Забияка эсминец. «Забияка», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович

«Забияка», эскадренный миноносец.

«Забияка», эскадренный миноносец.

Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды корабля, командиром назначили Г. И. Левченко, будущего заместителя наркома ВМФ СССР.

Отряд с «Забияки» одним из первых ворвался в Зимний дворец.

1 ноября по приказу Военно-морского революционного комитета поднялся вверх по Неве и стал у с. Рыбацкого для охраны подъездных путей к столице.

В 1919 году матросы «Забияки» участвовали в обороне Петрограда от белогвардейских полчищ генерала Юденича.

В декабре 1922 года в память пламенного революционерам. С. Урицкого, убитого эсерами в Петрограде в 1918 году, корабль получил имя «Урицкий».

В августе 1933 года эсминец совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север. В период Великой Отечественной войны прошел, участвуя в боях, около 70 тысяч миль, отконвоировал 370 транспортов, отбил 115 атак авиации и подводных лодок.

В одном из походов на нем побывал и ветеран корабля адмирал Гордей Иванович Левченко.

Вступил в строй в 1915 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ Забияка Великому князю Юрию Даниловичу, с легкой руки писателя Дмитрия Балашова, досталась репутация правителя-сорвиголовы, авантюриста, дикого честолюбца без тени нравственности. Репутация, по большей части, ложная. В действительности это был умный и

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

«Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы

Из книги автора

«Деятельный», миноносец. «Миноносцы должны войти в Неву около села Рыбацкого, - отстукивал телеграф слова Предсовнаркома В. И. Ленина в Гельсингфорс, где находился Центробалт, - чтобы защищать Николаевскую дорогу и все подступы к ней».Военно-морской революционный

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2 (2×1) - 102-мм/60 орудия;
  • 2 - 7,6-мм пулемёта.

Минно-торпедное вооружение

  • 12 (4×3) - 450-мм ТА;
  • 80 мин заграждения.

Однотипные корабли

«Десна», «Самсон», «Гром», «Орфей», «Летун», «Победитель», «Азард»

Общие сведения

В 1904 году в России был учрежден Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования, а в 1905 году общество под названием «Лига обновления флота». Целью обеих организаций было восстановить потери Российского Флота после Японской войны. Деятельность комитета и Лиги была очень плодотворной. В 1904–1912 гг. Комитет собрал около 18 миллионов рублей. На эти средства построили две подводные лодки и 19 эскадренных миноносцев. Одним из них был «Забияка».

Описание конструкции

Корпус

При создании корпуса эсминца было успешно решено основное техническое условие, а именно стал гораздо меньше вес самого корпуса и увеличен вес механизмов. Из-за снижения веса корпуса появилась возможность установить турбины и котлы с большей нагревательной поверхностью при том-же водоизмещении. По предложению И.Г.Бубнова при создании корпуса впервые была применена продольная система набора.

Для улудшения непотопляемости корпус делился на ряд отсеков продольными и поперечными водонепроницаемыми переборками. Листы обшивки клепались тремя рядами заклепок.

Энергетическая установка

Котло-турбинная установка корабля была из двух паровых турбин «Кертис - А. Е. Г. Вулкан» и четырёх паровых водотрубных котлов типа «Вулкан»,каждый из которых располагался в отдельном отсеке. Благодаря увеличенной ширине корпуса, удалось разместить более мощную энергетическую установку в 30,000 л.с. Паровые турбины эсминца «Забияка» имели блокировку маневровых клапанов, что повышало их надежность при эксплуатации. Мощность установок обеспечивала скорость хода в 35 узлов.

Вооружение

Главный калибр

На эсминце было установлено два 102-мм орудия Обуховского завода. С марта 1916 в ходе модернизации «Забияку» вооружили ещё двумя такими орудиями.

Выстрелы производились 102-мм унитарными патронами весом 30 кг со снарядом весом 17,5 кг и гильзой с зарядом 7,5 кг. В боекомплект орудия входили как фугасные снаряды, так и шрапнель.Так же были ныряющие и осветительные беспарашютные снаряды.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В качестве зенитного вооружения на «Забияке» первоначально установили 40-мм автомат «Виккерс» и один пулемет 7,62 мм. В 1916 году вооружение пополнили 76,2-мм зенитной пушкой Лендера и ещё одним пулемётом.

