Сообщение о казанском ханстве. Подготовьте сообщение про Казанское ханство

Язык(и) на ранних этапах тюрки , позже старотатарский (ответвление от языка тюрки) Религия ислам (ханафитского мазхаба) Площадь 75 тыс. км² Население предки казанских татар марийцев (черемисы), мордвы , чувашей и удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры Форма правления ханство Хан (в русских летописях - царь) 1438-1445 Улу-Мухаммед (первый) 1553 Ядыгар-Мухаммед (последний) Преемственность ← Золотая Орда Русское царство →
История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
Татарстан (с 1990)
Портал «Татарстан»

Основание и территория ханства

Осенью 1437 года бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед откочевал на Волгу, где в следующем году захватил город Казань, изгнав оттуда князя Али-бея. Взяв Казань, Улуг-Мухаммед провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым татарское государство. Рядом со Старой Казанью, неблагоустроенной и плохо укреплённой, новый хан выстроил Новую Казань, ставшую столицей нового ханства (по другим данным, Новая Казань была основана ещё в 1402 году Алтын-беком, а при Улуг-Мухаммеде существенно расширена и укреплена).

Казанское ханство обособилось на территории Казанского улуса (бывшая территория Волжской Булгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства существенно превышала размеры Волжской Булгарии и приблизительно достигала 700 тыс. квадратных километров.

Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. Граница ханства доходила на западе до бассейна реки Сура , на востоке - до реки Ик (приток Камы) , на севере - до Вятки и Пермской земли, на юге - до Самарской Луки , а на юго-западе почти до современного Саратова . Таким образом, Казанское ханство, помимо Волжской Булгарии, включало в себя земли вотяков , черемисов , частично башкир , мордвы и мещеры .

В «Казанском летописце» говорится о том, что, одержав победу над Казанью, царь Иван IV распорядился «взяти в свою ризницу сокровища же царьская [то есть ханские]… венец царьский, и жезл, и знамя казанских царей, и прочая царьская орудия» (ПСРЛ, т. 19, стлб. 467). Но из этой фразы летописца следует, что трофеи были символами ханской власти, и считать их символами государства неправомерно.

Достоверных сведений о судьбе названных атрибутов ханской власти не сохранилось, не дошли до наших дней и описания ханского знамени. Можно предполагать, что знамёна выполнялись из шёлковых тканей, тафты или камки, а края полотнища обшивались бахромой (чук). Вероятно, были и нашивки изображений, и надписи-изречения. Естественно, что при отсутствии достоверных свидетельств желание разгадать «тайну» ханского знамени и в целом атрибутики ханской власти вызывает и будет вызывать в последующем всевозможные предположения и споры .

Административное устройство

Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) - Алатской, Арской , Галицкой, Зюрейской. Позднее к ним добавилась пятая даруга - Ногайская . Даруги делились на улусы, объединявшие земли нескольких поселений.

Население

Этнический состав

На землях Казанского ханства жили предки казанских татар («казанлылар», «казанстии татары»), марийцев (черемисы), мордвы , чувашей , удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры . Основное население чаще всего называло себя казанлы, либо по религиозному признаку - мусульмане. Общая численность населения - около 400 тысяч человек , в середине XVI века составляло около 450 тысяч человек .

В башкирские земли ханы периодически посылали своих наместников, хотя их власть ограничивалась лишь сбором ясака . Помимо этого, башкиры обязаны были также служить в ханском войске.

Значительно более сильной ханская власть была в удмуртских землях, где располагались владения многочисленных представителей казанской знати. Центром, из которого шло управление удмуртскими землями, был Арский городок, в котором сидела ханская аристократия.

Чуваши жили преимущественно в окрестностях реки Свияги . В чувашских землях также имелись владения татарской знати, однако власть хана там была менее прочной. Большая часть населения региона лишь выплачивала ясак , который зачастую собирали представители местной знати. Во главе центров расселения чувашей стояли так называемые «сотенные князи» (çĕрпÿ ), отвечавшие за сбор ясака и набор воинов в ханское войско в случае войны или похода.

Этнический состав оказал влияние на язык казанских татар - к первоначальной кыпчакской основе примешалось множество тюркско-булгарских, позже чувашских лингвистических элементов.

