Размер закят аль-фитр и время его выплаты. Когда следует выплачивать закят аль-Фитр? Постановление относительно закята фитр

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه.

أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

قال الله تعالى في القرآن الكريم ﴿قُل هُوَ الله أَحَد

Хвала Аллаhу Всевышнему, существующему вечно без начала и без конца. Мы восхваляем Творца, Который даровал нам Веру и истинную религию и дал нам разум, с помощью которого мы отличаем истину от заблуждения. Хвала Всемогущему Создателю, Который Своей милостью послал нам Пророка Мух аммада! Мы возвеличиваем Аллаhа за то, что даровал нам быть последователями самого лучшего из созданных Пророка Мух аммада, мир Ему, оградив верующих от идолопоклонничества.

Просим Всемогущего Аллаhа даровать ещё больше почтения, милости и благословения Пророку Мух аммаду, а также Его братьям - Пророкам и Посланникам, мир Им всем!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, Единственного, у Которого нет соучастника и свидетельствую, что Мух аммад Его раб и Посланник, послан для всего человечества и джиннов.

Советую вам и себе быть богобоязненными, соблюдать то, что повелел Аллаh Всевышний и избегать то, что Он запретил.

Аллаh Всевышний сказал в Священном К ур`ане (Сура «Аль-Бак араh», Аят 197):

وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ

Это означает: «Запасайтесь же (для следующей, вечной жизни), ибо лучший припас - это благочестие. Будьте богобоязненными, о, обладающие разумом!» .

Дорогие единоверцы! Благоразумный тот, кто берет поучительный урок из жизни, видя, как быстро идет время, проходят годы. И все это для того, чтобы заполнить каждое мгновение своей жизни благом, поклонением и покорностью Создателю, чтобы Аллаh одобрил наши дела. Это нужно успеть до наступления смерти. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

" الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ، وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ، وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا، وَتَمَنَّى عَلَى اللَّهِ "

Это означает: «Разумный тот, кто управляет своими желаниями и работает для того, чтобы быть счастливым в следующей жизни после смерти. А слабый тот, кто следует на поводу своих низменных желаний и страстей, совершая грехи и при этом возлагая надежду на милость Творца».

В месяц Рамада н закрываются врата ада и открываются врата рая. Предводители шайтанов заковываются в цепи. Поэтому в этот благословенный месяц старайтесь сделать больше благих деяний, одно из которых выплата Закята Аль-Фит р .

Уважаемые мусульмане!

Закят Аль-Фитр - это милостыня за тело верующего. Она является обязательной для каждого мусульманина, имеющего дополнительные средства, кроме своих долгов и тех средств, которые необходимы ему для обеспечения потребностей его самого и тех, кто находится на его обеспечении, если они мусульмане.

Напоминаю вам о Закяте Аль-Фит р, который становится обязательным для тех, кто застал последнюю часть месяца Рамада н и первую часть месяца Шауу аль. И это происходит, когда человек дожил до захода солнца последнего дня Рамада на, но если на свет появился новорожденный после захода солнца последнего дня месяца Рамада н, то за него не обязательно давать Закят Аль-Фит р.

Мужчина должен выделить милостыню за себя, свою жену (мусульманку) и своих детей, не достигших половой зрелости, а также за каждого бедного родственника, на которого по Шари’ату он должен расходовать свои средства, как отец, мать и так далее. Нельзя выдавать Закят Аль-Фит р за богатых родителей или совершеннолетних детей без их разрешения. Поэтому нужно быть внимательными, так как много людей не знают этого правила и выдают Закят Аль-Фит р за совершеннолетних детей без их разрешения, из-за этого обязанность выдавать Закят Аль-Фит р остается на совершеннолетних детях.

Закят Аль-Фит р можно отдавать на протяжении всего месяца Рамада н или в день Праздника Разговения, но не позже захода солнца этого дня. Лучше всего сделать это в день Праздника до выполнения Праздничного Намаза.

При выделении Закята Аль-Фит р должно быть сделано намерение о выдаче обязательного Закята, а если выданная милостыня превышает обязательный размер Закята, то нужно сделать намерение, что остаток сверх обязательной милостыни передается в качестве с адак а.