76,2-мм зенитная пушка - первая русская зенитная пушка разработанная в 1912 году инженером Путиловского завода Ф. Ф. Лендером. В качестве боеприпасов предусматривались шрапнельные снаряды, дававшие при разрыве облако осколков диаметром 50 м.

В связи с этим, а также с последующим увеличением орудий главного калибра численность экипажа увеличилась до 150 человек.

Минно-торпедное вооружение

Эскадренный миноносец «Забияка» имел четыре трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, в котором были реализованы такие возможности как залповая стрельба веером по площадям, регулирование скорости вращения аппарата (наличие муфты Дженни).Управление торпедной стрельбой осуществлялось при помощи прицелов Михайлова М-1, которые стояли на крыльях мостика.

Торпеды хранились в аппаратах, причём запасных торпед не предусматривалось. Для погрузки торпед и их подачи в аппараты имелись переносные минные балки с ручными лебёдками. После модернизации 1916 года один аппарат убрали,заменив его двумя орудиями главного калибра.

Согласно проекта «Забияка» мог принимать до 80 мин заграждения, для постановки которых корабль был оборудован постоянными рельсами и минными скатами.Для борьбы с подводными лодками эсминец мог принимать до 10 глубинных бомб типов 4В-Б или 4В-М. В дальнейшем их заменяли на более совершенные ББ-1 и БМ-1. Бомбы хранились на верхней палубе на стеллажах и сбрасывались за борт вручную или при помощи тележек.

История службы

Служба в Российском Императорском Флоте

Зачислен в списки судов БФ 27 октября 1913 года.

В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода (Ленинградский металлический завод).

Участвовал в 1-й мировой войне. Дважды выходил на минные постановки в 1915 году. Первый раз 3-го, второй раз 24 декабря. Во время второй постановки в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине.В результате получил большие повреждения. Было разрушено часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. Из команды погибло 12 человек и ранено 9 членов экипажа.

25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле, длившийся девять месяцев. Тут эсминец претерпел первую модернизацию. Было решено снять один кормовой торпедный аппарат и поставить ещё два 102-мм орудия.

Второй ремонт был из-за навигационной аварии. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс задел корпусом грунт и сломал руль и конец гребного вала с винтом. Встал на доковый ремонт до середины 1917 года.

Успел поучаствовать в Моонзундской операции.1 октября эсминцы «Гром», «Забияка» и «Победитель», находившиеся в дозоре на Кассарском плесе, обнаружили германский крейсер в сопровождении миноносцев. В середине дня сюда подошли эсминец «Константин» и канонерская лодка «Храбрый».В 13.50 германский линкор «Кайзер», подошедший в середине дня, с дистанции 110 кабельтовых открыл огонь по русским эсминцам.В 15.10 подошли ещё 9 вражеских эсминцев. На дистанции 70 кабельтов начался бой в результате которого погиб эсминец «Гром» и немецкий эсминец, пытавшийся отбуксировать русский корабль как боевой трофей. На «Забияке» одно орудие выведено из строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых. После боя ушёл в Рогокюль.

25 октября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского Флота, участвовал в революции и подавлении мятежа Краснова.

В 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера.

С октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении.

В октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.

Служба до Великой Отечественной войны

21 апреля 1921 года вошёл в состав МСБМ

В 1933 в составе ЭОН-1 перешёл из Ленинграда на север.

15 октября 1938 - 10 марта 1941 - капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница».

Великая Отечественная война

Боевая деятельность корабля в годы войны проходила в очень сложных условиях. В составе Северного флота было восемь эсминцев.

С 1938 года корабль стоял на капитальном ремонте. Война началась для него 23 июня. Все боевые задания в начале войны «Урицкий» выполнял не в боевом составе флота, так как был на ремонте. Военно-морской флаг на нем поднимали только при выполнении очередного задания. При возвращении он поднимал красный заводской флаг. Ремонт закончился 15 июля.

Первый раз «Урицкий» открыл огонь по фашистским самолетам 23 июня, а 30 июня корабль открыл боевой счет.

Это произошло в Мотовском заливе, при артиллерийском обстреле фашистов. В результате обстрела «Куйбышев» и «Урицкий» уничтожили и подожгли артиллерийскую и минометную батареи, нанесли серьёзный урон войскам в четырех местах сосредоточения.

Когда эсминцы после выполнения задачи возвращались на базу, их атаковали пикирующие бомбардировщики. Во время отражения одной из атак зенитчики «Урицкого» сбили один бомбардировщик, а другой повредили.