Социальный состав

Привилегированные сословия

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи ») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. Титул карачи принадлежал главам четырёх знатнейших татарских родов - Ширин, Баргин , Аргын и Кипчак, и передавался по наследству. Карачи по своему положению были ближайшими советниками и фактическими соправителями казанского хана.

В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки , мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эми́р-задэ́» , букв. - «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские ». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Духовный глава - сейид - играл важную роль в управлении государством. Хан должен был учитывать его советы, а иногда и прямые указания, глава государства пешим выходил встречать едущего на коне сейида, а в официальных документах имя сейида указывалось перед именем хана.

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами . К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

Податное сословие

К числу представителей податного непривилегированного сословия относились простые городские и сельские жители: торговцы, ремесленники, вольнонаемные работники, крестьяне. В ярлыке Сахиб-Гирея упоминается 13 видов налогов и податей, которые должны были платить эти группы населения, но от которых были освобождены тарханы : ясак (10 % подоходный налог, клан (оброк), салыг, кулуш, култыка, бач, харадж хараджат (торговый налог), сала-хараджи (деревенский налог), ерь-хылясы (земельный налог), тютыньсяны (подать с трубы), сусун (продовольствие), гулюфэ (фураж), постой. Также известно существование и других податей - тамга (пошлина на товары), весовой сбор и прочие.

Зависимые крестьяне и рабы

Наделы землевладельцев обрабатывались зависимыми крестьянами («киши»). Также для обработки земли помещики привлекали рабов-военнопленных, которых закрепляли за поместьями. По сообщениям С. Герберштейна , по истечении 6 лет такой раб становился свободным, но не имел права покидать территорию государства .

Управление

Взаимоотношения с Московским княжеством

Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки: первая выступала за сохранение вассальных отношений с соседним Московским княжеством , вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и стремилась к независимой от соседей политике. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования.

Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань , чтобы посадить на казанский престол царевича Касима . В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина . Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата - Абдул-Латифа .

Завоевание Москвой

После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван ІV предпринял серию военных походов . Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО

Казанское ханство выделилось в 1438 году из состава Золотой Орды на территории бывшей Волжско-Камской Булгарии, от Вятки до Волги, от Оки до Камы и устья Белой. Высшая государственная власть принадлежала хану. Основателем династии казанских ханов был Улу Мухаммед (правил в 1438-1445).

На юге земли Казанского ханства достигали нынешнего г.Волгограда (на правом берегу Волги).
На севере граница ханства шла по р.Пижме (от ее устья до устья р.Вои), затем по р.Вятке, включая весь район р.Кельмези и большую часть бассейна р.Чепцы, а также верховья р.Камы, не доходя немного до г.Кая.
На востоке Казанское ханство граничило с Ногайской Ордой так, что в состав последней входила почти вся Башкирия (в ее современных границах - см. История г.Уфы; ).
На западе крайним пунктом Казанского ханства был г.Васильсурск и граница с Русским государством шла по западному берегу р.Суры и Волги.

Население Казанского ханства составляли казанские булгары и чуваши, занимавшие территорию междуречья Волги и Камы еще до завоевания ее в XIII в. татаро-монголами, а также финно-угорские народы: марийцы, удмурты, мордва. Основное население в связи с установлением на ханском престоле татарской династии ханов Золотой Орды постепенно приобретает название "татары".
Основная масса населения состояла из свободных и зависимых крестьян, плативших ясак и др. подати: поземельный (ер-хаблясы), подымный, или подворный (тютюн-саки), сельский (сала-хараджи) налоги, таможенную пошлину (кулуш култыка, бадж), продовольствие для проезжающих чиновников (сусун) и фураж для лошадей (гулюфе). Основным занятием населения было земледелие. В городах было развито ремесленничество. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока.