Уважаемые братья и сестры! Закят Аль-Фит р по школе имама Аш-Шафи‘ий и Маликий - это 1 с а ‘ наиболее употребляемого в пищу продукта, то есть 4 пригоршни, каждая из которых - это объем полных обеих ладоней среднего мужчины. А по школе имама АбуХ анифа Закят Аль-Фит р составляет ½ с а ‘ пшеницы или муки, или 1 с а ‘ фиников или изюма, или ячменя, или же их стоимость, даже если дается бумажными деньгами. 1с а ‘ в школе имама АбуХ анифа - это 6 пригоршней. Так, например, если выдавать по стоимости муки или пшеницы, то достаточно 50 рублей за одного человека.

В К ур`ане сказано что, существуют восемь категорий людей которым можно выдать Закят Аль-Фит р в наше время и нашей местности наиболее часто встречаются две из них: это фак ыры и мискины.

  • Факыр то есть нищий, по Шари’ату нищим считается человек не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования.
  • Мискин то есть нуждающийся, это человек который имеет больше половины того, что необходимо для жизни, однако не обеспечивающее достаток.

Выделение Закята Аль-Фит р желательно начинать с родственников (бедные братья, их дети, тети, дяди со стороны матери, со стороны отца, их дети и другие родственники), соседи, знакомые, жители села, города и так далее.

Кому Закят Аль-Фит р не выдается: родителям, бабушке, дедушке; детям, внукам; муж жене, жена мужу; не мусульманам; богатым; на нужды мечети, строительство дорог и тому подобное.

Дорогие мусульмане, как бы мы не старались, но в одной проповеди трудно дать всю информацию о Закяте Аль-Фит р. Поэтому стремитесь изучать нашу религию, получать знания и узнавать ответы на вопросы у достоверных учителей.

Пусть будет принят ваш Пост! Пусть будут прощены ваши грехи! Просим Аллаhа даровать еще больше сил и крепкого здоровья для соблюдения Законов Бога, а также увеличение религиозных знаний и укрепление веры!

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

__________________________________________________________________

الْحَمْدُ للهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ وَعَلَى ءَالِهِ وَأَصْحَابِهِ الطَّيِّبِينَ الطَّاهِرِينَ، عِبَادَ اللهِ أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَظِيمِ

قال الله تعالى ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات

11 233

Фетвы шейхов Ибн База, Альбани и Усаймина (да помилует их Аллах) относительно закята фитр.

Постановление относительно закята фитр?

Имам Ибн Баз : “Закят фитр является обязательной Сунной, и его следует давать до праздника”.

“Фатава нур аля дарб”

Имам Усаймин : “Закят фитр — это обязательное пожертвование. Доводом на это является хадис Ибн Умара: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выплату закята фитр за каждого мужчину и женщину, свободного и раба, взрослого и ребёнка из числа мусульман в размере одного са [мера сыпучих тел, которая равняется примерно 2,5 кг] фиников или пшеницы» (Бухари)”.

“Шарх мумти”, 6/150

Для кого закят фитр является обязательным?

Имам Усаймин : “Достоверным мнением является то, что каждый должен давать закят фитр сам за себя, если у него есть на то материальная возможность: жена, отец, дочь и т.д. — все дают сами за себя. За маленьких детей, не обладающих имуществом, закят фитр должны давать их родители. Именно так поступали сахабы (да будет доволен ими Аллах)”.

“Шарх мумти”, 6/150

Имам Ибн Баз : “Мужчина даёт закят фитр за себя и свою семью: жену и маленьких детей, которые на его попечении. Если у женщины нет мужа, то она выплачивает закят фитр сама за себя”.

“Шарх булуг аль-марам”

В чем мудрость выдачи закята фитр?

Имам Усаймин : “Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил постящимся в обязанность закят фитр как очищение за пустословие и сквернословие [которые могли иметь место у постящегося во время его поста — шарх шейха Усаймина] , а также чтобы накормить бедняков [дабы они радовались на праздник так же, как это делают обеспеченные люди — шарх шейха Усаймина]» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим)”.

“Фатава харам маккий”, 1407 г.х.

Кому дается закят фитр?

Имам Альбани : “Слова Пророка (мир ему и благословение), переданные Ибн Аббасом: «чтобы накормить бедняков» указывают на то, что его дозволено давать лишь бедным. Таково мнение шейхуль-ислама Ибн Таймии. Поэтому Ибн Кайим сказал в своей книге “аз-Зад”: «В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), это пожертвование дозволено раздавать исключительно беднякам» .

“Тамам аль-минна”

Может ли отец дать закят фитр своей замужней дочери?