В конце августа 1941 года эсминцы конвоировали транспорт «Мария Ульянова». Пройти незамеченным конвою не удалось - его обнаружила фашистская авиация. Начались непрерывные атаки вражеских самолетов. Через каждые тридцать-сорок минут над конвоем появлялась очередная группа «юнкерсов», и бомбы сыпались градом, но безрезультатно благодаря отличной работе зенитной артиллерии эсминца. Утром 27 августа пришли в Териберку. Груз был доставлен по назначению, а немецкая авиация потеряла несколько самолетов.

С 19 по 27 декабря «Урицкий» и «Куйбышев» конвоировали транспорты с рейда Бугрино в Архангельск. За это время они провели тринадцать конвоев без единой потери.

В 1943 году «Урицкий» провел семнадцать конвойных операций без потерь с нашей стороны.

В 1944 году он участвовал в тридцати боевых операциях, отконвоировал 127 транспортов, отразил десятки атак подводных лодок. Три фашистские подводные лодки были повреждены его оружием. За год корабль прошел с боями 17 тысяч миль. Ему дважды объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего, более половины личного состава было награждено орденами и медалями. В январе - апреле 1945 года он участвовал в двадцати двух конвоях, а в паузах выполнил шесть боевых заданий по поиску и уничтожению субмарин противника.

Служба в Послевоенный период

22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошёл в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 «Урицкий» исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием «Реут» вошёл в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле.

17 декабря 1915 года на минном заграждении, выставленном в Рижском заливе эсминцами "Забияка", "Новик" и "Победитель", подорвался немецкий бронепалубный крейсер "Бремен". Налетевший на две "рогатые" якорные мины корабль быстро пошел ко дну, унося с собой 187 матросов и 11 офицеров, включая капитана, которому взрывом оторвало ноги. Только 57 человек из команды "Бремена" смогли спастись, их поднял из ледяной воды шедший рядом эсминец V-186. Однако это был еще не конец.

Чуть позже, в тот же день и на том же заграждении погиб эсминец V-191, а вместе с ним улетели в Валхаллу еще 25 германских моряков. В общем, потери, понесенные Кригсмарине на Балтике ровно 98 лет назад, были весьма чувствительными, а наш флот в очередной раз подтвердил свое умение ставить минные поля в нужное время и в нужном месте.
К сожалению, это было единственное умение, которым мог похвастать флот Российской Империи в Русско-японской и Первой мировой войнах. Эпоха победоносных эскадренных баталий завершилась для него еще .


Эсминец "Забияка" на Неве в Санкт-Петербурге.


Крейсер "Бремен" - последний крупный военный корабль, утопленный Российским Императорским военно-морским флотом.


Немецкий эсминец V-43 однотипный с V-191, погибшим на русском минном заграждении 17 декабря 1915 года.


Русские морские мины образца 1908 и 1912 годов.


Крейсер "Бремен", лежащий на глубине 45 метров в 20 километрах от порта Вентспилс, недавно был обнаружен и сфотографирован латвийским дайвером Денисом Лапиным.

Г. Левченко. «Урицкий»

Г. ЛЕВЧЕНКО,
адмирал

И ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО ПАРТИЯ БЫЛА НА СТРАЖЕ, ЧТО ПАРТИЯ БЫЛА СТРОЖАЙШЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАНА, И ПОТОМУ, ЧТО АВТОРИТЕТ ПАРТИИ ОБЪЕДИНЯЛ ВСЕ ВЕДОМСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ. И ПО ЛОЗУНГУ. КОТОРЫЙ БЫЛ ДАН ЦК, КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК ШЛИ ДЕСЯТКИ, СОТНИ, тысячи И В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ МИЛЛИОНЫ. И ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО НЕСЛЫХАННЫЕ ЖЕРТВЫ БЫЛИ ПРИНЕСЕНЫ. - ТОЛЬКО ПОЭТОМУ ЧУДО, КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО, МОГЛО ПРОИЗОЙТИ. ТОЛЬКО ПОЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ДВУКРАТНЫЙ, ТРЕХКРАТНЫЙ И ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ ПОХОД ИМПЕРИАЛИСТОВ АНТАНТЫ И ИМПЕРИАЛИСТОВ ВСЕГО МИРА. МЫ ОКАЗАЛИСЬ В СОСТОЯНИИ ПОБЕДИТЬ. В. И. Ленин.