Образование Казанского ханства

Образование Казанского ханства было результатом тех процессов ослабления Золотой Орды, которые последовали в конце XIV в. после сильного военного и внешнеполитического давления на Орду вначале ее западного соседа - Московского государства (Куликовская битва, 1380), а затем в 1389-1395 гг. и восточного - державы Тамерлана, совершенно разгромившего Золотую Орду и разорившего ее столицу Сарай-Берке.
Военный разгром был усугублен развитием на рубеже XIV-XV веков глубоких противоречий в Орде, выразившихся в ожесточенной борьбе за власть между Тохтамышем - с одной стороны, и ханом Заволжской Орды Тимур-Кутлу, поддержанным сибирским ханом Шадибеком, - с другой. После смерти Тохтамыша (1406х) борьба между наследниками этих двух династических ветвей резко обострилась.
Вначале на престол Золотой Орды вступили сыновья Тохтамыша, но все они правили очень недолго. Наиболее заметным из них был Джелял-эддин, который 2-й раз правил с 1411 года (1-й раз в 1407 г.), когда он совершил переворот, свергнув при помощи литовского князя Витовта своего соперника, сына хана Тимура-Кутлу.
Джелял-эддину удалось восстановить господство татар над Россией и заставить Василия I Дмитриевича c 1412 г. вновь платить дань Золотой Орде. Сын Джелял-эддина, Улу-Мухаммед, вступивший (в 5-й раз) на престол в 1428 г. также поддерживал суверенитет Орды на Россией, однако в 1437 году в ханы был возведен Кичи-Мухаммед, внук соперника Тохтамыша - хана Тимур-Кутлу. Тем самым престол Золотой Орды был с тех пор окончательно закрыт для потомков Тохтамыша.
Однако Улу-Мухаммеду удалось договориться с новым ханом Золотой Орды о выделении ему периферийного западного улуса - Крымских земель, куда он и удалился, став тем самым основателем нового Крымского ханства. Правда, пребывание его в этом новом качестве в Крыму было крайне недолгим, поскольку он сразу же не поладил с местной феодальной верхушкой - крымскими мурзами протурецкой ориентации, а потому был изгнан ими из Крыма в 1437 году.
Уйдя оттуда, однако, не с пустыми руками, а во главе 3-тысячного войска, Улу-Мухаммед вторгся в пределы Русского государства, заняв г.Белев в Заокской Московии, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселенных землях между собственно Московскими и Крымскими владениями. Посланное великим князем Московским войско, которому было поручено изгнать Улу-Мухаммеда из пределов Московского государства, хан 5 декабря 1437 г. разбил наголову в т.н. Белевской битве и тем самым продемонстрировал и свою военную силу, и незаурядное полководческое искусство.
Двигаясь далее на восток по заокским окраинам московских земель, Улу-Мухаммед, пройдя верховьями рек Дона, Воронежа, Цны, Хопра, вышел к Суре и затем к Волге в районе южнее Казани, решив отторгнуть расположенные по Средней Волге, в Засурье те владения Золотой Орды, которые граничили с Московским Великим княжеством.
Своей столицей Улу-Мухаммед сделал Казань, возникшую еще в середине XIII в. (ок. 1261 г., по другим сведениям почти на 100 лет раньше), и ставшую к тому времени значительным торговым центром Поволжья, несмотря на то, что город подвергался частым раззорениям, в том числе и русскими отрядами (1399). В.В.Похлебкин указывает, что Улу-Мухаммед перенес Казань на новое место на р.Казанке, в 5 км от ее устья, однако другие исследователи считают, что на новом месте уже существовал город, центр небольшого удела (подробнее см. ниже раздел "Казань").

Таким образом, в 1437-1438 гг. возникло отпочковавшееся от Золотой Орды новое татарское ханство, получившее название Казанского. С этих пор Нижневолжская часть бывшей Золотой Орды стала называться Сарайской Ордой (в отличие от Большой Орды, претендовавшей на политическое наследие Золотой Орды) и все более утрачивать свое значение, пока не растворилась в составе нового татарского государства - Астраханского ханства (1480).

32. Коллективизация сельского хозяйства в ТАССР и её последствия

В республике к 1933 г. объеди­нению подлежало 25 процентов крестьянских хозяйств. Однако практика коллективизации оказалась совсем иной, чем первоначальные представления о ней. Она стала сплошной и насильственной. Сама же перестрой­ка аграрного сектора была объективно необходима.
В преддверии сплошной коллективизации. Подготов­ка «великого перелома». Основу аграрного сектора эко­номики страны составляли мелкие крестьянские хозяй­ства, которые имели полунатуральный характер. Они располагали ограниченными возможностями для того, чтобы обеспечить устойчивое снабжение развивавшейся промышленности сырьем, а растущего городского насе­ления - продуктами питания.