Имам Ибн Баз : “Нельзя давать закят фитр дочери. Если ее муж является бедным, то можно отдать ему, но только если он бедный. Что же касается дочери, или дочери дочери, дочери сына [т.е. внучек], бабушки, отца и других прямых родственников [т.е. те, которые происходят от него или от которых произошёл он], то им закят фитр не полагается. Можно также отдать своей сестре, тете, или дяде, если они бедные. То есть тем, кто не живет с ним в одном доме”.

“Фатава нур аля дарб”

Когда следует давать закят фитр?

Имам Ибн Баз : “В соответствии с Сунной его следует раздать незадолго до праздничного намаза, если есть на то возможность. Можно также отдать за день или два до праздника, как это делали некоторые сподвижники. Нафи передал, что Ибн Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение) приказал нам раздать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничную молитву» . Далее Нафи сказал: «Сам же Ибн Умар раздавал его за день или за два [до праздника] « (Абу Давуд)”.

“Фатава нур аля дарб”

При этом, не дозволено давать закят фитр после праздничного намаза. В таком случае эта милостыня не будет принята как закят фитр. Доводом на это является хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Закят фитр того, кто отдаст его до праздничного намаза, будет принят. Для того же, кто даст его после намаза, это будет считаться обычным пожертвованием из числа добровольных пожертвований (садака)» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

“Фатава харам маккий”, 1413 г.х.

В каком размере следует давать закят фитр?

Имам Ибн Баз : “Закят фитр следует давать в размере одного са Пророка (мир ему и благословение), что равно четырём полным пригоршням обеих рук нормального взрослого человека. Таково определение са в словаре”.

“Маджму фатава”, 14 том

Имам Ибн Баз : “Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы давали закят фитр во время Пророка (мир ему и благословение) в размере одного са еды, или са фиников, или пшеницы, или же изюма» . В другой версии хадиса: «или са творога» (Бухари, Муслим).

Обязательным является выплата закята размером в са любого вида продукта. Са - это четыре полные пригоршни обеих ладоней, что равняется в весовой мере примерно трем килограммам. Если мусульманин даст са риса или любого другого продукта питания, распространенного в его стране, то этого будет достаточно”.

“Маджаля аль-бухус аль-исламия”, 17/79-80

Можно ли давать закят фитр в денежной валюте?

Имам Ибн Баз : “Давать закят фитр в денежной валюте неправильно, и сделавший это не получит награды, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение): «Деяние [поклонение] того, кто сделает его без нашего на то указания, будет отклонено» , т.е. не будет принято от него. В “Сахихе” Бухари и других достоверных источниках передается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выдачу закята фитр в размере одного са фиников или пшеницы» . «Вменил в обязанность» , — т.е. сделал абсолютно обязательным. Именно этого мнения придерживался имам Малик”.

“Фатава нур аля дарб”

Имам Усаймин : “Мнение имама Малика о том, что закят фитр раздается в виде продуктов, а не выплачивается деньгами, является верным. Такого же мнения придерживались имамы Ахмад и Шафии. Данное мнение является верным, потому что Сунна указывает на это”.

“Маджму фатава ва расаиль”

Подготовил: Рамин Муталлим

Это милостыня за тело мусульманина, а не за его имущество. Она является обязательной для каждого мусульманина, имеющего дополнительные средства, кроме тех, которые необходимы ему для обеспечения самого себя и тех, кто находится на его иждивении, если они мусульмане, на день праздника Фит р, а также на его ночь .

Милостыня выдается в размере с а‘а продуктов, наиболее употребляемых в данной местности (например, пшеницы). Пророк Мух аммад, мир Ему определил размер с а ‘а так: четыре пригоршни ладоней средней величины.

Милостыня вручается бедному, нуждающемуся, а также каждому, кто имеет право получить Закят.

Мужчина должен выделить милостыню за себя, свою жену (мусульманку) и своих детей, не достигших совершеннолетия, а также за каждого родственника, которого в соответствии с Шари’атом он должен обеспечивать, как, например, нуждающиеся родители и так далее. Закят Аль Фитр не выделяется за немусульманина (это не является обязательным).

Милостыня не принимается в том случае, если она выделяется за совершеннолетнего сына без его разрешения. На это нужно обращать внимание, так как многие люди не знают этого правила и выдают Закят Аль Фитр за своих совершеннолетних сыновей без их разрешения.

