Все школьные сочинения по литературе. Сочинение роль Цветаевой в русской литературе (Цветаева Марина)

(339 слов) Поэзия – это удивительное сочетание букв, которое способно вдохновлять нас. Многие поэты покоряют наши сердца прекрасными стихотворениями, но, как часто бывает, каждый из нас предпочтет одного художника другому. И я так же отвожу место пьедестала для одного поэта, давно закравшегося мне в душу. Я однозначно могу выделить Марину Цветаеву и назвать ее своим любимым поэтом.

Серебряный век одарил нас восхитительными стихотворениями, а творения Цветаевой для меня каждый раз встают на первое место. Любовь к этому поэту началась со стихотворения «Книги в красном переплете». Это произведение так и пахнет детством, а запах той чудной поры у автора ассоциируется с книгами. Читатель узнает в Цветаевой юную любознательную девочку, которая перед сном переживала за героев Марка Твена. Любовь к чтению возросла в настоящий талант, и теперь, пробегаясь по строкам этого стихотворения, мы понимаем, «как хорошо за книгой дома!».

Другое стихотворение Цветаевой дает мне светлую надежду на достойную оценку любому творчеству. В произведении «Моим стихам, написанным так рано» кроются не только тема поэта и поэзии, но и ожидания, и перспективы раскрытия могущественного дара. Как говорил Пушкин, — «глаголом жечь сердца людей». Марина Цветаева верила, что ее стихотворения будут услышаны и прочитаны, даже если поначалу «их никто не брал и не берет!». Стихотворение наполнило меня верой в то, что качественному творчеству «настанет свой черед». Вкус предвкушения, которое Цветаева добавила в произведение, стал так сладок и душист, что и я начинаю мечтать о признании.

Исступленность чувств Марины Цветаевой многим приходится по душе. Обратимся к стихотворению «Тоска по родине». Даже удивительно, что, находясь в эмиграции, лирической героине было будто бы «все равно, где совершенно одинокой быть…», однако весь протест автора разрушают последние строки. Куст рябины как символ родины и искренней любви к ней одерживает верх над всей противоречивостью произведения. Цветаева признается в любви к своей стране иначе, и таким образом попадает в десятку.

Марина Цветаева удивительна тем, как она способна преобразиться в лирике. Сколько преемственности поколений мы встретим в «Бабушке», а сколько своеволия и непреклонности в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины»! Именно поэтому Цветаеву можно не любить, но уважать ее творчество обязательно нужно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему: "Творческий путь Марины Цветаевой".

Марина Ивановна Цветаева - одна из самых известных русских поэтесс. Ее вклад в русскую культуру поистине значительный, ведь она писала не только стихи, но и прозу, освоив множество разных жанров. Поэзия Цветаевой неразрывно связана с прозой, ей присуще особенное звучание. Она писала, что проза поэта отличается от прозы прозаика. И действительно, в тексте писательницы важным всегда был не только идейный замысел, но и ритмичность, гармоничное звучание. Цветаева в прозе всегда подробно изъяснялась, пыталась как можно доходчивее объяснить свою мысль, смакуя ее в разных вариациях. И если поэзия Цветаевой отличается особой лаконичностью, то ее проза более емкая и не менее художественно ценная.

Стихи Марина Цветаева начала сочинять совсем еще девочкой - в шестилетнем возрасте! По-настоящему ее творческий путь начался в шестнадцать лет, когда Марине помогли опубликовать ее первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». В детской, на первый взгляд, книге, литературные критики и известные писатели увидели будущего мастера слова. Первые стихотворения еще полны чистоты и правдивости, они отражают наблюдения юной поэтессы. В них Марина обращается к самым близким - сестре и матери, радуется жизни, рассуждает о смерти, переживает любовь.

Спустя два года выходит в свет второй сборник поэтессы - «Волшебный фонарь». Все произведения, написанные в нежном возрасте, отличаются особым видением мира, романтизмом. В них автор наблюдает за кипящей вокруг жизнью, стремясь запечатлеть ее мгновения.

В последующие несколько лет Цветаева находится в поиске себя как поэта.

Произведения этого периода объединены в сборник «Юношеские стихотворения», который не печатался. Появляется много нового в стихах. Автор обращает внимание на мелкие детали, которые не замечала раньше, экспериментирует с художественными приемами, прибегая то к различным переносам, то к паузам. Она играет с ударениями и тем самым усиливает экспрессию стихотворений, создает особую интонацию.

