.

Запреты

Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты. Для обеспечения реализации этого предписания был введен специальный интернет-сервис. Он позволяет банковским структурам оперативно получать информацию о наличии решений о приостановлении расчетных операций на счетах клиентов и переводов электронных средств.

Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги. Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

Разблокировка

Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

  1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
  2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

Заявление

Право на отмену решения о приостановлении расчетных операций возникает тогда, когда на счете образуется сумма, превышающая ту, что указана в распоряжении. Заявление составляется в произвольной форме. В тексте указывается счет, на котором присутствует достаточно средств для погашения задолженности. К заявлению прикладывается подтверждающий документ. Им является банковская выписка. Кроме этого, указываются р/с, которые необходимо разморозить. ФНС в двухдневный срок должна вынести решение об удовлетворении заявления и отмене вынесенного ранее распоряжения в части превышения суммы задолженности.

Ответственность ФНС

В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб. При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не может заморозить р/с?

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Выводы

Основания, по которым налоговая инспекция может приостановить расчетные операции по счетам должника, перечислены в ст. 76 НК. Этот список считается исчерпывающим. Никакие иные причины не могут послужить основанием для блокирования счета. Это необходимо знать не только самому предпринимателю/организации, но и финансовой структуре, которая его обслуживает. Кроме этого, следует учитывать, что блокировка может касаться только тех р/с, которые открыты на основании соответствующего договора.

Приостановление операций по иным счетам (транзитным, депозитным, ссудным и пр.) является поводом для оспаривания действий ФНС. Возможности должника при блокировке будут зависеть от количества средств, которые находятся на его р/с. Если денег больше, чем сумма задолженности, то операции можно будет осуществлять. Заморожены будут средства в размере непогашенных обязательств, а все остальные будут находиться в свободном распоряжении субъекта. При этом такой счет нельзя будет закрыть. При погашении обязательств должна соблюдаться очередность, установленная в Кодексе. Блокировка не может распространяться на платежи, которые по закону должны быть выплачены до задолженности перед бюджетом.

Заключение

Несомненно, приостановление операция по расчетным счетам крайне негативно отражается на деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Во избежание такого рода проблем специалисты рекомендуют со всем вниманием отнестись к своевременному исполнению своих обязательств. Это касается не только отчислений в бюджет, но и предоставления отчетности в установленные сроки и в надлежащем виде. Если же блокирование расчетных операций произошло, не следует затягивать с решением проблемы.

Если средств на р/с недостаточно, нужно в максимально короткие сроки это исправить. Рассчитавшись со всеми долгами, следует незамедлительно уведомить об этом контрольный орган и подать соответствующее заявление на снятие блокировки. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее, соответственно, средства будут разморожены. В законодательстве установлены достаточно короткие сроки, в которые ФНС должна принять решение об отмене приостановления расчетных операций. Поэтому проблема может быть решена уже в ближайшее время после погашения задолженностей. Если же уполномоченный орган затянул принятие решения, он будет обязан компенсировать свое бездействие выплатой процентов.