При выделении Закята Аль Фитр, как и любого другого Закята, необходимо сделать нийят (намерение). Его можно сделать в то время, когда отделяют определенный объем продуктов, которые должны быть розданы как Закят. А также намерение можно сделать при раздаче Закята. Но необходимо, чтобы намерение было сделано не позже этого.

Пример намерения в сердце: «Это Закят за мое тело».

Это в соответствии с Х адис ом Пророка, мир Ему:

﴿إِنَّمَا الأعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ﴾

Это означает «Воистину вознаграждение за благие дела зависит от намерения» . При совершении благих дел необходимо правильное намерение.

Закят Аль Фитр является обязательным с момента захода солнца последнего дня Рамадана, за каждого мусульманина, который жил даже в последнюю часть месяца Рамадана и хотя бы часть месяца Шауу аль. Например, родился до захода солнца последнего дня месяца Рамадан и дожил до дня Праздника, т.е. остался в живых после захода солнца последнего дня Рамадана.

То есть отец или попечитель обязан выделить Закят Аль Фитр за новорожденного, родившегося в последние дни Рамадана и оставшегося живым до полного захода солнца последнего дня месяца Рамадан.

Передача милостыни бедным должна осуществляться до захода солнца праздничного дня. Нельзя опаздывать с передачей милостыни без уважительных причин. Разрешается выполнить это раньше указанного времени, начиная с первого дня Рамадана, но лучше выделить милостыню в день праздника до , то есть праздничного Намаза Фит ра.

_______________________________

По школе имама Абу Х анифы выдавать Закят Аль Фитр, а также делать Жертвоприношение обязан тот, кто имеет нис аб (эквивалент около 83 граммов чистого золота).

По школе имама Абу Х анифы муж не дает Закят Аль Фитр за свою жену.

Вам может понравится

Каждый верующий в месяц Рамадан с особым чувством ожидает великую ночь, которая именуется «Ляйлятуль Кадр» или «Ночь предопределения». Это лучшая ночь в году, которая бывает лишь в месяце Рамадан. Сказано в Кур’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن о том, что она самая почетная, а доброе дело, совершенное этой ночью, лучше, чем дополнительные поклонения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Ночь Ляйлятуль Кадр может быть в любую из ночей месяца Рамадан, но большая вероятность того, что она будет в последние десять дней этого благословенного месяца. Тем не менее, точная дата этой ночи известна лишь Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую . Мудрость этого заключается в том, чтобы верующие старались больше соблюдать Повеления Аллаха и совершать благие поступки на протяжении всего месяца Рамадан

В разные времена в эту величественную ночь Аллах ниспослал известные Священные Книги: Забур, Таурат, Инджиль. Именно в эту благословенную ночь был ниспослан Аль-Кур’ан Аль-Кярим на первое небо в Бейт Аль-‘Изза. А уже после этого Аяты Кур’ана были ниспосланы Пророку Мухаммаду постепенно в течение двадцати трех лет. Сказано Пророком, мир Ему, что Кур’ан был полностью ниспослан на первое небо ночью двадцать четвертого числа месяца Рамадан.

Также сказано в Кур’ане, что в эту ночь спускаются ангелы, в числе которых самый почетный из них — ангел Джнбранль, мир Ему. Абу-Хурайра сказал, что количество ангелов на земле в эту ночь больше количества камней.

Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр?

В эту ночь Аллах дает знать ангелам о тех событиях, которые произойдут в течение следующею года: о том, кого постигнет смерть, а кто начнет новую жизнь; кого из рабов Аллаха поразит болезнь, бедность или несчастье; кому Аллах даст блага, здоровье и богатства и т.п. Эта ночь названа так потому, что в эту ночь земля наполняется ангелами, которые спускаются с небес.

Существуют некоторые признаки, по которым можно узнать «Ляйлят Аль-Кадр». Из них — видение особого света, который создал Аллах. Этот свет большой и яркий, отличающийся от света солнца, луны или электричества. Признаком считается видение преклоняющегося дерева или возможность услышать голоса ангелов, а также видение ангелов в их настоящем виде.