В самом конце 20-х гг. в республике было около полумиллиона крестьянских хозяйств, в том числе 110 тысяч бедняцких, более 370 тысяч середняцких и около 20 тысяч, по терминологии того времени, кулацких. Почти одна пятая часть этих хозяйств не имела лошадей. Кро­ме того, в аграрном секторе насчитывалось 459 колхозов. Они объединяли всего 2,5 процента крестьянских хозяйств и засевали только один процент посевных площадей. Среди сельского населения республики удельный татар составлял около 49 процентов, русских - более 43, чувашей - около 5, мордвы - 1,4 процента, удмуртов - примерно один процент, марийцев - 1,5 процента. Крестьяне в силу целого ряда причин вступать в колхозы не торопились.
На рубеже 1927-1928 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис. Из-за низких закупочных цен крестьяне стали придерживать хлеб и в следующем году, пасти встали на путь использования чрезвычайных мер, насильственного изъятия хлеба.

В начале 1928 г. по всем республикам и областям разверстан жесткий план хлебозаготовок. В случае геаза крестьянина сдать хлеб фактически за бесценок, привлекали к суду. Четвертую часть конфискованого хлеба получали бедняки. В январе - феврале за аботаж» в Татарстане осудили 533 человека. Чрезвычайными мерами удалось обеспечить выполнение плана 112 процентов.

В начале января 1930 г. ЦК ВКП(б) принимает постановление «О темпе коллективизации и мерах помо-государства колхозному строительству», а в конце же месяца еще одно - «О мероприятиях по лик- кулацких хозяйств в районах сплошной кол-стивизации». Берется курс на «ликвидацию кулаче-ва как класса». Была разрешена конфискация иму­щества у кулаков и выселение их из районов сплош-эй коллективизации.
За один только январь 1930 г. в республике было рганизовано более 500 новых колхозов (к 1 декабря 1929 г. в Татарстане было коллективизировано около 18 процентов крестьянских хозяйств). В феврале пле­нум обкома партии дает установку объединить к вес­не в колхозы 80 процентов хозяйств, а осенью - все 100 процентов. В середине этого же месяца ЦИК и СНК Татарской АССР приняли постановление «О лик­видации в Татарии кулачества как класса» (документ повторял положения постановления ЦК).

Число колхозов росло постепенно, крестьяне мало-помалу втягивались в новую колею. 1932-1933 гг. были урожайными, и забота о куске хлеба отошла на второй план. Большим подспорьем гавались крестьянские приусадебные участки. Летом 1933 г. республика вызвала на соревнование едневолжский край, Днепропетровскую и Одесскую эласти Украины.

Сельскому хозяйству пришлось долгие годы преодо­левать последствия «великого перелома». Одним из са­мых негативных последствий создания в деревне же­стко регулируемого сверху хозяйства стало крушение нравственных устоев, потеря чувства хозяина земли. Вместе с тем повысился уровень механизации сельско­хозяйственного труда, с середины 30-х гг. над дерев­ней перестал витать призрак голода. Постепенно ус­ловия существования крестьянства становились более или менее сносными.


Похожая информация.


Кан [ ] (хан) (в русских летописях - царь) 1438-1445 Улу-Мухаммед (первый) 1553 Ядыгар-Мухаммед (последний) Преемственность ← Золотая Орда Русское царство →
История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
Татарстан (с 1990)
Портал «Татарстан»

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Казанское ханство (рассказывает историк Искандер Гилязов)

    ✪ Казанское ханство и Москва (рассказывает историк Владислав Назаров)

    ✪ Истоки Возникновения Татар

    ✪ Восстание татар за восстановление Казанского ханства

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков о казанской истории

    Субтитры

Основание и территория ханства

После победы над русскими войсками Дмитрия Шемяки при Белёве осенью 1437 года бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед откочевал на Волгу, где в следующем году захватил город Казань, изгнав оттуда татарского князя Али-бея. Взяв Казань, Улуг-Мухаммед провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым новое татарское государство. Рядом со Старой Казанью, неблагоустроенной и плохо укреплённой, новый хан выстроил Новую Казань, ставшую столицей нового ханства (по другим данным, Новая Казань была основана ещё в 1402 году Алтын-беком, а при Улуг-Мухаммеде существенно расширена и укреплена) .

Казанское ханство обособилось на территории Казанского улуса (бывшая территория Волжской Булгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства существенно превышала размеры Волжской Булгарии и приблизительно достигала 700 тыс. километров. Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. Граница ханства доходила на западе до бассейна реки Сура , на востоке - до Уральского хребта, на севере - до Вятки и Пермской земли, на юге - до Самарской Луки . Таким образом, Казанское ханство, помимо Волжской Булгарии, включало в себя земли вотяков , черемисов , башкиров, чувашей, частично мордвы и мещеры .