В годы перед революцией творчество Цветаевой приобретает новые черты. События в стране отражаются на ее стихотворениях, в них появляется мотив любви к родной России, тема поэта и фольклорные мотивы. В это время подрастает дочь поэтессы, которая становится для нее лучиком света, настоящей гордостью. Об этом Цветаева также пишет, но ее мечтам о великом будущем дочери не суждено было сбыться - война и лагеря уничтожили все надежды.

Ранее не писавшая на политические темы Цветаева в этот период показала свое отношение к революции, которую не сумела понять и принять. В 1917-1920 гг. выходит сборник «Лебединый стан». Поэтесса показывает, что способна писать не только об интимном: религия, родина, белогвардейцы - вот о чем теперь пишет автор. Война болью отозвалась в сердце Цветаевой: «больно всем - и белым, и красным!».

Спокойную, мирную жизнь поэтессы разрушили, и она вынуждена была существовать, пытаясь спасти своих детей. В это время ее произведения становятся похожими на личный дневник, в котором записаны глубокие переживания. И когда в жизни Цветаевой случается непоправимое - от голода погибает ее младшая доченька, крик своей души эта женщина-поэт облачает в стих-исповедь:

«Две руки - ласкать, разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя».

Дальше поэтессу ждала жизнь в эмиграции. И хоть позже она все же возвратилась на родину, ни дочери, ни мужа она уже не увидела - их необоснованно обвинили и арестовали. В эти годы поэзия Цветаевой становится еще глубже, приобретает философские и психологические черты. Последняя опубликованная при жизни автора книга - «После России» (1928) - была напечатана во Франции. Этот сборник считают пиком творчества Цветаевой. Кажется, что чем тяжелее становилась ее внешняя жизнь, тем сильнее становился ее внутренний мир и экспрессивнее стихотворения.

Накануне Второй мировой войны поэтесса возвращается на родину, но злосчастная война опять отбирает у нее родные земли, и в 1941 году Марина Цветаева решает уйти из жизни, даже это решение запечатлев в своих стихах: «Мне -совестно, что я еще жива».

Ответ оставил Гость

Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно звучит это имя, похожее на псевдоним. Но за цветочным именем - израненная душа, скитающаяся в бесконечности страстей. Везде - не дома, всегда - не богата и, в общем-то, не слишком удачлива. В маркитанском обозе своей неуёмной воительницы судьбы. Поэт Марина Цветаева.. . Именно поэт, слова "поэтесса" она не любила... Как многие поэты, Цветаева охотно верила "знакам судьбы". Полночь, листопад, суббота - она прочитала этот горестный гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в её поэзию. Пылающая и горькая, на излёте осени, она стала символом судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения. Но уже тогда, в ранней юности, Марина Цветаева догадалась, что её поэзия по духу своему - мятеж, пожар, ракета, что она по сути своей - вперекор всему: и покою сна, и тишине святилищ, и фимиаму славы, и даже пыли забвения. О, она была уверена, что пожар всё равно разгорится, а стихам её "настанет свой черёд". Самое удивительное - это, конечно, её полнейшая уверенность, что сроки исполнятся: настанут дни (хоть через сто лет!) , и её стихи, те самые, что лежат "в пыли по магазинам", нечитанные, немые, погребённые, - они, как засыпанные пеплом угли, вспыхнут, и грозное зарево поэтического мятежа будет видно далеко окрест.
Пророчество сбылось: Цветаева сегодня - один из самых любимых и читаемых поэтов. Она прожила менее полувека, начала серьёзно писать приблизительно в шестнадцать лет и за три десятилетия напряжённого непрерывного труда оставила такое литературное наследие, с которым по масштабу и духовной напряжённости мало что может сравниться. Сотни стихов, пьеса, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза.. . Ею создан совершенно неповторимый поэтический мир, оригинальный голос её чисто и ясно звучит среди пёстрого многоголосья школ и течений "серебряного века". Её лирика - это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру, выражаемой требовательно, страстно, а иногда и с дерзо­стью гордого вызова. И это несмотря на то, что в поэзии Цветаевой есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце.

М.Цветаева - один из ярчайших представителей русской поэзии, и в частности, женской лирики.

Ее творчество не может оставить читателя равнодушным, потому что только она могла в необычной форме передать тонкие и неуловимые душевные движения женской натуры.

В стихотворениях Цветаева выражала свои самые сокровенные чувства и мысли, поэтому в ее лирике такая особенная доверительность, открытость. Действительно, в ее стихах перед нами как бы предстает ее жизнь:

По тебе тоскует наша зала, -

Ты в тени ее видал едва –

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Часто в творчестве поэтессы используется мотив разлуки.

«Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как Цветаева. Она требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая», - писал о ней Евгений Евтушенко. Строки из «Поэмы Конца» подтверждают эту мысль писателя и показывают всю несправедливость расставания и «глубину страдания» лирического героя:

Не довспомнивши, не допонявши,

Точно с праздника уведены…

Наша улица! – Уже не наша… -

Сколько раз по ней….

– Уже не мы… -

Завтра с западу встанет солнце!

С Иеговой порвет Давид!

Что мы делаем? – Расстаемся.

Хотя советская литература не нуждалась в ее лирике, не понимала ее; Цветаева хорошо ощущала время, эпоху, в которую ей довелось жить. Поэтому в ее стихах такое внутреннее напряжение, надлом. Будто чувствуя трагические события, она пишет:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Смерть для нее представляется как возможность избежать будущих страданий.

Думаю, самым важным достоинством М.Цветаевой является умение выражать невыразимое, передавать так состояние души, чтобы и читатели могли почувствовать то, что чувствовала она.

Наверное, поэтому ее имя осталось в ряду имен таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, А.Ахматова.

можно назвать пророческим одно из известнейших стихотворений Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ребенок из интеллигентной профессорской семьи. Марина Цветаева начала свою
литературную деятельность в шестнадцать лет. Влияние матери, талантливой
пианистки, ученицы А.Рубинштейна, сказалось на любви к музыке, природе. Как
говорила сама Цветаева, стихи у нее были тоже от матери, она начала писать их
с шести лет. Свой путь и свою значимость в русской поэзии Марина, тогда еще
совсем молодая девушка, пророчески указала в одном из своих стихотворений.
Цветаева свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» издала сама, в 1910
году, тогда она еще училась в гимназии. В сборник она включила свою лирику,
написанную с пятнадцати до семнадцати лет. Ее стихи с восторгом встретил
Максимилиан Волошин, заметил Валерий Брюсов. «Когда читаешь ее книги,
минутами становится неловко, словно заглянул через полуоткрытое окно в
чужую картину…», — так описывал Брюсов стихи Марины. В них были разговоры
с подругами, с сестрой, матерью, детская непосредственность, виделась в
размышлениях о жизни, смерти, любви.
Марина Цветаева была сложным и талантливым человеком. Держалась она
всегда особняком, как вспоминают ее знакомые, настоящим другом для нее
была сестра Анастасия, Ася. Рано утратив мать, Марина сразу повзрослела и
приобрела предчувствие трагического, пронизывающего ее стихи. После личного
знакомства с Цветаевой с удивительным поэтом и человеком Максом Волошиным
между ними возникает искренняя дружба. Она общается с московскими
символистами, участвует в деятельности издательства «Мусагет». Выступает с
Асей, читая свои стихи в два голоса, дуэтом. В дом приходят известные поэты,
Марина переписывается с В.Розановым.
Через два года после первого Цветаева выпускает второй сборник – «Волшебный
фонарь», а в 1913 году выходит сборник «Из двух книг», в котором собраны
лучшие стихотворения. Оба первых сборника – о доме ее детства, сказочном,
волшебном своем мире. В первых стихах есть и ее юношеское преклонение перед
кумиром – Наполеоном, и в связи с этим – восхищение творчеством Э.Ростана,
написавшем пьесу «Орленок» о сыне Наполеона.
После тех юношеских сборников не напечатали ни одного. Но стихи пишутся
и становятся все отточенней. В Борисоглебском Марина Цветаева живет до
эмиграции. Революция и гражданская война разлучают Цветаеву с мужем: он
белогвардеец, остается за границей. Цветаева воспевает и поэтизирует белую
гвардию в книге стихов 191701921 годов «Лебединый стан», но одинаково
осуждает за кровопролитную войну и белых, и красных.
Поэтесса совершенно неприспособленная к быту, живет в ужасных условиях;
умирает от голода ее вторая дочь, Ирина. Лирика этого периода принизана
ожиданием известий от мужа, скорбью по умершему ребенку.
Марине Ивановне с дочерью Алей удается получить из-за границы весть от
Эфрона и уехать к нему в 1922 году. Вдали от России ее ждут бесконечные
скитания, безденежье, невозможность совместить творчество с заедающим
душу бытом. Но вместе с тем, впереди были и большие поэтические достижения.
Талант Цветаевой вдали от родины обрел мощную силу и зазвучал по-новому.