Необходимо до прекращения поста быть уверенным в том, что солнце уже зашло. Когда же верующий будет уверен, что это произошло, ему необходимо немедленно прекратить пост. Об этом сказал Пророк Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, в хадисе, который передал имам Муслим, означающее:

«Люди будут в благополучии если поспешат прекратить Пост»

Прекращая пост, Пророк Мухаммад, мир Ему. советовал съесть финик, но, если его невозможно достать, в этом случае следует выпить воду. Передал Абу Даууд о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Если кто-то из вас завершит Пост, то начинает прием пиши с финика. Если не нашел финика — пьет воду»

Перед началом трапезы желательно произнести следующее:

«Я уаси’аль-магъфирати игъфирли Бисмилляhир-Рах манир-Рах им»

«О, Aллаh! Ты Всемилостивый, Прощающий! Прости мои грехи! Я начинаю с Именем Аллаhа, Милостивою для всех на этом Свете и только для верующих на Том Свете».

«Аллаhумма ляка съумту уа `аля рызкъыкя афтъарту»

«О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пишу, которую Ты даровал мне»

Благословенное время сахур

Сахур — время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением каждого дня поста в Рамадане могут принимать пищу. В это время желательно выпить хотя бы глоток воды. Передал имам Муслим о том. что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Соблюдайте сахур — это время благословенное»

В месяц Рамадан желательно давать больше милостыни, поддерживать связь с родственниками, читать Къур’ан, угощать постящихся на ифтарах, находиться в мечети.

Необходимо помнить, что очень важно постоянно контролировать свою речь и поступки, совершать как можно больше благих деяний, постоянно думать о совершении добрых поступков, а также подавлять в себе несдержанность и агрессивность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Пост — это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает половой акт в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо намерен спровоцировать его на ругань или драку, пусть скажет тому человеку, что он соблюдает пост». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Абу Хурайры.

В мусульманских странах существует традиция оповещать, верующих о начале священного месяца Рамадан выстрелом из пушки. Некоторые считают, что впервые пушка Рамадана появилась в Египте в 9-10 веке, говорят, что в Каирской Цитадели до сих пор находится тот самый экземпляр из которой впервые был сделан выстрел.

Традиция оповещать мусульман о начале месяца Рамадан выстрелом из пушки

Считается, что использовать пушки для оповещения верующих о начале Поста стали из-за расширения границ Каира — одного призыва уже не хватало, а эхо выстрела разносилось далеко вокруг, и жители не только города, но и окрестностей узнавали о том, что на следующий день начинается Пост. Эта традиция постепенно распространилась в другие мусульманские страны.

В некоторых странах верующих стали оповещать выстрелом пушки и об окончании поста каждый день на закате солнца.

Сегодня эта традиция сохранилась в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции. Тунисе и многих других мусульманских странах.

Еще одна мусульманская традиция будить постящихся на сахур барабанным боем имеет османские корни. Во времена Османского государства, специально нанятые правителем барабанщики (даяулджи) будили жителей перед рассветом.

Ночной обход «аль-мусахерати» (традиция будить постящихся на сахур)

Барабанщики ходили по всем улицам, стуча в специальный барабан (давул) и распевая четверостишия, в которых восхваляли Рамадан. Бой барабанов пробуждал верующих ото сна, чтобы они могли подняться и поесть перед тем, как целый день посилься. По обычаю, первой по бою барабана поднималась хозяйка (обычно мать семейства) или повар тот, кто готовит в доме, чтобы приготовить еду на всю семью, а затем они будили для приема нищи всех остальных домочадцев. После окончания Поста жители награждали давулджи деньгами за то, что они исправно будили их весь месяц.

Наличие в современных домах будильников и мобильных телефонов не оставляют надобности в барабанщиках, однако в Турции, откуда во многие мусульманские страны распространилась эта традиция, встретить давулджи в священный месяц Рамадан можно и сегодня в больших городах в каждом районе есть свой барабанщик, который как и много веков назад будит постящихся и восхваляет Рамадан.

Закят аль-фитр – это благотворительное пожертвование, которое раздается по окончании поста в месяц Рамадан. Иногда его называют также садака аль-фитр. Слово «фитр» означает то же самое, что и «ифтар» – трапеза, которой завершается пост. Фонд «Солидарность» на протяжении семи лет принимает и распределяет закят аль-фитр деньгами среди нуждающихся.
В отличие от закята, обязательного только для состоятельных мусульман,закят аль-фитр должны отдавать все, у кого есть хоть какие-то средства. Ибн‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву» (аль-Бухари»).
Глава семьи может выплатить необходимое количество за всех ее членов. Абу Саид аль-Худри рассказывал: «От имени наших стариков и детей, свободных и рабов мы обычно отдавали, при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один са’ зерна, сыра или изюма»

Цель

Основная цель этого пожертвования – помочь постившемуся исправить незначительные ошибки, допущенные во время поста. Кроме того, для бедных это возможность отметить праздник разговения (Ид аль-фитр или Уразу-байрам) вместе с остальными мусульманами.