Административное устройство

Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) - Алатской, Арской, Галицкой, Зюрейской. Позднее к ним добавилась пятая даруга - Ногайская . Даруги делились на улусы, объединявшие земли нескольких поселений.

Население

Этнический состав

На землях Казанского ханства жили предки современных татар , марийцев (черемисы), мордвы , чувашей и удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры . Основное население чаще всего называло себя казанлы, либо по религиозному признаку - мусульмане. Общая численность населения - около 400 тысяч человек , в середине XVI века составляло около 450 тысяч человек .

В башкирские земли ханы периодически посылали своих наместников, хотя их власть ограничивалась лишь сбором ясака . Помимо этого, башкиры обязаны были также служить в ханском войске.

Значительно более сильной ханская власть была в удмуртских землях, где располагались владения многочисленных представителей казанской знати. Центром, из которого шло управление удмуртскими землями, был Арский городок, в котором сидела ханская аристократия.

Чуваши жили преимущественно в окрестностях реки Свияги . В чувашских землях также имелись владения татарской знати, однако власть хана там была менее прочной. Большая часть населения региона лишь выплачивала ясак , который зачастую собирали представители местной знати. Во главе центров расселения чувашей стояли так называемые «сотенные князи» (çĕрпÿ ), отвечавшие за сбор ясака и набор воинов в ханское войско в случае войны или похода.

Этнический состав оказал влияние на язык казанских татар - к первоначальной кипчакской основе примешалось множество тюркско-булгарских и чувашских лингвистических элементов .

Социальный состав

Привилегированные сословия

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи ») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. Титул карачи принадлежал главам четырёх знатнейших татарских родов - Ширин, Баргин , Аргын и Кипчак, и передавался по наследству. Карачи по своему положению были ближайшими советниками и фиктическими соправителями казанского хана .

В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки , мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эми́р-задэ́» , букв. - «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские ». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Духовный глава - сейид - играл важную роль в управлении государством. Хан должен был учитывать его советы, а иногда и прямые указания, глава государства пешим выходил встречать едущего на коне сейида, а в официальных документах имя сейида указывалось перед именем хана .

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами . К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

Податное сословие

К числу представителей податного непривилегированного сословия относились простые городские и сельские жители: торговцы, ремесленники, вольнонаемные работники, крестьяне. В ярлыке Сахиб-Гирея упоминается 13 видов налогов и податей, которые должны были платить эти группы населения, но от которых были освобождены тарханы : ясак (10 % подоходный налог, клан (оброк), салыг, кулуш, култыка, бач, харадж хараджат (торговый налог), сала-хараджи (деревенский налог), ерь-хылясы (земельный налог), тютыньсяны (подать с трубы), сусун (продовольствие), гулюфэ (фураж), постой. Также известно существование и других податей - тамга (пошлина на товары), весовой сбор и прочие.

Крепостные и рабы

Наделы землевладельцев обрабатывались зависимыми крепостными крестьянами («киши»). Также для обработки земли помещики привлекали рабов-военнопленных, которых закрепляли за поместьями. По сообщениям С. Герберштейна , по истечении 6 лет такой раб становился свободным, но не имел права покидать территорию государства .

Управление

Взаимоотношения с Московским княжеством

Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки - одна являлась сторонниками мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством , вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования.

Уже в 1439 году хан Улуг-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов. В 1444 году хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества, а в 1445 году разбил русские войска под Суздалем и захватил в плен самого великого князя Василия II .

Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань , чтобы посадить на казанский престол царевича Касима . В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина . Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата - Абдул-Латифа .

В первой половине XVI века , преимущественно в годы правления ханов из рода Гиреев, Казанское ханство и Московское княжество постоянно воевали. Во время войны 1505-1507 гг. хан Мухаммед-Эмин, который был посажен на престол при военной и политической поддержке Москвы, освободился от Московской зависимости. Во время этой войны русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города полное поражение. В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские , муромские , клинские , мещерские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны . После чего осадили Москву и вынудили

КАЗА`НСКОЕ ХА`НСТВО , феодальное государство в Среднем Поволжье и Прикамье (1438–1552 годы), выделилось из Золотой Орды . Образовалось на территории Волжской Булгарии из территорий Болгарского, Джукетауского, Казанского и других княжеств. Основатель - Улуг-Мухаммад. Столица ханства - Казань . На территориии Казанского ханства насчитывалось свыше 700 населённых пунктов. Крупные города: Алат, Арча, Кашан, Болгар, Иски-Казань, Лаеш, Тетюши, Чаллы - были центрами даруг, экономической, религиозной и культурной жизни населения. Во главе их стояли эмиры.