Мой рассказ о славном «Забияке», который вместе с другими революционными кораблями Балтийского флота по приказу главного адмирала - партии большевиков пришел в Петроград на защиту революции.

Я служил на этом эскадренном миноносце артиллерийским унтер-офицером.

«Забияка» был тогда одним из новейших русских эсминцев. Свое задорное название корабль получил по наследству. Все эсминцы типа «Новик», к которому принадлежал и он, именовались в честь морских побед русского флота и в память о кораблях, прославившихся в этих сражениях: «Гренгам», «Гогланд», «Азард», «Гавриил»,


«Забияка». Корабль был спущен на воду 5 ноября 1914 года, а через год вступил в строй.

Весть о Февральской революции 1917 года большая часть команды нашего эсминца, стоявшего тогда в Ревеле (Таллине), встретила восторженно. Был избран судовой комитет. Председателем его стал матрос-большевик котельный машинист Заикин, секретарем избрали меня. До призыва на флот Заикин работал на заводе Леснера, был тесно связан с питерскими рабочими, прошел хорошую революционную закалку. Росло влияние большевиков в команде эсминца, и в канун Октября «Забияка», как и большинство кораблей Балтики, был готов по первому зову партии выступить за власть Советов. Дл я команды корабля 1917 год был годом возмужания.

Как и на других кораблях, жизнь на «Забияке» в это время бурлила. Мы были против продолжения войны.

Но когда флот кайзеровской Германии стал угрожать Петрограду - центру революционного движения в России, команда единогласно решила драться с врагом.

«Забияка» принял участие в решающем бою 14 октября 1917 года вместе с «Громом», «Победителем», «Константином» и двумя канонерскими лодками. Мы выдержали неравный бой с германскими линкорами и 17-ю эсминцами. «Гром» геройски погиб в этом бою, повторив бессмертный подвиг «Стерегущего». Наш эсминец получил повреждения, потерял 4 матроса убитыми и 5 ранеными. Но метким огнем своих орудий мы вывели из строя вражеский эсминец...

24 октября около 10 часов вечера к нам прибыл председатель Центробалта П. Е. Дыбенко и сообщил, что срочно нужно отправить в Петроград в распоряжение Военно-революционного комитета три эскадренных миноносца, в том числе и «Забияку», для участия в вооруженном восстании. Несмотря на поздний час, судовой комитет созвал общее собрание команды миноносца, на котором было принято решение идти в Петроград. 25 октября утром в строю других кораблей мы взяли курс к Петрограду. Матросы «Забияки», которые только недавно геройски сражались с германским флотом в Моонзунде, готовились к новым предстоящим боям.

Эскадренные миноносцы «Самсон» и «Забияка» явились значительным пополнением революционных сил. На их мачтах развевались красные полотнища с надписями: «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!» Восставший пролетариат и гарнизон Петрограда с восторгом встретили приход кораблей. С берега раздавались дружные приветствия и крики «ура». На набережных происходили митинги матросов, солдат и рабочих.

Председатель комитета корабля Заикин ушел на берег за дальнейшими распоряжениями, поручив мне привести корабль в полную боевую готовность и выделить отряд матросов на случай отправки на берег. Были подготовлены к бою орудия и другие средства миноносца, команде розданы винтовки.

Вскоре на корабль возвратился Заикин в сопровождении нескольких гражданских. После короткого совещания распределили обязанности. Мне поручили возглавить группу в 30 человек, присоединиться ко 2-му Балтийскому экипажу и следовать вместе с ним к Зимнему. Мы выступили.

Прозвучал орудийный выстрел с «Авроры». Мы двигались на Дворцовую площадь. Вместе с революционными рабочими Петрограда и с нашими братьями-солдатами ринулись на штурм Зимнего дворца.

Революция победила, но победу надо было отстоять. Когда вспыхнул контрреволюционный мятеж Керенского - Краснова, «Забияка» вместе с другими кораблями перешел вверх по Неве, к селу Рыбацкому. Расположенное вблизи железнодорожной станции, оно оказалось в зоне обстрела нашей корабельной артиллерии. Путь к Петрограду контрреволюционным частям по Северной дороге был отрезан огнем эсминцев...

После окончания гражданской войны наш «Забияка» одним из первых вошел в строй Красного Балтийского флота. Но теперь он уже назывался «Урицкий» - в памят ь о пламенном революционере, зверски убитом эсерами в Петрограде в 1918 году. Началась другая жизнь эсминца, и служило на нем новое, молодое поколение моряков. «Урицкий» участвовал в первых больших походах Балтийского флота.