Ибн Аббас сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал закят аль-фитр обязательным для постящегося, как очищение от сквернословия и пустых забав (во время Рамадана), и едой для бедняков»

(Абу Дауд).

Условия

Закят аль-фитр является ваджибом (обязанностью) лишь в определенный период времени – от захода солнца в последний день поста до начала праздничной молитвы на следующий день. Пропуская это время без уважительной причины, мусульманин совершает грех.
Тем не менее, можно отдавать закят аль-фитр до указанного срока, так как многие из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делали это до окончания Рамадана.
Ибн Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отдавать закят аль-фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву. Со слов Нафи передается, что сам Ибн Умар выплачивал фитр за день или два до праздника.

Относительно более ранних сроков мнения ученых расходятся. Абу Ханифа считал допустимым отдавать его даже до Рамадана, при наличии соответствующего намерения. Имам Аль-Шафи’и разрешал делать это только с наступлением месяца Рамадан. Малик и Ахмад утверждали, что платить закят аль-фитр можно не ранее чем за два дня до праздника разговения.
Юсуф аль-Кардави объясняет эти расхождения ростом мусульманской уммы. По его мнению, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, отдавал закят аль-фитр в день праздника – между утренней и праздничной молитвами – поскольку община верующих была еще очень немногочисленна. Во времена сподвижников она разрослась настолько, что фитр начинали собирать за два дня до окончания поста. По мере распространения ислама правоведы разрешили выплачивать его с середины, и даже с начала Рамадана, чтобы нуждающиеся наверняка получили еду к праздничному столу.

Но все ученые единодушны в том, что сделать это необходимо до праздничного намаза. Ибн Аббас сообщил следующие слова Пророка: «Кто отдает его до молитвы, от того будет принято как закят, а кто отдает после молитвы, это будет обычное пожертвование. Поэтому тот, кто забыл выплатить закят аль-фитр вовремя, должен сделать это как можно скорее, даже если это не будет считаться закятом аль-фитр» (Абу Дауд).

Размер

Минимальный размер закята аль-фитр (сумма равна приблизительно стоимости 3 кг риса) одинаков для всех, и составляет один са’ продуктов на человека. Са’ – это мера объема сыпучих веществ, в зависимости от их плотности составляющая от 2,6 до 3 килограммов. В переданном от Ибн Умара хадисе говорится, что Пророк раздавал сушеные финики или ячмень.

Однако многие исламские ученые считают, что это могут быть любые из основных продуктов питания, распространенных в данной местности. Один из сахабов, Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка мы обычно отдавали один са’ продуктов – сушеных фиников, ячменя, изюма или сушеного сыра» (Аль-Бухари).

Относительно выплаты закята аль-фитр деньгами среди ученых также нет однозначного мнения. В ханафитском мазхабе это разрешено; три других мазхаба считали, что поскольку Пророк этого не делал, денежное пожертвование противоречит сунне. Однако многие современные ученые поддерживают позицию Абу Ханифы.

Например, Юсуф аль-Кардави считает, что Пророк велел отдавать определенную меру продуктов, а не ее стоимость, по двум причинам. Во-первых, деньги в то время были еще не очень распространены среди арабов, особенно среди бедуинов. У них даже не было своей валюты. Так что если бы Пророк предписал выплачивать закят аль-фитр деньгами, это было бы для них затруднительно.

Во-вторых, покупательная способность денег время от времени меняется. Курс любой валюты растет и понижается, и привязанный к ней размер пожертвования оказался бы очень нестабильным. Напротив, количество еды, необходимое для пропитания семьи в течение одного дня, остается неизменным.

В любом случае нужно понимать, что закят аль-фитр предназначен для удовлетворения нужд бедных. В современных условиях эффективнее сделать это с помощью денег, особенно если пожертвование отправляется нуждающимся в другом регионе.

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: « А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

«Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят - 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята) . В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году :

- Фидья (искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
- Нисаб для выплаты закята – 198 000 рублей.
- Фитр — 100 рублей.

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб , равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Нисаб золота - 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра - 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)

При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды : “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир ), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин ) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях ): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр . Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.

О правилах взимания закята с имущества —

Вконтакте