Казанское ханство делилось на даруги, включавшие зависимые области. Первоначально было 4 даруги: Алатская, Арская, Галицкая, Зюрейская и Ногайская. Управляли даругами карачибеки или знатные эмиры, беки. Даруги делились на улусы, которые соответствовали территориальным общинам - джиенам. Во главе улусов стояли улусные, сотные эмиры (хакимы), мурзы, старшины и так далее, которые осуществляли сбор налогов, судопроизводство, набор военного ополчения и командование им.

Верховная власть принадлежала ханам из рода Джучи : до 1518 года ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее - из династии Кичи-Мухаммада, в 1518–1552 годы (с перерывами) - из династии Гирея, в 1521–1551 годы (с перерывами) - Шибана, в 1552 году - Ахмада. Ханами могли быть только Чингизиды, исповедовавшие ислам . Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы-хутбы в мечетях, они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции. Фактически же власть принадлежала дивану , состоявшему из представителей высшей татарской знати; решающую роль играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак. Высшую административную и военную власть осуществлял улуг карачибек, который чаще всего назначался из представителей рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).

Социальная организация знати имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определённого налога), за которые их обладатели были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное (суйургал) и безусловное или частично безусловное(тархан) освобождение от всех или части налогов и пошлин. Высший слой знати составляли потомки Джучи – огланы, султаны, беки, карачибеки и эмиры, мурзы, слой рыцарства (чура) – бахадуры (батыры) и казаки. Важнейшие дела в государстве (возведение на престол ханов, их низложение, объявление войны, заключение мира) решались на собраниях знати – курултаях .

Основное население состояло из податного сословия (кара халык), платившего налоги хану или феодалу. Главным налогом был ясак (ясак-калан). Кроме того, взимались поземельные и подоходные налоги и пошлины), накладывались различные повинности: поставка провианта войскам, властям, ямская и другие. Существовали также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства (гошер, закят), дани и налоги-джизья, которые платило зависимое немусульманское население. Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий. Население зависимых от Казанского ханства областей также платило пошлины, ясак в пользу хана и отдельных феодалов и выполняло различные повинности.

Войско состояло из ополчений различных даруг и городов, личных отрядов хана и знати, а также из войск союзников (30–50 тысяч человек). Костяком армии была знать, которая составляла кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооружённых кавалеристов (5–10 тысяч человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота. В полевых сражениях и при обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. При действиях на реках использовался боевой и транспортный флот. Оперативное и тактическое военное искусство было развито, применялись манёвры и охваты противника, активная оборона, чередование ударов лучников и тяжёлой конницы для прорыва рядов противника и его окружения в полевом бою. Казанские ханы совершили ряд крупных походов на соседние земли, в том числе русские (1445, 1448, 1505, 1521, 1523, 1536 годы.

Основное занятия населения – земледелие (на основе трёхпольной системы и степного перелога), скотоводство, бортничество, рыболовство. В городах развивались ремесленные производства - железоделательное, оружейное, гончарное, ювелирное, кожевенное, деревообрабатывающее и другие. Важной отраслью хозяйства была торговля, как местная – с Верхним Прикамьем и Южным Уралом, так и международная – с Русью, странами Средней Азии и Кавказа. Наиболее важные предметы вывоза– меха, кожаные изделия, мёд, хлеб; ввоза – предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и другое. Наиболее известные ярмарки – Ташаяк, на Гостином острове, Арском поле.

Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, мастерство резчиков, изготавливавших надгробные камни с растительным орнаментом. О некоторых монументальных зданиях – Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть – нам известно из письменных источников (русские летописи, книга А.М.Курбского «История о великом князе Московском») и по материалам археологических раскопок последних лет на территории Казанского Кремля. В археологических раскопках обнаружены фрагменты декоративного убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архитектурных украшений из резного камня), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви.