В июне 1925 года он ходил в Кильскую бухту. В следующем году эсминец вместе с другими кораблями нанес визит в Хельсинки и Таллин.

В 1933 году, когда создавался Северный флот, «Урицкий» вместе с другими боевыми кораблями по Беломорско-Балтийскому каналу пришел на Север. Здесь он нес боевую вахту по охране наших северных морских границ. Экипаж «Урицкого» высоко держа л и преумножал славные революционные и боевые традиции матросов «Забияки». Достаточно сказать, что на протяжении ряда лет команда «Урицкого» держала первенство по боевой подготовке. В 1936 году эсминец носил на своих трубах пять звезд - символ высокого мастерства пяти боевых частей на корабле. «Урицкий» участвовал в выполнении ряда специальных правительственных заданий, за что несколько наиболее отличившихся офицеров были награждены орденами.

В годы Великой Отечественной войны «Урицкий» с первого и до последнего дня оставался в боевом строю. Храбро сражался с фашистскими захватчиками его экипаж.

Овеянный славой эсминец вместе с другими нашими славными боевыми кораблями совершал смелые налеты на позиции засевших в скалах гитлеровцев, на их батареи, командные пункты, участвовал в конвоях, охраняя транспорты с боеприпасами и оружием, шедшие в наши порты. Он прошел тысячи огненных миль, вступал в бесстрашные схватки с вражескими самолетами и подводными лодками. «Урицкий» с честью выдержал все испытания. Он прожил долгий век как верный боец революции, идущий через годы и моря неизменным курсом - курсом «Авроры».

В 1930 году «Амур» стал учебным кораблем ленинградских осоавиахимовцев. На его борту приобщались к военно-морскому делу будущие Герои Советского Союза командир подводной лодки Евгений Осипов, командир катера-тральщика Иван Ларин, летчик-торпедоносец Николай Афанасьев.

Перед войной «Амур» снова был призван на флот, стал плавучей базой катеров. Затоплен 28 августа 1941 года, чтобы закрыть доступ гитлеровским кораблям в таллинскую гавань.

Вступил в строй в 1909 г. Водоизмещение - 2926 т, длина - 91,4 м, ширина - 14,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 5000 л. с. Скорость - 17 узлов. Дальность плавания - 3200 миль. Вооружение: 5 - 120-мм, 2 - 75-мм орудия, 8 пулеметов, 324 мины. Экипаж - 322 чел.

«Забияка», эскадренный миноносец.

Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды корабля, командиром назначили Г. И. Левченко, будущего заместителя наркома ВМФ СССР.

Отряд с «Забияки» одним из первых ворвался в Зимний дворец.

1 ноября по приказу Военно-морского революционного комитета поднялся вверх по Неве и стал у с. Рыбацкого для охраны подъездных путей к столице.

В 1919 году матросы «Забияки» участвовали в обороне Петрограда от белогвардейских полчищ генерала Юденича.

В декабре 1922 года в память пламенного революционерам. С. Урицкого, убитого эсерами в Петрограде в 1918 году, корабль получил имя «Урицкий».

В августе 1933 года эсминец совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север. В период Великой Отечественной войны прошел, участвуя в боях, около 70 тысяч миль, отконвоировал 370 транспортов, отбил 115 атак авиации и подводных лодок.

В одном из походов на нем побывал и ветеран корабля адмирал Гордей Иванович Левченко.

Вступил в строй в 1915 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Самсон», эскадренный миноносец.

В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы разобраны, эсминец не готов к плаванию.

- «Самсон» выполнит свой долг перед революцией! - заявил судовой комитет.

За ночь матросы сделали то, что офицеры считали невозможным: ввели машины в строй. На борт «Самсона» поднялись 130 вооруженных десантников, корабль взял курс на Питер. Между мачтами колыхалось полотнище «Вся власть Советам!».

Войдя в Неву, эсминец нацелил орудия на Зимний. Десантники и часть команды направились на помощь революционным войскам. А трое матросов во главе с большевиком Георгием Борисовым пошли в Смольный. Они передали президиуму II Всероссийского съезда Советов письмо Центробалта. От имени ста тысяч моряков Центробалт заявлял, что Балтийский флот «поддержит борьбу съезда за власть всеми своими вооруженными силами».

Среди участников штурма Зимнего был матрос с «Самсона» Василий Купревич, впоследствии выдающийся советский ботаник, академик и президент Академии наук Белорусской ССР, Герой Социалистического Труда.

После гражданской войны эсминец получил имя «Сталин». В 1936 году совершил переход Северным морским путем во Владивосток. В 1945 году участвовал в войне с империалистической Японией.

Вступил в строй в 1916 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Верный», учебный корабль.

«В Петрограде восстание, - сообщили из Кронштадтского Совета на учебный корабль «Верный», стоявший в Биорке, что южнее Выборга. - Предлагается срочно выйти в столицу, поддержать рабочих…»

На борт корабля поднялись две роты матросов учебно-артиллерийского отряда. 25 октября в 12 часов 20 минут «Верный» направился в Питер. Контрреволюционно настроенный командир корабля и несколько эсеров пытались под разными предлогами задержать «Верный» в пути, но матросы, руководимые большевиком Федором Кузнецовым-Ломакиным, сломили сопротивление врагов революции. В 20 часов 15 минут «Верный» вошел в Неву и стал у набережной Васильевского острова. Десант матросов корабля штурмовал Зимний.

В 1924 году корабль переименован в «Ленинградсовет». Многие годы на корабле проходили практику курсанты военно-морских училищ.

В период Великой Отечественной войны защищал Таллин, участвовал в героической обороне Ленинграда.

Вступил в строй в 1896 г. Водоизмещение - 1287 т, длина - 62,3 м, ширина - 11,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 612 л. с. Скорость - 11,1 узла. Дальность плавания - 1900 миль. Вооружение: 4 - 75-мм, 2 - 47-мм, 2 - 37-мм орудия, 1 торпедный аппарат. Экипаж - 191 чел.

«Зарница», яхта.

В 1917 году ее экипаж дважды выполнял революционные задания в Петрограде. 4 июля корабль вошел в состав флотилии транспортов и катеров, на которых кронштадтские матросы прибыли в столицу для участия в демонстрации рабочих и солдат, проходившей под лозунгом «Вся власть Советам!».

25 октября «Зарница» пришла в Петроград с десантом вооруженных моряков. Высадив его на берег, яхта превратилась в госпитальное судно: на ней находилось более полусотни врачей и санитаров из Кронштадтского морского госпиталя и фельдшерской школы для оказания помощи раненым участникам вооруженного восстания. На мачте яхты был поднят флаг Красного Креста.

После взятия Зимнего дворца отряд моряков «Зарницы» охранял дворец и находившиеся в нем художественные ценности. На ее борт перешел штаб морских частей Кронштадта, действовавших в Петрограде.

Яхта участвовала в гражданской войне.

В 1921 году переоборудована в тральщик. Очищая голубые дороги для торгового флота, корабль (ему присвоили новое имя - «Змей») уничтожил множество мин, поставленных интервентами в Финском заливе.

В начале Великой Отечественной войны «Змей» тралил вражеские минные заграждения. Героически погиб в конце июля 1941 года, подорвавшись на мине при выполнении боевого задания командования.

Вступил в строй в 1914 г. Водоизмещение - 245 т, длина - 39 м, ширина - 6 м, углубление - 3 м. Мощность машин - 375 л. с. Скорость - 10 узлов. Дальность плавания - 500 миль. Вооружение: 1 - 45-мм орудие. Экипаж - 30 чел.

Тральщики № 14 и № 15.

«Окружить и отрезать Питер, взять его комбинированной атакой флота, рабочих и войска… - такова задача, требующая искусства и тройной смелости», - писал В. И. Ленин осенью 1917 года.

Ленинское указание выполняли многие корабли Балтийского флота разных классов. И среди них тральщики № 14 и № 15. В прошлом это были волжские буксиры «Лебедянь» и «Вольск», водившие караваны по реке и Каспию. В 1915 году в один день их призвали на военную службу, перевели на Балтику, вооружили артиллерией и тралами, дали бортовые номера.

Двум тральщикам срочно перейти в Петроград, - сказал ему Павел Дыбенко. - Быть в боевой готовности.

Узнав о предстоящем походе в столицу, механик «Четырнадцатого» сбежал. Его место занял матрос машинист Сорокин. 24 октября оба корабля были в Неве. В ночь на 25 октября «Пятнадцатый» сопровождал крейсер «Аврору» в его переходе от Франко-русского завода до Николаевского моста.