На землях Казанского ханства жили тюркоязычные (татары, ногаи, предки современных чувашей и башкир) и финно-угорские (предки современных марийцев, удмуртов, мордвы) народы. Знать именовалась татарами, а основное население чаще всего определяло себя по религиозному признаку – мусульмане. Наиболее распространённым (разговорным и официальным) языком был тюркский (в форме поволжского тюрки), на котором осуществлялось делопроизводство, велась дипломатическая переписка

Государственной религией в Казанском ханстве был ислам (ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями- вакфами. Главой духовенства являлся сейид. Наиболее известные сейиды: Бараш (1491–1507 годы), Шейх-Хусейн (1512–1516 годы), Беюрган-сеид (1546 год), Мансур (1546 год) и Кул Шариф (1552 год). Все они пользовались большим почётом и уважением, принимали участие в управлении государством и дипломатических переговорах казанских ханов. Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы осуществляли богослужение, а также судопроизводство по гражданским делам по всей стране.

В ведении духовенства находились также мектебы и медресе . Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 году руководил Кул Шариф. При многих медресе имелись рукописные библиотеки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях. Развивалась татарская литература: известны поэмы Мухаммадьяра «Дар мужей» («Төхфәи мәрдан») и «Свет сердец» («Нуры содур»), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?) «Послание о победе Казани» («Зафар-наме-и вилайет-и Казан»), отдельные стихи поэтов Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Гариф-бека и других. Существовала историография, дошедшая до нас в отдельных родословных и в фольклорной традиции («Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме»).

Казанское ханство вело активную внешнюю политику. После укрепления внутреннего положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439, 1444 годы). В 1445 году его сыновья Махмуд и Якуб разгромили в битве под Суздалем войска московского князя Василия II, которого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать большой выкуп и платить ежегодную дань. Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается. В 1445 году его сын Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и Касима и правил до 1467 года. В период его правления установились мирные отношения с Русским государством и оформилась административно-политическая структура Казанского ханства. После смерти Махмуда в 1467 году ханом стал его старший сын Халил, в том же году престол занял Ибрагим, но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашён мещерский удельный князь Касим. При поддержке московского князя Ивана III Касим предпринял в 1467 году поход на Казань, но был разбит. Московско-казанская война (1467–1469 годы завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными. В 1470-е годы внутреннее положение Казанского ханства укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верхнем Прикамье и Вятском крае (поход 1478 года на город Хлынов). Ответные атаки русских войск и ушкуйников были отбиты в том же году.

После смерти Ибрагима (1479 год) в Казанском ханстве началась междоусобная борьба. Хан Ильгам (1479–1487 годы), изгнал претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильгама (поход 1482 года). В1484–1485 годы Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ был организован поход русских войск на Казань (1487 год), который закончился её взятием после долгой осады и низложением хана. В период правления хана Мухаммад-Амина (1487–1495 годы) Казанское ханство находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внешнюю политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493 год). Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало в 1495 взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки Кул-Мухаммад, Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сибирского царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков,в 1496 год на ханский трон был посажен младший брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить политическое влияние знати (в 1499 году подавил мятеж во главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами. В 1502 году улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи русских послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502 год). Он сумел подорвать политическое (казнь в 1502 Кул-Мухаммада) и экономическое (изменения в системе землевладения) влияние крупной знати и усилить верховную власть.

В 1505–1507 годы Мухаммад-Амин нанёс два серьёзных поражения московским войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516 годы), восстановил равноправные и добрососедские отношения между Казанским ханством и Русским государством. После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 году возвёл на казанский трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния русских советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана.

В 1521 году на казанский престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведён крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные военные действия против Русского государства: совершил победоносный поход на Москву (1521 год) и заставил её платить дань Казанскому ханству. В 1523 году Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 году на престол своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 году он организовал отпор русской армии, в 1526–1528 годах заключил мир с Москвой. В 1530 году русское правительство разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение русским полкам. Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены.

Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 году пригласил на казанскикий трон касимовского хана Джан-Али, который с согласия московского правительства женился на Сююмбике - дочери ногайского мурзы Юсуфа. После смерти московского князя Василия III (1533 год) влияние Москвы резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 году Джан-Али, на престол вновь был возведён Сафа-Гирей, который после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике. Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536–1537 годы). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, которая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545 годы). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казанской знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем). Поднялось Казанское восстание в 1545–1546 годах, заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али. Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али. Правление Сафа-Гирея (1546–1549 годы) началось с казней его противников - Чуры Нарыкова, Кадыша - и прихода к власти крымских и ногайских беков. После смерти Сафа-Гирея (март 1549 года) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком.

Пользуясь расколом среди казанской знати и ослаблением ханской власти, московское правительство начало Казанские походы 1545–1552 годов. После неудачных прямых военных походов Ивана IV на Казань в 1551 году в устье реки Свияга на подступах к городу была возведена крепость Свияжск, что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Правительство Сююмбике оказалось в изоляции. Она с сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву. В 1551 году при поддержке казанской аристократии: оглана- Худай-Кула, карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) - на престол вновь взошёл Шах-Али. Решение хана о передаче Русскому государству Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сентябрь 1551 года) потребовал от хана вернуть её. Шах-Али не пожелал выполнить это требование и, пользуясь поддержкой русского гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и ещё 70 беков). После низложения в 1552 году Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения Казанского ханства, чем воспользовались беки Ислам бей, Кебек и Аликей (сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского султана Ядыгар-Мухаммада (1552 год). В 1552 году был снаряжён большой поход русских войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2(13) окт. 1552 года, казанский хан схвачен и увезён в Москву. Однако население Казанского ханства не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (Казанская война 1552–1556 годов). К 1557 году последние очаги сопротивления были подавлены, Казанское ханство окончательно перестало существовать, а его территория вошла в состав Русского государства и была передана в ведение Приказа Казанского дворца. Но тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они несколько раз (1572–1573, 1581–1584 годы) пытались восстановить своё государство.

УРОК № 9

Хозяйство и культура Казанского ханства

Хозяйственная жизнь

Казанцы в своей хозяйственной жизни продолжали традиции булгар. Труд на земле, ремесло и торговля - таковы были их основные занятия.

Жители деревень выращивали хлеб, разводили скот, промышляли добычей зверя, птицы, рыболовством. Плодородные почвы, пастбища с гутыми и сочными травами, изобилие лесов, полноводные реки создавали хорошие условия для этих занятий.

Из года в год казанцы собирали много пшеницы, ржи, ячменя и проса. Щедра была земля на урожаи гречихи, гороха и чечевицы. Не знали недостатка жители ханства в овощах и фруктах.

В городах и крупных селениях самые разнообразные изделия делали ремесленники. Наиболее уважаемыми были металлурги и кузнецы. Они выплавляли чугун, варили железо, а другие ковали из него орудия труда и оружие, предметы быта.

Особо ценились умельцы-оружейники. Они могли изготовлять стальные пластины и кольца и собрать из них кольчугу или панцирь. А еще оружейники научились делать ружья и чугунные пушки. Было чем казанцам защищать свои крепости и с чем отправляться в походы.

Искусными ремесленниками были гончары. Изготовленную ими изящную посуду с красивыми узорами охотно покупали и жители, и гости ханства.

ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ ЗОЛОТОШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Художник Ильдус Азимов Художник Надия Фахрутдинова

Как золотых и серебрянных дел мастера славились казанские ювелиры. Их изделиями пользовались богатые и совсем не богатые люди. Для каждого нового хана ювелиры изготавливали дорогие наряды, головные уборы, сосуды и блюда из золота и серебра. Настоящим шедевром ювелирного искусства первой половины XVI века является "казанская шапка". Она хранится в знаменитой Оружейной палате Московского Кремля - старейшем музее России.

Корона татарских ханов - " Казанская шапка"

Часто добрым словом вспоминали покупатели казанских кожевников. Во многих странах знали их прекрасную обувь, кошельки, прочную конскую сбрую.

Развивались в Казанском ханстве также строительные ремесла. Каменщики умели возводить красивые здания для хана и его окружения, мечети с высокими минаретами .

Минарет - башня для призыва мусульман на молитву.

Казанское ханство было известно и как торговая страна. Торговля связывала ханство с Московской Русью и многими западными странами, Кавказом и Средней Азией, Сибирью и Персией (Ираном).

ПРИБЫТИЕ КУПЦОВ В КАЗАНЬ. XV ВЕК.

Пушнина, другие дорогие товары собирали множество иноземных гостей на знаменитой Казанской ярмарке. Эту ярмарку казанцы ежегодно устраивали на Гостинном острове на Волге близ свой столицы. На ней можно было купить и кожи, воск, ткани, пряности.